Лали Хабалова о песне на осетинском языке и концерте в Цхинвале

На днях, в московском Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой девы Марии для ценителей барочной музыки прозвучали произведения известных западно-европейских композиторов эпохи барокко, в исполнении осетинской певицы Лали Хабаловой.

В программу столичного кон-церта, где певица выступила дуэтом с лауреатом многочисленных конкурсов Яной Меликаевой, были включены оперные арии различных авторов жанра барокко. Среди них ария из оперы Вивальди «Геракл на Термодонте» «Vieni Vieni, o mio Diletto», знаменитая «Ave Maria» Каччини и шедевр духовной музыки – последнее произведение молодого композитора, прощающегося с миром Джованни Батиста Перголези «Stabat Mater».
По словам самой певицы, любовь к барочной музыке у нее зародилась еще в детстве, когда она посещала хоровую студию в Москве. «Думаю, этот опыт из детства и привил мне любовь к музыке в стиле барокко», – пояснила в интервью нашей газете Лали Хабалова.
Впрочем, нельзя сказать, что только произведения barocco излюбленный «конек» певицы.

Она одинаково успешно оттачивает свой голос и в других направлениях академической музыки. «У меня нет единого предпочтения в классической музыке. Другое дело – у каждого композитора свой стиль и своя техника исполнения, поэтому всегда предпочитаю произведения, которые «удобны» для моего голоса. Люблю петь Генделя, Моцарта, Доницетти, Беллини – они любимые композиторы, и как нельзя кстати подходят моему вокальному диапазону. Но это не означает, что я хочу остановиться на достигнутом. В настоящее время работаю над музыкой Верди и Чайковского, а вот моя мечта спеть арии «Аиды» или «Макбета» Верди и других «крепких» партий», – призналась певица.
Кстати, в мире академической музыки ее голос давно охарактеризовали как soprano spinto, мощный, поразительно гибкий и вязко-тягучий в нижнем регистре. «У меня темный, подвижный тембр. Мой голос можно назвать промежуточным, между лирическим и драматическим сопрано», – уточнила Лали Хабалова.

Выпускницей Цхинвальского музыкального училище им. Ф. Алборова, Лали Хабаловой уже обжиты многие подмостки оперных театров России и Европы. «Именно благодаря базовым знаниям, полученным в стенах музучилища в Цхинвале, я смогла в дальнейшем поступить и успешно окончить Российскую академию музыки им.Гнесиных и заявить себе в оперном мире», – считает Хабалова.
Кроме того, с 2017 по 2019 годы она проходила обучение в школе итальянской оперы у таких мастеров, как Роберто Ломбардо, Франческо Даверио Клементе, Майкл Пул и Айк Григорян.
В последние годы певица сотрудничает с известным московским камерным оркестром «Col­legium Musicum Orchestra» под управлением Александра Барклянского.
Также Лали Хабалова является солисткой Калининградской областной филармонии, приглашённой солисткой образцово-показательного оркестра войск Национальной гвардии РФ.
За несколько лет активной концертной деятельности югоосетинская исполнительница успела выступить во многих городах России, а также в Италии и Словении.
В 2016 году Лали Хабалова представила Южную Осетию на 10-ом международном конкурсе вокалистов «Янтарный соловей» среди представителей 15 стран мира. Она намерена и дальше расширять географию своих выступлений, включая в нее новые города и страны.
Вместе с тем, особое место в ее планах занимает концерт в Цхинвале. «Дать концерт в Цхинвале я планирую давно и очень ответственно к нему готовлюсь, так как это моя Родина и мой любимый город, которому я хочу преподнести лучшее из лучшего из своего репертуара. Но, к сожалению, по срокам свои коррективы внесла пандемия коронавируса. Я хочу пожелать моей республике выстоять в борьбе с этим вирусом и здоровья каждому в отдельности», – отметила Лали Хабалова.
Не имея возможности выступить в ближайшее время в Юж­ной Осетии, певица, тем не менее, стремится подчеркнуть свою связь с Родиной, подготовив новую песню на осетинском языке.
«Немного приподниму завесу и поделюсь планами, касающимися песни на осетинском языке. Песня уже есть, и скоро я её презентую. Автор стихов – Фатима Агнаева, автор музыки – Лариса Кокоева», – рассказала в интервью «ЮО» Лали Хабалова.
И. ТЕДЕЕВА