Затянувшийся начальный этап, или Нужны эффективные меры господдержки

Когда отечественный рынок будет наполнен сельхозпродукцией местного производства и сократится ввоз в страну непонятного качества импортных продуктов? Судя по неутешительному положению дел в аграрном секторе Республики, оптимизма мало, вряд ли это произойдет скоро.

Госхозы и колхозы фактически прекратили свое существование. Основные надежды на обеспечение страны собственным продовольствием были возложены на крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ). Именно фермерство, считающееся более перспективной формой хозяйствования, призвано реанимировать поставленную на грань вымирания отрасль. Увы, пока югоосетинские фермеры плохо справляется с ролью.

Фермерство как вид предпринимательской деятельности в России и других странах постсоветского пространства начало формироваться с развалом СССР в начале 90-х гг. прошлого века, а вот в Южной Осетии немного позже, этому есть объективно-субъективные причины. Фермерскому движению в нашей Республике чуть более 10 лет, и пока оно находится в стадии своего становления. Однако начальный этап развития явно затянулся. Если и есть динамика, то настолько медленная, что практически не ощущается.

Между тем, число фермеров в стране постепенно растет. Согласно данным Комитета по налогам и сборам, на первое февраля текущего года в Республике официально зарегистрировано 435 крестьянско-фермерских хозяйств. Хотя большинство из этого числа существуют лишь формально, многим пока не удалось развернуть дело в основном из-за нехватки средств. По сведениям Министерства сельского хозяйства, на сегодняшний день в Республике реально функционирует около 100 КФХ. Вроде немало, но преимущественно это мелкие хозяйства. Среди них преобладает животноводство.

Основная часть фермеров получала определённую помощь от государства в виде льготных кредитов. В период с 2007 по 2009 гг. из республиканского бюджета для поддержки фермеров в общей сложности было выделено 22 млн рублей на льготной основе. В 2010 году государство и вовсе расщедрилось на 40 млн рублей, которые в равной пропорции были поделены между четырьмя районами Республики (каждому по десять миллионов) и выданы фермерам в форме беспроцентных кредитов сроком на пять лет. Районные власти сами составляли списки и распределяли средства между субъектами хозяйствования.

В конце 2011 года в Южную Осетию завезли 911 голов молодняка крупного рогатого скота калмыцкой породы (на сумму 27 млн 855 тыс. руб.), которые были розданы фермерам-животноводам в виде товарного кредита на пять лет. Также были выделены беспроцентные займы на сумму 28 млн 777 тыс. рублей на корма, ремонт и строительство скотопомещений. Кроме того, начинающие фермеры освобождены от уплаты налогов сроком на пять.

Тем не менее, от вложенных на развитие фермерства средств должного эффекта пока не видно. Торговые прилавки в Цхинвале по-прежнему ломятся от изобилия напичканной химикатами импортной продукции, цены на которую высоки. Это просто унизительно, что в Южной Осетии, где имеются прекрасные природно-климатические условия для эффективного аграрного производства, даже зелень завозится из соседних стран.

Разумеется, процесс создания серьезного рентабельного фермерского хозяйства требует времени, вкладываемые средства не могут дать результат сразу. Но складывается ощущение, что большей частью действующие КФХ «зависли» в своем развитии, оказались несостоятельными. Объемы производимой фермерскими хозяйствами продукции незначительны. В 2014 году продукция фермеров в растениеводстве составила 10%, в животноводстве 7 % от общей произведённой в Республике продукции.

В чем же причины низкой эффективности производственной деятельности КФХ? В развитых странах деньги в агробизнес вкладываются с умом и приносят результат. У нас же не была создана продуманная эффективная система государственной поддержки фермерства. Финансирование КФХ осуществлялось большей части нерационально. Выделение денежных средств путем «слепого» кредитования, когда они доставались кому попало, и отсутствие контроля над их целевым использованием было большой безответственностью. В итоге нужного результата эти вложения не дали. К примеру, те 40 млн рублей, которые были выделены в 2010 году, районные власти распределили между большим количеством людей, выразивших желание организовать фермерские хозяйства, а их было не счесть. Еще бы. Кто не захочет взять беспроцентный кредит на пять лет? Но в попытке удовлетворить максимальное количество заявок, бизнес-планы были профинансированы лишь частично, на треть или на четверть. Запрашиваемых сумм полностью практически никто не получил, а дополнительного финансирования не последовало. Именно данное обстоятельство и является главной причиной того, что от сельхозпроизводителей сегодня не видно отдачи, они не смогли развиваться. Есть и те, кто использовал деньги нецелевым образом, или даже не проживает на территории Южной Осетии. Это уже вопрос к тем, кто давал им кредит. Нужно было не «распылять» деньги, а сделать ставку на тех фермеров, которые к тому времени показали какие-то результаты, зарекомендовали себя с надежной стороны, и профинансировать их в полном объеме, возможно, не сразу, а поэтапно, в зависимости от эффективности освоения первых траншей.

Срок возврата государству выданных в 2010 г кредитных сумм наступит в августе этого года. Однако уже поступают просьбы от некоторых заемщиков пролонгировать им долг. В этом вопросе, кстати, следует поддержать тех фермеров, кто эффективнее освоил деньги, и даже дополнительно их профинансировать за счет возвращенных остальными заемщиками средств.

Много дискуссий и споров было по поводу целесообразности завоза в Республику крупного рогатого скота из Калмыкии. Сегодня из 911 голов скота в Республике осталось около 290. Некоторые животноводы жаловались, что завезенные телята плохо приживаются в наших условиях, стали их продавать мясникам, а взамен приобрели коров и бычков местной породы. Другие фермеры, напротив, довольны калмыцкой породой. Например, Юрий Санакоев из Дзауского района считает, что животные прекрасно развиваются в Южной Осетии, просто за скотом надо ухаживать. В этом, наверное, и есть вся правда.

Сегодня в каждом районе есть два-три перспективных фермерских хозяйства, которые при должной финансовой поддержке, но при строгом контроле освоения средств, способны вырасти в сравнительно крупные и успешные хозяйства. Взять же кредитные средства в нашем банке под 18% годовых решится не каждый. Есть возможность финансирования на неплохих условиях через созданное Инвестиционное агентство. При этом ссудозаемщик, как обязательное условие, должен внести минимум 10% собственных средств от общей стоимости проекта.

Вместе с тем, как считают в Министерстве сельского хозяйства, эффективной мерой поддержки фермеров может стать как, к примеру, в России – принцип субсидирования исходя от объемов произведенной продукции, который будет стимулировать фермеров и обеспечивать рост производства. Т.е. государство оказывает помощь сельхозпроизводителю в виде субсидий только после предоставления отчетности о произведенной и реализованной продукции. Эта система позволила бы использовать целевым образом выделяемую на поддержку фермерам денежную помощь и постепенно повышать эффективность производственной деятельности.

Безусловно, ключевым фактором развития фермерства и в целом возрождения села является строительство социальной инфраструктуры, создание благоприятных условий проживания на селе. В этом направлении в последние годы делается немало: строятся дороги, прокладываются водопроводные линии, возводятся объекты здравоохранения и т.д. Но помимо этого необходимо решить ряд других актуальных проблем, которые не позволяют аграрной сфере двигаться вперед. Прежде всего – вопрос технического оснащения. Нехватка сельхозтехники сильно ощущается. Никакого продвижения не наблюдается и в вопросе восстановления перерабатывающих предприятий, без которых возрождение агропрома сложно представить.

Немало проблем создает отсутствие налаженной системы реализации производимой фермерами продукции. В принципе, ее могли бы решать сами сельхозпроизводители путем создания кооперативов. Давно поднимается также тема открытия специализированного государственного магазина, куда местные аграрии могли бы сдавать продукцию, чтобы ее не расхватывали перекупщики. Как стало известно, президент Леонид Тибилов дал поручение открыть подобный торговый объект в черте города. Надеемся, финансовые средства для его строительства будут изысканы в ближайшее время и дело сдвинется с места.

В других странах многие проблемные вопросы решают ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств. В нашей Республике на сегодняшний день зарегистрирована одна такая организация в Цхинвальском   районе, но никаких признаков жизнедеятельности пока не подает.

Одной из основных проблем сельского хозяйства кандидат экономических наук, сотрудник отдела экономики ЮОНИИ Мария Кабисова называет отставание от современных технологий. В этой ситуации, и в целом для успешного развития фермерства, по ее словам, первостепенной задачей должно стать создание образовательного или консультационного центра при Минсельхозе, который мог бы оказывать информационную помощь начинающим фермерам, проводить краткосрочные курсы обучения.

Для реабилитации сельскохозяйственной отрасли однозначно необходимо разработать специальные госпрограммы, используя опыт других стран, и планомерно проводить их в жизнь. К примеру, Мария Кабисова предлагает создание молодежных фермерских поселений с развитой социальной инфраструктурой. Схема проста: в приграничных селах, где почти не осталось населения, направляются 10-15 молодых семей, предварительно прошедших соответствующую подготовку и получивших необходимые агротехнические знания. Преимущественно это должны быть выходцы из сел. В качестве эксперимента можно пока выбрать одно село. Семьи заселяются в построенные для них жилые дома с удобствами, каждый условной стоимостью в 2-3 миллиона рублей, которые предоставляются им в качестве ипотечного кредита сроком на 10-20 лет. Им выделяется крупный рогатый скот. «Выплачивать кредит семьи будут за счет произведенной продукции, которую сдадут государству. Также с рождением каждого ребенка семье автоматически списывается 300 тыс. рублей долга. В этом случае они будут заинтересованы иметь больше детей. Таким образом, с реализацией данной идеи решаются многие вопросы: возвращение людей в села, занятость молодежи, повышение производства сельскохозяйственной продукции, улучшение демографической ситуации», – уверена в эффективности предлагаемой программы Мария Кабисова.

По ее словам, проведенный ею блиц-опрос среди молодежи показал, что практически все опрошенные выразили желание при создании таких условий жить в селе и заниматься сельским хозяйством.

Под реализацию подобных программ, конечно, нужны немалые деньги, а возможности у государства пока ограничены. Но без серьезных финансовых вливаний возродить аграрный сектор, развивать фермерское движение, особенно на начальном этапе, очень непросто. Однако нужно понимать, что одной господдержкой не обойтись, в дело сельхозпроизводителю необходимо вкладывать и собственные средства. Без этого, без трудолюбия и упорства создать прибыльное фермерское хозяйство не получится.

А. БАГАЕВ