20 января 1923 года родился известный осетинский композитор, уроженец села Верхний Рук Южной Осетии Христофор Плиев. Человек, который всю свою жизнь посвятил служению осетинской музыкальной культуре не только как композитор, но и как человек и сподвижник. Христофор Плиев не сразу нашел себя в музыке, хотя занимался ею с детства. Вначале он поступил на физико-математический факультет Сталинирского пединститута, в Великую Отечественную войну воевал на разных фронтах. Демобилизованный в 1947 году, окончательно утвердившись в решении стать профессиональным музыкантом, он стал студентом Московской консерватории. Педагоги консерватории отмечали его талант, старания и способность углубленно заниматься длительное время академическими дисциплинами.
Христофор Плиев внес огромный вклад в музыкальную сокровищницу Осетии. Автор многих популярных мелодий, музыкальных комедий, первых эстрадных песен, полюбившихся в родной Осетии. Отзывчивый друг и коллега, он смотрел на творчество как на суть человеческого выражения в звуках, проблем не только лично лирических, но и национальных масштабных. Современники Христофора помнят его как человека, который мог по достоинству оценить работу другого музыканта. Есть немало историй о том, как он помог тому или иному музыканту. Известно, что молодой Булат Газданов как гармонист часто участвовал в его музыкальных спектаклях.
Христофор Плиев был в числе тех музыкантов, которым посчастливилось пройти годы ученичества у Бориса Галаева. Навыки, приобретенные в те годы, затем пригодились ему в жизни, в том числе и в музыкальном творчестве. Бесспорно талантливый, он проделал большой путь в музыкальном искусстве от поющего на слух парнишки до автора крупных произведений, пишущего в разных жанрах и формах. Для поколений любителей музыки среднего и старшего возраста он остался в памяти как автор многих комических персонажей, звучащих по радио. Чего стоит одна только ария Сасинки из оперетты «Весенняя песня», которая чуть ли не каждый день звучала в различных заставках по осетинскому радио. Много раз обращался Христофор к творчеству великого Коста, им написаны песни и романсы на стихи поэта. Но, по всеобщему признанию критиков, опера «Коста» стала одним из его лучших сочинений. Коста здесь прежде всего защитник угнетенных, и только затем – великий поэт.
Многими наградами оценены его заслуги перед государством и своим народом. Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1960 года, лауреат премии им.Коста с 1966 года и член Союза композиторов с 1958 года. О годах его работы председателем Союза композиторов вспоминает музыковед Татьяна Батагова: «16 лет Христофор Сосланович возглавлял Северо-Осетинский Союз композиторов. Это было время расцвета творческой организации, время премьер, фестивалей, гастролей, обменных (с композиторами других республик) концертов и т.п. … Именно поэтому он сегодня вспоминается не только как замечательный композитор, но и как яркая личность, выдающийся общественный деятель».
Сейчас, как и прежде, его яркая, озорная, временами гротескная музыка звучит с разных сцен и театральных подмостков. Память о нем бережно хранят его поклонники, коллеги, родные и друзья.
Тамара КОТОЛОВА