Абстракционизм в цветах национального триколора

Важными вехами в творчестве любого художника являются выставки. Для мастера кисти – это момент, когда его творчество выставляется на суд зрителя, зачастую изысканного и придирчивого. Одновременно это возможность получить признание коллег по цеху и определить свою нишу в мире живописи. И если для начинающих художников эффектная презентация способна надолго определить вектор развития и обозначить перспективы, то для маститых мастеров речь идет об очередном факте признания их заслуг и масштабности таланта.

Последнее в полной мере относится и к Ушангу Козаеву, чей талант давно и уверенно перешагнул пределы родной Осетии, став достоянием мировой живописи. Внушителен список его работ, представленных в Эрмитаже, его картины экспонировались в таких городах мира, как Москва и Гамбург, Токио и Пекин, Мадрид и Санкт-Петербург… Перечислять многочисленные титулы и награды известного осетинского абстракциониста, прозванного поклонниками осетинским Сальвадором Дали, нет смысла, но остановимся на основных – Ушанг Козаев – народный художник Южной Осетии, заслуженный художник России, заслуженный художник Северной Осетии, почетный академик Российской академии художеств. В числе наград – серебряная медаль Союза художников РФ и орден Российской академии художеств «За служение искусству». Особняком стоит другая награда – орден Уацамонга – высшая военная награда РЮО.

Новым этапом признания заслуг югоосетинского мастера кисти станет выставка в Академии художеств Москвы, которая пройдет в ноябре 2016 года и где ценители его искусства вновь смогут соприкоснуться с внутренним миром художника, квинтэссенцией ощущений демиурга.

НОВЫЙ МУЗЕЙ В ЖИЗНИ МАСТЕРА

Мастер кисти Ушанг Козаев за всю свою творческую биографию принимал участие в многочисленных выставках в разных странах. Важным событием для него стала и прошлогодняя персональная выставка в Петербурге в Новом музее под названием «Власть цвета», получившая широкий резонанс в прессе. Впервые в северной столице России было столь масштабно представлено творчество Ушанга Козаева, в экспозицию выставки вошло около 50-ти живописных композиций. Много сил к организации этой выставки приложил осетинский меценат, уроженец Цхинвала, основатель Нового музея Аслан Чехоев, к сожалению, скончавшийся в июне этого года.

Врач по профессии А. Чехоев, помимо своего прямого профиля успешно занявшийся коммерческой деятельностью, начал коллекционировать советское нонконформистское искусство – первыми приобретениями в его собрании стали работы «русского Поллока» Евгения Михнова-Войтенко. Позже к ним добавились произведения классиков нонконформистского искусства советского периода. В коллекции мецената представлено и современное российское искусство.

В 2010 году Чехоев открыл на Васильевском острове Новый музей – первый в Петербурге частный музей современного искусства. Основу постоянной экспозиции музея составила коллекция Чехоева, кроме того в Новом музее проходят выставки крупнейших современных российских художников, лекции художников и искусствоведов.

В целом, коллекция музея насчитывает около пятисот произведений и представляет собой ретроспективу современного российского искусства от его зарождения в середине 20-го века до наших дней. За время, прошедшее со дня своего основания, музей занял достойное место в культурной жизни Северной столицы. Сегодня Новый музей – одна из самых известных в Петербурге арт-площадок, занимающихся популяризацией современного искусства.

Его смерть стала ударом и для осетинских художников, которых он всегда старался поддерживать, организовывая для них выставки и предоставляя место в своем музее для экспозиций. В их числе был и Ушанг Козаев, талант которого Аслан Чехоев оценил сразу же, увидев его картины.

Меценат считал, что Ушанг Козаев остается загадкой, поскольку художник, получивший традиционное советское художественное образование, уже в начале своего творческого пути пришел к пониманию, что для него гораздо важнее не буквальное воспроизведение предмета, а выражение чувств, эмоций, ощущений, которые окружающий мир на него производит. «Художник-абстракционист – человек неординарный, способный возвыситься над житейской суетой, отвлечься от предметного мира, вникнуть в глубинный смысл явлений. Тема его исследования лежит на грани реального и нереального. Ушанг – абсолютно честный художник. В его работах отражена подлинная история человека, живущего на Кавказе, с его яркими красками, ощущениями, в мир которого в определенный момент вторгается война. Ушанг – активный участник драматических событий, выпавших на долю его народа, воин и защитник», – отзывался Аслан Чехоев о художнике.

«Власть цвета» – второй проект музея, знакомящий петербургского зрителя с осетинским изобразительным искусством. Первая выставка с участием осетинских художников под названием «Окрыленный всадник» – с большим успехом прошла в музее c апреля по июнь 2013 года.

ПОВЕЛИТЕЛЬ ЦВЕТА

Искусствоведы с полным основанием считают Ушанга Козаева ярким представителем абстрактного экспрессионизма. Он начинал с создания пейзажей и сюжетных работ в стиле, близком к примитивизму. Источником вдохновения для художника всегда была природа родных мест и особенно горы. Постепенно живописно-пластический язык мастера меняется в сторону абстрактного, и если в начале 80-х годов очертания гор и домов еще просматриваются, то во второй половине 80-х художник делает выбор в пользу абсолютной абстракции и посвящает свои масштабные по размерам полотна стихии цвета и экспрессии спонтанного жеста. Вместе с тем, его работы, несмотря на свой символизм, легко читаются людьми, умеющими прислушиваться к тонкой трактовке цвета.

Цветом Ушанг пользуется как материалом живописи, выясняя характер взаимодействия разных оттенков, особенно его интересуют сочетания ярких красного и желтого. Именно цвет в работах Ушанга делает его ярким, неформальным, современным художником, которого радушно принимают ценители искусства за границей.

«Преобладание в моих картинах красного, белого и желтого цветов совершенно неслучайно. Это триада цветов осетинского флага, и это не просто дань традиции. Белый цвет символизирует моральную чистоту, красный – воинскую доблесть, желтый – благодать. То есть, это три главных опор, на которых держится общество. В большинстве моих картин присутствуют и очертания гор, поскольку я вырос в горах, то дух и величие древних гор всегда являются для меня мощным стимулом для творчества.

Современное искусство понять сложно. Не все понимают значение и ценность абстрактной живописи. Если картины в стиле реализма понимают и принимают практически все, то ценность абстрактной живописи может понять не каждый», – говорит мастер.

Ушанг Козаев уверен, что на его художественный почерк во многом повлиял Сенеж. Это знаменитые творческие мастерские, созданные Союзом художников СССР в 60-х годах прошлого века как творческая база для художников. Здесь рождались самые смелые замыслы, начинались творческие опыты признанных мастеров национальных культур.

«Я довольно часто в молодости ездил на знаменитые творческие семинары на озере Сенеж, которые и наложили отпечаток на мой внутренний мир. Нам, молодым живописцам и графикам, «Сенеж» дал полную свободу творчества. Опыт работы в «Сенеже» бесценен, потому что я учился быть самим собой, «шел к себе». В последние годы пребывания там в моем творчестве стали появляться экспрессивные полуфигуративные композиции. Экспрессия и широкие возможности абстрактного изобразительного языка позволяют максимально точно передать определенную эмоцию. В этом исключительность нефигуративной живописи», – говорит художник.

Как объясняет сам мастер, живописные возможности абстракции практически безграничны. Расположение пятен, поиски пропорций могут создать сильное впечатление. «Я нашел свои выразительные средства, соответствующие характеру моего восприятия мира. Я люблю растекающуюся краску, спонтанные разводы. Использую офсетные краски – они имеют необычный блеск, горят особенным внутренним светом. Цвет для меня словно живое существо. Я рано стал чувствовать и мыслить цветом», – рассказывает художник.

Картины Ушанга действительно обладают удивительным свойством – чем больше в них всматриваешься, тем сильнее они притягивают тебя и уже не отпускают. Безо всякого сюжета эти картины способны рассказать много больше, чем произведения классического реалистического плана. В них отражен сильный, бесстрашный и прекрасный внутренний мир художника.

ПОВТОРИТЬ РЕНЕССАНС

После стольких лет активной творческой деятельности, Ушанг Козаев по-прежнему полон идей и новых задумок. При этом творческие планы художника касаются не только создания новых творений. Он много лет лелеет мечту приложить усилия по возрождению изобразительного искусства в Южной Осетии. По его мнению, неоценимую роль в этом могут сыграть творческие мастерские, которые он хочет открыть в живописном ущелье Згубир и куда бы могли приезжать именитые мастера кисти, проводить мастер-классы для начинающих живописцев.

Идея мастера более чем актуальна для Южной Осетии. Несмотря на наличие множества ярких имен, югоосетинская живопись переживает не лучшие времена.

Однако если имеющиеся проблемы не будут решены в ближайшем будущем, то это уже скоро станет серьезным фактором, тормозящим развитие живописи, где, как и во всех других сферах культуры, чрезвычайно важна преемственность поколений. Ярких молодых имен в югоосетинской живописи немало, поэтому необходимы меры по поддержке молодых дарований, чтобы о ярком периоде в развитии югоосетинской живописи не пришлось говорить в прошедшем времени. Актуальность создания творческих мастерских неоднократно подчеркивали и другие югоосетинские художники, отмечая, что сегодня только меньше трети местных мастеров кисти имеют мастерские.

Важный сегмент в развитии и популяризации живописи, в понимании Ушанга Козаева занимают искусствоведы, которые способны критически осмысливать творчество художников, оценивать их слабые и сильные стороны, проводить классификацию по направлениям. Но, к сожалению, эта ниша сегодня в Республике по-прежнему свободна. За редким исключением, нет дискуссионных статей о новых веяниях в культуре Осетии, тех или иных направлениях в искусстве. Культурная проблематика должна стать широко обсуждаемой для повышения ее значимости и популяризации в обществе.

А. ГЕРГАУЛОВА