Законодательство Южной Осетии дает потребителю широкий набор прав

Потребитель имеет право на информацию, на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Эти базовые права покупателя, впервые озвученные в 60-годах прошлого столетия, легли в основу закона о защите прав потребителя. Позже эти права расширились, а в 1983 году официально учрежден Всемирный день прав потребителя. Праздник ежегодно отмечается 15 марта.

Постоянно растет количество объектов торговли и общепита, и проблемы в сфере защиты прав потребителей приобретают особую актуальность.
Многие граждане не раз сталкивались с фактами обсчета, обвеса, грубым отношением со стороны продавца, наконец, покупкой некачественного товара.
Законодательство дает потребителю много прав, которые в таких случаях позволяют не остаться ему «в дураках».
При выявлении брака в купленном товаре потребитель вправе в течение определенного срока потребовать замены на товар аналогичной марки или другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо уменьшения стоимости товара, имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.
В торговых объектах часто встречается табличка: «Проданный товар обмену или возврату не подлежит». Этот факт уже сам по себе является грубым нарушением прав потребителей, вводит их в заблуждение. Закон позволяет вернуть в магазин товар или обменять его в течение 14 дней со дня продажи. Главное – не повредить товар, сохранить его потребительские свойства. Не подлежит возврату только определенный перечень товаров, в числе которых – лекарства, предметы личной гигиены, парфюмерия, бытовая химия, а также товары, отпускаемые на метраж (ковры, линолеум, шторы, кабель и т.п.).
Существует право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества или плохо выполненной работы, услуги. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, о товаре, его потребительских свойствах и т.д. В законе подробно расписаны эти и другие права потребителя.
Часто предприниматели отказываются выполнять гарантийные обязательства и обратно принимать товар после выявления брака, ссылаются на производителя. Владелец магазина в любом случае несет от-ветственность за реализуемую продукцию и обязан принять товар, выполнить предусмотренные законом действия. Покупатель платит деньги за качественный продукт, а не бракованный, и не должен страдать по вине нерадивого предпринимателя.
Если продавец отказывается от выполнения законных требований потребителя, следует обращаться в компетентные органы. Недобросовестного предпринимателя могут обязать оплатить не только стоимость товара, но и возместить причиненный моральный ущерб.

В Южной Осетии в защите своих законных прав потребителю помогает Комитет Юго-Осетпотребнад-зора. Непосредственно эти функции возложены на действующее при нем управлении по защите прав потребителей. Специалисты этой службы готовы в любое время оказать обманутому потребителю информационно-консультационную помощь. Рассмотрят заявление и примут необходимые меры для защиты прав потребителя.
Комитет неоднократно принимал участие в разрешении спорных ситуаций между покупателем и продавцом. Обычно в пользу потребителя.
Специалисты Комитета Юго-Осетпотребнадзора ежегодно проводят плановые проверки объектов торговли, общепита и т.д. Обращают внимание на условия хранения продуктов, срок годности, наличие сопроводительной документации на товар, лицензии, информации на товаре, она обязательна на русском языке, соответствие объекта санитарно-гигиеническим требованиям и т.д. При выявлении нарушений применяются меры в отношении владельца хозяйствующего субъекта, чаще всего предупреждения, денежные штрафы. Дело может дойти и до закрытия объекта.
Тем не менее просроченные или некачественные продукты в магазинах попадаются нередко. Покупатели часто сетуют: «Куда смотрят компетентные службы? Почему творится такой беспредел?».
Надо знать, закон позволяет Комитету Юго-Осетпотребнадзора проводить плановую проверку каждого торгового объекта только раз в год. При этом согласно пункту 13 статьи 7 Закона РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора», контролирующему органу необходимо за три дня до официальной проверки уведомить владельца магазина или общепита о своем посещении. Естественно, за такой срок предприниматель может привести объект в порядок, убрать с прилавков просроченные продукты.
Однако на основании жалобы покупателя отдел по защите прав потребителей имеет право провести внеплановую проверку конкретного магазина или объекта общественного питания. Поэтому потребителям при обнаружении некачественного продукта, нарушении других своих прав следует своевременно обращаться в Юго-Осетпот-ребнадзор. Только общими усилиями можно призвать к дисциплинированности предпринимателей.
Отстаивайте свои права. Закон на стороне потребителя, не позволяйте себя обмануть!
А. БАГАЕВ