Ценное и уникальное наследие художника и гражданина

Исполнилось 95 лет со дня рождения Григория Котаева

Григорий Сесеевич Котаев – одна из самых значимых фигур в культуре и искусстве Осетии. Народный художник Осетии, заслуженный художник ГССР, лауреат Государственной премии им. Коста Хетагурова, член Союза художников СССР, он внес большой вклад в развитие изобразительного искусства Осетии. В конце апреля исполнилось 95 лет со дня его рождения.

Родился будущий художник 25 апреля 1926 г. в с. Ногир Северной Осетии в семье беженцев из Южной Осетии, куда семья Котаевых перебралась, спасаясь от геноцида со стороны грузин в 20-х годах. После смерти отца семья была вынуждена вернуться в Цхинвал.
Способный к рисованию юноша поступил в Цхинвальское художественное училище. Здесь он учился у Махарбека Туганова, известного осетинского художника, основателя художественного училища. В 1945 году Григорий Котаев с отличием заканчивает училище. Ему как перспективному художнику предложили работу педагога рисунка, живописи и композиции. Однако стремление постичь все тонкости изобразительного искусства на следующий год побудило его поступить в Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ). Здесь он проучился на факультете монументальной декоративной живописи один год. Через год по семейным обстоятельствам перевелся в Тбилисскую Академию художеств, где учился в классе профессора Мосе Тоидзе. После двух лет обучения он возвращается на преподавательскую работу в Сталинирское художественное училище.
В 1951-1956 гг.Григорий Котаев снова – студент МИПИДИ, а после объединения художественных вузов – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища (ЛВХПУ) им. В.И. Мухиной. В последний год обучения на кафедре монументально-декоративной живописи в ЛВХПУ он в числе перспективных дипломников был приглашен для участия в проекте оформления вестибюля станции метро в Ленинграде.
Защищенная на «отлично» дипломная работа молодого художника «Наука и труд», выполненная в стиле фрески под руководством Г.Рублева, украсила станцию «Технологический институт» Ленинградского метрополитена. После защиты диплома Григорий Котаев был рекомендован кандидатом в Ленинградское отделение Союза художников РСФСР, а в 1958 году стал членом Союза художников СССР.
Пройдя ступени трех высших художественных школ в Москве, Тбилиси, и Ленинграде, Котаев обрел свой стиль, любимые сюжеты, темы, мотивы. Начало его активной творческой деятельности связано с такими известными именами, как М.С. Туганов, И.А. Дзантиев, М.И. Тоидзе, Р.Р. Френц, И.П. Веселкин, Г.А. Савинов, К.Л. Иогансен, Г.И. Рублев. Их опыт оказал большое влияние на формирование изобразительного языка и творческого метода Котаева, но любимым художником оставался М. Врубель. В годы учебы в двух столицах Котаев, окунувшись в гущу художественной жизни, знакомится с творчеством выдающихся живописцев, в читальном зале им. А.С. Грибоедова слушает цикл лекций «Русская классическая и зарубежная музыка».
После возвращения на родину Сталинир – Цхинвал стал его постоянным местом жительства. Работал преподавателем в Художественном училище им. М.С. Туганова, а в период с 1962г. по 1971г. был его директором. Это был период наивысших достижений училища. Выпускники училища поступали в высшие специализированные заведения Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Ташкента. В одном только 1967 году из 18 выпускников училища 14 стали студентами художественных институтов и академий художеств. В следующем году из 18 выпускников 9 защитили дипломы на «отлично». В 1975 г. училище окончил 31 студент. Из них в том же году половина поступила в лучшие художественные вузы страны.
В Южной Осетии Г.Котаев начинает активно работать. Участвует в многочисленных художественных выставках, пишет много картин, его работы экспонируются на выставке художников Абхазии, Аджарии и Южной Осетии (1957 г. Москва), на вернисаже молодых художников Закавказья (1958 г. Тбилиси), на Всесоюзной художественной выставке (1961 г. Москва). Именно в эти годы мастер создает одни из самых своих интересных полотен: «Женщина в красном», «Свадебное шествие», «Бега Кочиев», «Сослан-Давид и Тамара»…
В 1958‒1959 гг. Г.Котаев совместно с У. Гассиевым и М. Кокоевым участвовал в росписи интерьеров нового здания Юго-Осетинского госдрамтеатра им. К.Л. Хетагурова в Цхинвале. За основу авторами были заимствованы сюжеты из «Нартовских сказаний», такие близкие каждому осетину. Росписи вылились в живописные формы, созвучные архитектуре театра. Чудом сохранившаяся цветная фотография фрагмента «Рождение фандыра» дает представление об этой уникальной работе. В центре классически уравновешенной композиции – белобородый старец. Сохранившиеся черно-белые фотографии эскизов «Сказитель», «Яблоня нартов», «Поход нартов», «Пир нартов» дают представление о композиционном построении, пластической трактовке росписи. В 2004 году театр сгорел и роспись погибла.
Творчество Г. Котаева – художника с ярко выраженным национальным колоритом – явление в осетинской и российской культуре. Им была создана галерея парадных портретов аланских царей ХI-ХII веков – Урдура, его сына Дургулеля Великого, Худана, Ос-Бага-тара, грузинской царицы аланского происхождения Бурдухан и ее дочери Тамары.
Г. Котаев запечатлел народных героев в картинах «Бега Кочиев», «Махамат Томаев», «Антон Дриаты», а также плеяду знаменитых современников: писателей, поэтов, государственных мужей, полководцев, врачей – «Портрет Вассо Абаева», «Поэт-фронтовик Г. Дзугаты», «Герой полюса Ю.С. Кучиев», «Портрет долгожителя Ягора Короева», «Профессор Нафи Джусойты», «Профессор Л.А. Чибиров», «Археолог Б.В.Техов», «Парадный портрет генерала армии И.А. Плиева», «Хирург Кабисов Падо» и мн. др.
В женских портретах реализовалось своеобразие колористических взглядов художника, это и «Катерина. Портрет супруги», и «Портрет музыковеда К. Цхурбаевой», «Зема»… «Портрет матери» – одна из самых трогательных работ художника. Большие выразительные глаза устремлены в сторону: что-то привлекло внимание женщины. Глубокие морщины бороздками легли вокруг рта, опущены уголки глаз на загорелом лице, но что-то близкое и дорогое Котаев «видит насквозь с любовью».
В работах художника ярко проявляется его сопричастность к современным проблемам, к героике эпохи. Он живет жизнью всего человечества и в то же время ему близки переживания простых людей. Неудивительно, что так содержательно его искусство, наполненное и одушевленное проявлениями правды и новизны.
Творчество Г. Котаева сыграло ведущую роль в становлении национальной школы осетинской советской живописи. Его диапазон был широк и разнообразен. В сфере его внимания монументальная роспись и объемные композиции, портреты, пейзажи, графика, в том числе и прикладная, сценография, проектирование. В творческом портфеле мастера находят место и карикатуры.
Талант художника безграничен: он – искусствовед, публицист, сатирик, пишущий на русском и осетинском языках, педагог. Начиная с 1940-х годов Котаев постоянный участник региональных, республиканских и всесоюзных выставок. Интерес у специалистов вызывают и его искусствоведческие статьи «Выдающийся реалист» (к 25-летию со дня смерти И.Е. Репина), «Три периода Виктора Васнецова», «Художник-воин Андрей Плиев», «Нывкæнынады дæсны (ГССР адæмон нывгæнæг Санахъоты Барисыл сæххæст 60 азы)», «Къоста – нывгæнæг», «Вспоминая Махарбека Туганова», «Василий Кокоев. Штрихи к портрету».
Г. Котаев также стоял у истоков создания Фонда возрождения Южной Осетии, газеты «Вестник Южной Осетии», руководил Юго-Осетинским отделением Фонда культуры ГССР, был бессменным депутатом Цхинвальского горсовета, членом комиссии по присуждению Госпремии им. Коста Хетагурова.
Первый президент Южной Осетии Людвиг Алексеевич Чибиров – профессор, доктор исторических наук, академик РАЕН, лауреат Госпремии имени Коста Хетагурова в книге «Григорий Котаев. Жизнь во благо народа» пишет: «Григорий Сесеевич был Личностью с большой буквы. Образцом высокой человечности являются его замечательные моральные качества: доброта, исключительная внимательность к окружающим, порядочность. Он обладал завидным даром объединять и сплачивать людей, умел великодушно прощать мелкие обиды и направлять людей с какой-то невиданной легкостью на, казалось бы, простые, но непременно с национальной основой поступки».
У Григория Сесеевича как человека открытого, активного, общительного было много друзей, но Л. Чибиров особо выделяет двух из них, академика Васо Абаева и орнаменталиста Бориса Багаева.
«Григорий Сесеевич ушел слишком рано – в 66 лет. Сказались болячки и переживания, тревога за будущее своего народа. Для всех нас это стало полной неожиданностью. Друг семьи Раиса Бекоева писала: «Человек большого интеллекта и увлеченности, инициативный. Он больше всего ценил в людях честность и неповторимость. Неповторимым был и он сам – в творчестве, в своей интеллигентности, в своем рыцарстве и в своей скромности, в умении прощать обиды и в своей любви к людям, к своему народу. Неповторимым он был и в своей жажде жить… Чуткое и доброе сердце Григория Сесеевича, израненное смертями и потерями жестокой войны не выдержало», -продолжает автор книги о художнике.
«Григорий Сесеевич был один из лучших представителей творческой интеллигенции Южной Осетии. Это был необыкновенный человек. Все достоинства, все, что бывает в человеке хорошего, словно было сфокусировано в этой личности. Я не знаю лучшего портретиста в Осетии. Он фактически оставил нам летопись осетинского народа в своих картинных галереях», – сказал Людвиг Чибиров на презентации своей книги в Цхинвале.
Как художник Г. Котаев оставил ценное и уникальное наследие, занявшее достойное место в сокровищнице осетинского реалистического искусства. Из жизни он ушел в 66 лет, в 1992 году, но для родины оставил богатое наследие.
Н. ЦХОВРЕБОВА