40 лет со дня сбойки Транскавказского автодорожного тоннеля

Народ Южной Осетии много лет мечтал о строительстве транскавказского автодорожного тоннеля. Регулярно республиканские газеты пишут об этой сбойке, а ведь прошло уже 40 лет. Но я никогда не читал о том, что там работали инженеры-геодезис-ты, маркшейдеры, которые направляли тоннель по проекту и осуществили сбойку. Именно на их плечи легла проходка дорожного тоннеля с юга на север.
В те годы я был молодым слесарем, помогал сварщикам крепить воздушные трубы, боковые части, таким способом подавали воздух в забой тоннеля, выполняли разные поручения мастеров смены проходки тоннеля. Но самой главной и интересной считал работу маркшейдера.
Я наблюдал, как работает маркшейдер Хубецов Амиран Соломонович и сделал вывод, что сложную и ответственную работу ведет маркшейдер, ведь вся проходка, обработка проектных работ лежит на его плечах. Малейшая ошибка приведет к убыткам на десятки миллионов рублей. Иногда спрашивал Амирана Соломоновича, что будет, если север и юг не встретятся в проходке? Он ответил: это уже клетка, тюрьма, и нам надо соблюдать все проектные работы, не допускать ни единой ошибки, создать условия для осуществления проекта.
Изначально там работал Ленто Джиоев, а затем проходку принял Амиран Хубецов.
4 ноября 1981 года сбойка случилась. С юга и севера проходчики встретились, пробили автодорожный тоннель. Это было огромное счастье для меня. Я был свидетелем такого события!
Первый раз в истории Кавказа тоннель был пробит. Я был сильно удивлен, как точно была рассчитана сбойка в горах. Много пишут о сбойке тоннеля, но, на мой взгляд, это заслуга маркшейдера Транскама Амирана Хубецова. Он прошёл самостоятельно около двух километров автодорожного тоннеля. Во время проходки внес несколько раз предложение, как удерживать водный поток от свода тоннеля и еще переход от разведочного тоннеля при аварии в главный тоннель.
Начальник автодорожного управления СОАССР Борис Тимофеевич Теблоев внес предложение, чтобы порода проходки выносилась водосмывом. На это предложение в поселке Закка на склонах выкопали водосбор (озеро). Вода текла с вершин гор, пока лежал снег. Когда снег таял, вода накапливалась в озере. От Закки до забоя тоннеля проложили около 4-х км трубы, снег растаял, и вода закончилась. Потом Амиран Соломонович внес предложение, что воду надо набирать в устье реки Заккадон и оттуда подать воду. Борису Тимофеевичу эта идея понравилась. И бульдозерист Сослан Гагиев по указанию А. Хубецова прокладывал трубы до Закка. Вода пошла с большим давлением и дошла до проходки забоя тоннеля. Заработал водосмыв, люди задышали свежим воздухом. Этот водосмыв проверил второй секретарь обкома партии Александр Чельдиев.
Параллельно Амиран Соломонович сделал разбивку автодороги Закка-Абайти-кау. Внес рацпредложение с большим экономическим эффектом. Хочу выразить свое восхищение всем, кто работал в трудных условиях на строительстве автодорожного тоннеля. Проходчики работали и из Южной, и из Северной Осетии.
Сбылась вековая мечта осетинского народа. Дорога объединила народ.

Игорь ИВАНОВ, бывший слесарь автодорожного тоннеля, в настоящее время инженер-строитель