Анатолий Маргиев: «Между тренером и его воспитанником должно быть полное доверие»

В предыдущем номере мы обещали нашим читателям опубликовать интервью с прославленным тренером, воспитавшим целую плеяду известных борцов вольного стиля Анатолием Маргиевым. 21 апреля он отметил свой 65-летний юбилей. Мы попросили Анатолия Хазбиевича рассказать о себе и своей работе, которой он предан более 40 лет.

– Анатолий Хазбиевич, сколько лет борьба присутствует в Вашей жизни?
– Я начал заниматься вольной борьбой в 10 лет. Тренировался в Цхинвале под руководством основателя югоосетинской школы вольной борьбы Харитона Ивановича Кораева. Тогда-то и влюбился «по уши» в этот вид спорта.
– А как Вы попали в Центра-льный Спортивный Клуб Армии?
– После школы я поступил на физико-математический факультет Юго-Осетинского Госпединститута им. А.Тибилова. Ко времени окончания вуза уже выполнил норматив мастера спорта СССР и после института в 1976 году был призван в армию в ЦСКА.
– Почему после армии не продолжили спортивную карьеру? Ваши товарищи по спортивному залу отмечают, что у Вас были очень хорошие данные для борьбы
– В молодости поехал с друзьями на сенокос. Там я очень сильно отравился. Более трех месяцев пролежал в больнице. Со временем последствия отравления сказались на здоровье.
Я не мог тренироваться в полную силу. Организм не выдерживал длительные интенсивные нагрузки, хотя желание тренироваться у меня было огромное. А без усиленных тренировок в большом спорте успехов не добиться.
Я проконсультировался с лучшими московскими врачами, в том числе и спортивными. Они сказали, что нужно еще длительное время для полного восстановления организма и на этот период мне необходимо воздержаться от больших физических нагрузок. Поэтому я был вынужден завязать с выступлениями на соревнованиях, но продолжал тренироваться для поддержания спортивной формы. Тогда же решил начать работать, потому что бездельничать никогда не любил.
– Насколько я знаю, Вы в одно время преподавали математику…
– Да, все верно. Я преподавал математику в Москве в Сельскохозяйственной академии. Мне всегда очень нравились математика и физика. Они мне хорошо удавались. В школьные и студенческие годы неоднократно становился победителем различных олимпиад по этим предметам. Работа преподавателем математики в таком крупном вузе была хорошим началом. Можно было продвигаться по этой линии дальше, занявшись научной работой. Для этого у меня были все возможности.
– Почему в таком случае решили встать на тренерское поприще?
– Математика и физика – точные науки. А я по своей природе все же человек более творческий. Тренерская работа для творческих людей подходит намного больше, если, конечно, они любят то, чем занимаются.
– Не сомневались, когда делали выбор в пользу нынешней профессии? Ведь в далекие 70-е годы прошлого столетия работа рядового тренера, с которой Вы начинали, не была высокооплачиваемой. К тому же ведь никто не мог гарантировать, что удастся воспитать хотя бы одного спортсмена мирового уровня.
– Я тщательно все взвесил. Как отметил ранее, с мальчишеских лет всегда грезил борьбой, в глубине души знал, это на всю жизнь. Поэтому решил, что если мне самому не удалось добиться в спорте того, о чем мечтал, то должен реализовать это через воспитанников. Я был полон энтузиазма! Дополнительным аргументом в пользу борьбы были и советы моих товарищей, с которыми тренировался в Цхинвале. Они говорили мне начать работать тренером, что у меня это хорошо получится.
– Давайте напомним, когда к Вам пришли первые серьезные успехи на международной арене?
– В 1987 году мои воспитанники Вадим Богиев и Дзамболат Тедеев стали победителями молодежного первенства Европы. Потом они и другие ребята значительно преумножили свои успехи.
– О Вашем значительном вкладе в развитие одной из сильнейших в РФ борцовских школ на базе ЦСКА всем известно. А как Вам удалось в начале 90-х минувшего столетия, несмотря на политический хаос, сложнейшую экономическую ситуацию и т.д., плодотворно работать, организовывать борцам полноценный тренировочный процесс, вывозить их на сборы и соревнования, добиваться с ними побед?
– Времена тогда действительно были очень непростые. Чтобы не снизить результативность работы, создавать спортсменам нормальные условия для тренировок и т.д., приходилось много бегать и хлопотать. Но, слава Богу, все обошлось. Очень помогали мои товарищи и знакомые по ЦСКА, которые к тому времени хорошо обустроились. Всем им сердечно благодарен.
Также с единомышленниками нам удалось открыть рынок в районе аэровокзала, на доходы с которого мы помогали нашим спортсменам. Ну и кроме того, постоянно думал, как решать стоящие перед нами проблемы, чтобы у ребят была возможность нормально тренироваться и побеждать.
– К Вам, как к многоопытному тренеру наверняка поступали заманчивые предложения работать за границей. Почему не согласились?
– Предложения поступали неоднократно. К примеру, в 2001 году приглашали переехать работать тренером в Китай. Предлагали сначала 20, а потом 50 тысяч долларов в месяц. Но я не мог бросить ребят, которые у меня тренировались, верили в меня. Несколько лет назад китайцы снова приглашали на работу в свой спортивный клуб армии, но я опять отказался.
– В чем секрет тренерского успеха Анатолия Хазбиевича?
– Я не использую железо в подготовке своих воспитанников. Вместо штанги и гантелей мы в физической подготовке используем упражнения с весом собственного тела (различные виды отжиманий, подтягиваний, лазанье по канату), и многообразные упражнения с партнером.
Для развития ловкости, координации и т.д. в тренировках очень большое внимание уделяю акробатике. Специально для этого пригласил даже тренера по этому виду. Он потом даже шутил: «Анатолий, некоторые твои юные спортсмены по вольной борьбе пока только первый разряд выполнили. А если мы сейчас их выставим на соревнования по акробатике, то они без проблем выполнят норматив мастера спорта».
Что же, пусть будет даже так. Я убежден, что для подготовки борца высокого уровня акробатика незаменима.
К каждому борцу нужен индивидуальный подход. Всегда стараюсь детально изучить сильные и слабые стороны в технико-тактической и физической подготовке спортсмена. Исходя из этого выстраиваю его тренировочный процесс. Работаем над дальнейшим развитием его сильных сторон и, конечно, не забываем о работе над слабыми местами. С учетом сказанного, выстраиваем стратегию и тактику схваток с серьезными соперниками, стиль, манеру ведения борьбы и физические качества которых тщательно предварительно анализируем.
Ну, а самое главное – тренер должен очень любить свою работу, в прямом смысле этого слова жить ею и быть фанатом своего дела. Несмотря на всю нелегкость тренерской работы, она должна приносить выбравшему ее человеку удовольствие. Тогда успех к тренеру непременно придет.
– А как насчет психологической подготовки своих подопечных?
– Здесь тоже нужен индивидуальный поход к каждому спортсмену. Это общеизвестно. У каждого человека, и борцы в этом плане не исключение, свои особенности психологии и характера. Тренер должен разобраться в данных нюансах своего подопечного с самого начала. И, исходя из этого, заниматься психологической подготовкой тех, кого он тренирует.
Крайне важно, тренер должен уметь выстроить доверительные отношения с учеником. Без этого им хорошего плодотворного взаимодействия будет трудно добиться, как бы талантливы они оба не были.
– Анатолий Хазбиевич, недавно Ваш подопечный, олимпийский чемпион Сослан Рамонов снова возобновил тренировки после сложной операции на позвоночнике. Как он набирает спортивную форму?
– Мы довольны тем, как Сослан набирает форму. У него большое желание тренироваться. Но интенсивность тренировочных нагрузок форсировать не станем, будем наращивать их планомерно. В мае он примет участие во всероссийском турнире ко Дню Победы. Затем выступит на международном турнире в Италии. А в июле планируем выступить на чемпионате России.
Сейчас главная цель Сослана хорошо подготовиться, выступить и победить на Олимпиаде в Токио 2020 года. Он собирается снова бороться в весовой категории до 65 килограммов. Уверен, Сослан успешно выполнит эту задачу.
– Кого из юных осетинских спортсменов Вы бы хотели выделить?
– У нас достаточно талантливых юношей. Но не хотел бы сейчас озвучивать их имена, чтобы не возгордились. Звездная болезнь вещь опасная (улыбается).
– Вы воспитали четырех олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы, целую когорту мастеров спорта международного класса, мастеров спорта СССР и РФ. Вы уже более 40 лет в борьбе. Не устали пока от своей работы?
– Нет, она мне только в радость. Пока есть силы, буду работать и делать все что могу, чтобы наши российские борцы побеждали и прославляли свой родной клуб ЦСКА и свою страну.

Гугули ВАЛИЕВ