И снова cinema…

С 9 сентября в Цхинвале начинается Неделя российского кино. 

Инициатором показа российских кинокартин выступила ООО «Кинокомпания «Gate», при содействии Министерства культуры РЮО.

Неделя российского кино открывается мощной патриотической картиной режиссера Дмитрия Месхиева «Батальонъ», ставшая лауреатом многих российских и международных фестивалей. Кинолента повествует о судьбе бойцов первого в Российской империи добровольческого женского батальона, отличившегося в боях против войск кайзеровской Германии.

Также в заявленной программе Недели – «Коробка» режиссера Э. Бордукова, «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» режиссера А. Аксененко, «СуперБобровы» режиссера Д. Дьяченко, «Воин» А. Андрианова и весьма популярный фильм нынешнего лета «Завтрак у папы» режиссера М. Кравченко, заработавший в прокате 75 миллионов рублей.

Помимо «взрослых» российских фильмов, в киноконцертном зале «Чермен» представят пять лучших детских российских кинокартин, в том числе анимационных.

С целью привлечения внимания молодежи, каждый показ детских и молодежных фильмов будет сопровождаться видеолекцией режиссера Романа Каменского из цикла «100 лекций для школьников».

По словам продюсера «Кинокомпании «Gate» Жанны Тедеевой, Минкульт РФ планомерно занимается продвижением российских фильмов и для этого проводит разного рода мероприятия международного масштаба. К тому же 2016 год объявлен в России Годом кино, что обусловило подготовку и представление серии проектов, направленных на популяризацию российского и советского кинематографа, более тесное знакомство зрителей с работами ведущих и молодых российских режиссеров. Совпадение это, или нет, но 2016 год в плане прибылей от кинопроката стал самым прибыльным для российского кинематографа.

Неделя российского кино в Южной Осетии как-то сразу же напомнила о нелегкой судьбе зарождающегося югоосетинского кинематографа, хотя, возможно, это пока слишком громкое слово для тех нескольких картин, которые были сняты осетинскими режиссерами.

Тем не менее, факт остается фактом – такие фильмы в природе существуют, а значит, для них можно организовать проведение Недели уже осетинского кино. Это позволит ближе познакомить отечественного зрителя с картинами осетинских режиссеров и способствовать привлечению внимания, в том числе спонсорского, ко всем тем, кто принимал участие в их создании.

Ведь можно легко назвать хотя бы несколько фильмов, которые стоит включить в программу подобного потенциального киномероприятия. В их числе – полнометражный художественный фильм по мотивам знаменитой пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет», автором которого является Роман Габриа. Понятно, что автор – не южный осетин, но съемки фильма проходили в РЮО, а большинство ролей исполняли актеры Юго-Осетинского госдрамтеатра.

В предыдущие годы в Республике по мотивам произведений писателя Тамерлана Тадтаева также снимался художественный фильм, посвященный мотивам национально-освободительной войны в Южной Осетии.

С полным основанием в программу Недели осетинского кино можно включить картины молодого осетинского режиссера Алана Догузова, включая фильм «Воскресение», получивший главный приз первого Международного кинофестиваля в Карловых Варах, а также ряд других престижных российских премий. Его другая картина «Соврешь – умрешь» была удостоена специального приза на IX Всероссийском кинофестивале актеров-режиссеров «Золотой Феникс». Большим успехом у зрителей она пользовалась и в процессе показа в рамках Германо-Российского фестиваля, проведенного в этом году в честь Дня России.

И это лишь те фильмы, которые были на слуху за последние год-два. При желании этот список, в зависимости от количества приоритетных жанров, можно увеличить. Разумеется, даже проведение Недели осетинского кино еще не дает оснований говорить о развитии югоосетинского кинематографа, поскольку для появления национального кинематографа необходимо прежде создание киноиндустрии, что требует серьезных финансовых вливаний, на сегодняшний день непосильных для нашей Республики.

Хорошим стартом могла бы стать студия короткометражных художественных фильмов. В той же Северной Осетии с 2010 года регулярно проводится фестиваль короткометражных фильмов «Дирижабль». Получив широкий резонанс в обществе, он не просто объединил увлеченных людей, но и открыл немало неизвестных до этого имен талантливых и перспективных молодых людей.

Будем надеяться, что первые ласточки в виде кинокартин, снятых осетинскими режиссерами за последние годы, позже станут той платформой, на базе которой начнет развиваться национальный кинематограф.

Ну, а что касается бизнеса, среди известных осетинских бизнесменов радетелей развития национального кинематографа пока не было замечено, что говорит о недооценке того влияния, которое мир кино может оказать на общество.

Именно кино в состоянии оказать психологическое влияние на человека и передать его привычки, чувства, обычаи. Сегодня кино, видео и телевидение – одни из самых легкодоступных средств распространения массовой информации. Общество и СМИ стали неразделимы. Если говорить о глобальном влиянии кино, то можно с уверенностью сказать, что поощряя производство фильмов определенного жанра, можно легко повлиять на глобальное изменение в образе жизни людей в целом уже через десятилетия. Именно поэтому кино с давних пор стало оружием информационных войн. Если взять, к примеру, события в Южной Осетии в августе 2008 года, мы видим, как через продукцию киноиндустрии разные страны пытались довести до общественности свою точку зрения, убедить ее в своей правоте. Хотя, казалось бы, художественное кино не может являться мерилом объективной истины или доказательством тех или иных точек зрения. Но испробованные технологии позволяют воздействовать на умы зрителей, создавая образы «плохих» и «хороших» парней. Неважно, кто был прав в той или иной войне, и кто победил в конечном счете, всемогущий Голливуд способен изменить историю в мозгах широкого зрителя.

В странах, где развита собственная киноиндустрия, кино давно стало средством претворения государственной идеологии. Создавая яркие образы киногероев и наполнив их нужным содержанием, можно добиться большего воздействия, нежели через выступления сотен политиков. Пока что для нашей Республики этот способ реализации национальной идеологии и средство воспитания подрастающего поколения на близких к национальному духу идеалах не слишком доступен. Исключение составляет жанр документального кино, которое занимает прочные позиции как в Южной, так и в Северной Осетии. Впрочем, на Севере Осетии давно пробуют себя и в жанре художественного кино.

Его история начиналась с любительского фильма «Осетинская легенда», поставленного группой энтузиастов во главе с художником Азанбеком Джанаевым в 1966 г. Картина с большим успехом обошла экраны многих стран мира.

Развитие профессионального киноискусства связано с созданием Северо-Осетинской студии телевизионных фильмов. Первым телевизионным фильмом стал фильм-опера «Возвращение Коста». И хотя в кинематографии была принята практика госзаказа, определявшая тематику фильмов, заданность темы не помешала фильмам «Чермен», «Костры на башнях», «Жизнь, ставшая легендой», «Кольцо старого шейха», «Крутизна» и другим стать заметным явлением в истории национальной кинематографии.

В Южной Осетии в советский период также были свои яркие имена, способные создавать неординарные произведения. Чего стоит творчество того же Владимира Валиева или Таурбега Гаглоева, но до создания собственной киностудии дело так и не дошло.

А. ГЕРГАУЛОВА