Душа, отданная дьяволу, или добро победило зло?

29 октября в Юго-осетинском драматическом театре состоялась премьера спектакля по произведению поэтессы и драматурга Людмилы Галавановой «Райская дорога в ад». Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств РЮО Тамерлан Дзудцев.

На сцене бар, и открытое пространство, чем-то напоминающее бункер, или станцию метро, где может вдруг собраться много незнакомых людей. Это злачное место, где владелец кафе, алчный Фидар, ради наживы распространяет смерть, сбывая губительное зелье – наркотики.

Приглушенный свет, осторожная, неагрессивная музыка, которую первые минуты слушаешь настороженно, недоверчиво, а в последующие секунды уже замечаешь, как все больше и больше начинаешь чувствовать нерв этой музыки… Уже с самого начала представления ощущение страха не покидает зрителя – затягивает бездна, рождая чувство отчужденности, далекости и одиночества. По обе стороны сцены своеобразные высокие ступени, на которых почти на протяжении всего представления артисты танцуют в масках, в плащах и босиком.

Это не абстрактный танец. Вначале приходишь в недоумение от вереницы казалось бы ничем не связанных и не зашифрованных по смыслу эпизодов. Сильно обескураживает отсутствие всякой видимой логики, но скоро весь этот калейдоскоп эпизодов складывается в глубокий смысл. Действие вскрывает трагизм и вечную дисгармонию мира, особую тоску, связанную с переживанием любви. И тут же – ощущение мудрой иронии. Нельзя увиденное назвать просто танцем – это скорее симфония человеческих поз и тел, полная глубокого психологизма.

Сюжет спектакля – губительное воздействие наркомании на человеческие судьбы. Режиссеру и актерам удалось донести до зрителя – как шаг за шагом вползает человек в смертельную зависимость, заставляющую его совершать преступления, которые еще недавно представлялись ему немыслимыми. Как соприкосновение с этим злом разрушает семьи, убивает молодость и лучшие человеческие качества. Честь, достоинство, любовь – все оказывается растоптанным и поруганным, принесенным в жертву игле наркомана.

Бедствие, которое приносит наркомания, высвеченная в образах молодых Алана (Эдуард Ванеев) и Аланы (Милена Сагирова), никого не оставило равнодушными. Смелые режиссерские решения, умелое сочетание элементов хореографии с широким использованием технических средств воздействия, включая оформление сцены, достигали нужных результатов.

Интерес зрителей вызвала не только интерпретация трагедии молодой семьи, ставшей жертвой наркомании. Режиссер взял более глубокий ракурс, затронув извечную тему борьбы добра и зла, олицетворением которой стали образы Домбая (Виссарион Битаров) и Фидара (Жан-Жак Харебов). Через весь спектакль красной нитью проходила тема их противоборства, своего рода философская дуэль, и хотя, казалось бы, на этот раз зло победило, режиссер все же оставил место робкой надежде, выразившейся в использовании образа креста и высших сил, к которым обратились отчаявшиеся жертвы, осознавшие свое бессилие против всевластного и изобретательного зла.

О том, что труппа Юго-Осетинского госдрамтеатра ведет работу над новой постановкой, публике задолго до премьеры сообщил директор театра Филипп Каджаев. Правда, детали сценария он предпочел не раскрывать, поэтому новый спектакль оказался сюрпризом для зрителя, не ожидавшим, что наболевшие социальные проблемы могут быть раскрыты столь глубоко и откровенно. «Райская дорога в ад» оказалось постановкой, недвусмысленно и ярко высветившей роль искусства в борьбе с проблемами, поражающими социум.

«Райская дорога в ад» стала первой постановкой Юго-Осетинского госдрамтеатра по социальной проблематике за последние годы и доказательством того, что труппе театра под силу поднимать социально значимые темы, используя силу воздействия театрального искусства.

А. ГЕРГАУЛОВА