Корабль спасения

Храму Святых равноапостольных царей Константина и Елены г. Цхинвала посвящается

Приступаю к благородной и важной миссии – написать о родном для меня храме Св.равноапостольных царей Константина и Елены в Цхинвале, который нуждается в безотлагательной помощи. Этим я как-то смогу воздать за бесчисленные благодеяния, полученные мною в стенах храма. Стал он мне родным совершенно случайно. Своим, тогда еще новообращенным умом я думала, что слишком он неказист и прост: маленький, почти наполовину ушедший в землю, старый и без куполов. Я не предполагала, что это – древняя, священная простота раннехристианской архитектуры.

 

Храм принадлежит VI веку и имеет форму корабля – наиболее раннюю из всех известных форм церквей, символизируя собой ковчег спасения в бушующей мирской пучине. Изначально, т.е. во времена гонения христиан, такие храмы строились под землей. Под алтарями древних церквей в криптах хранились мощи мучеников. В IV веке, после издания императором Константином Миланского эдикта о веротерпимости, храмовое строительство навсегда перешло в свой наземный этап. Первейшим же храмом считается Сионская горница, где когда-то Господь Иисус Христос совершил первую Евхаристию. Во времена раннего средневековья архитектор и монах были в одном лице. Дело в том, что древнейшие доисторические архитектурные формы и методы строительства несли в себе магико-оккультную пропорциональную соразмерность и осуществляли сакральную связь с языческим пантеоном. По замечанию ученого-историка А.В. Иконникова, «входящие в состав сокровенных знаний математические закономерности, которым подчинялась архитектура, не дошли до нас. Сложность их такова, что они не раскрываются однозначно при анализе объектов. Магические ритуалы, которыми сопровождалось начало строительства, соединялись с приемами разбивки плана сооружения на отведенном для него месте». (Иконников А. В. Поэтика архитектурного пространства. 1988.С. 163-204.) Только монахи-архитекторы силою веры Христовой нарушили это языческое сплетение строительства и магии. Вобрав в себя нужные технологии и беспощадно оборвав преступную нить связи с миром темной иррациональности, христианская храмовая архитектура навсегда увековечила незыблемое, неразрывное единство Единого, Истинного Бога с земными чадами.

 

Святыми подвижниками, посланниками Господа Иисуса Христа, на местах языческих капищ возводились монастыри и храмы. В горах Кавказа в труднодоступных местах расположены древние монастыри, по словам исследователей, они мало изучены и заказчики их неизвестны.

Как было сказано выше, храмы и монастыри строились в большинстве случаев на месте языческих капищ. Например, Джерский древний монастырь в Республике Южная Осетия, по словам археолога Р.Х. Гаглоева, построен на зороастрийском капище. Летопись «Картлис Цховреба» рассказывает, что на этом месте в первом веке с проповедью побывал апостол Матфей. Историки христианства говорят, что святые подвижники в первую очередь разрывали сакральную связь между языческим божеством и местным населением, строя храмы и монастыри, только затем принимались за крещение людей.

В VI веке в Закавказье (на территорию нынешней Грузии и Южной Осетии), с целью обустройства монастырской жизни и утверждения веры Христовой, направились 13 подвижников, известных как сирийские отцы. Позже они были причислены к лику святых. Каждый из них основал монастырь на земле, которая была уделом Пресвятой Богородицы и где находится риза Господа нашего Иисуса Христа, привезенная из Палестины Елиозом, иудеем по происхождению. Члены еврейских общин, где бы они не находились, принимая Спасителя, становились проповедниками веры Христовой среди язычников. По всей земле, как символ победы, строились храмы в честь Господа. Аланы были одним из первых народов, принявших христианство. Святой Андрей Первозванный проповедовал в аланском городе Фусте (Фостапоре) и совершил миссионерский путь, по словам св. Дорофея, епископа Тирского, через Понт, во Фракию и Скифию. Об этом повествует и Леонтий Мровели в «Картлис Цховреба». (Н, стр186) Под городом Фуст (Фостопор) подразумевается причерноморский Боспор, который «Картлис Цховреба» прямо называет осетинским. В Боспоре апостол был радушно принят жителями, которые приняли крещение. Далее он отправился в Феодосию, где правил князь Савромат. Савроматами называли Боспорскую династию. (Георгий Мтацминдели) Автор начала V в. Епифаний Кипрский, пишет: «А Симон и Андрей отправились в Сосланию (Аланию) и в г. Фусту». Многочисленные источники: армянские, грузинские, греческие, церковные и др. свидетельствуют о принятии аланами святой веры, начиная с первых веков. История повествует и о возникновении в Боспоре и Херсонесе епископских кафедр в III-IVBB.H.3. (cn.crmcoKVI Вселенского собора) Христианство несло просвещение, и народ, принявший его, считался цивилизованным. Автор труда «Христианство в Осетии» А.Гатуев считает, что и в VI веке, во времена правления Юстиниана Великого, греческие миссионеры распространяли среди осетин христианское учение: «В селе Галиат до сих пор сохранилась маленькая каменная церковь с монашескими кельями, и осетины рассказывают, что именно в этих кельях жили греческие монахи» (А.В.Гатуев Христианство в Осетии, стр. 50).

Горы книг перерыты мной и только ничтожная малая часть из них говорит об   аланской   храмовой   архитектуре.     Но   ведь христианский народ просто не мог не иметь своей храмовой архитектуры! Было время, когда носители веры Христовой-аланы в составе римского конфедерата поселились в Западной Европе. В Ирландии в графстве Керри, в местечке Галерас находится таинственная часовня Галлеруса, построенная по всем канонам восточного аланского зодчества, несущего в себе иранский элемент, как в кладке, так и в декоре, в то время как западная часть Алании испытывала влияние греко-византийской технологии храмового строительства. Это небольшое сооружение,     по форме напоминающее перевернутую лодку,   было воздвигнуто без применения известкового раствора. Здесь использован ступенчатый свод – камни клались под углом, что позволяло стекать дождевой воде и защищало постройку в течение столетий. Часовня датирована V веком. Археолог Р.Х.Тменов считает архитектуру молельни Галлеруса аналогичной Нузальской часовне по форме и по кладке, хотя Нузальская церковь значительно моложе первой. (В.X.Тменов, Зодчество средневековой Осетии., Владикавказ. 1996 г., стр 163)

Традиции строительства культовых сооружений уходят в глубокую древность, к временам индоиранской (арийской) общности, преемственно передаваясь из поколения в поколение. Все мое повествование было подчинено одному только желанию – доказать, что мы не дикари-язычники, а христианский народ, имеющий историю и древние храмы. Аланские храмы выдержаны в едином стиле и просты по архитектуре, неся отпечаток ментальности сурового и мужественного народа. Крестово-купольные храмы Северной Осетии датированы поздним средневековьем.

В Южной Осетии имеются храмы и монастыри раннего средневековья, когда святою верою воссияло великое множество святых и праведников. Исполненные этой благодатной силы древние, намоленные храмы являются святынями, где в полной мере и с особой силой проявляется Благодать Божия (Хуыцауы Фарн). Два подземных пещерных храма и кельи Тирского Богордице-Рождественского мужского монастыря в с. Монастер Цхинвальского района тоже VI века. Ранним средневековьем датируются и развалины монастыря при Джерском храме. Полуразрушенный храм в с.Додот Цхинвальского района содержит в себе подземную часть и тоже является раннехристианским памятником.

А храм Святых равноапостольных царей Константина и Елены является единственным действующим древним (V-VI в.н.э) храмом на территории не только Южной Осетии, но и Северного Кавказа и Закавказья. В советские времена, и даже вплоть до 2001 года, здесь размещался склад для керосина. Пол был под толстым слоем грунта, а уникальный старинный свод начал протекать. Храм построен из кирпича и выложен извне камнем по древнейшей технологии. В кладку встроены глиняные кувшины-голосники для создания соответствующей храмовой акустики. Свод над средней частью (нефом) и притвором является арочным, а над алтарем выложен спиралью вверх. Позднее, где-то в XVII веке, к храму была пристроена колокольня, которая, без сомнения, является в архитектурном плане лишней деталью. Углы храма скошены, он имеет форму корабля, почти повторяя очертания аланской часовни Галлеруса в Ирландии. Декор по внешним углам тоже более позднего происхождения. Стараниями о.Алексея (Аристинов) и других священников и прихожан, в 2001 году храм был буквально выкопан из земли и приведен в более или менее приличный вид. Но непокрытая кровля продолжала протекать. Благодаря длительным усилиям настоятеля храма о.Алексея и благотворителей, храм принял приличный вид. Кровля церкви первоначально была покрыта профнастилом, но неудачная работа кровельщиков стала угрожать уникальному древнему своду, и его пришлось перекрыть. Недобросовестными строителями внутренние отделочные материалы были нанесены на сырую штукатурку, поэтому стены и свод отсырели, и куски материала валятся на пол. Уникальная древняя святыня нуждается в капитальном ремонте и ждет своего благотворителя. Ведь помочь церкви, означает спасти свою душу и покрыть множество грехов, устроить благополучное будущее своих детей. Это значит, тебя и твоих сродников будут поминать на всех литургиях, возносить молитвы за здравие.

Храм маленький и средств на его обустройство требуется не так уж много. Редкий народ может похвастаться столь старинным действующим храмом, такими церковными традициями, уходящими вглубь веков. В стародавние времена на земле алан служило много священников и эта сакральная традиция возродилась в веке нынешнем. Настоятель храма св. равноапостольных царей Константина и Елены о.Алексей-грек по национальности. Он приложил много сил для восстановления храма и собственноручно выгребал из нее землю, редко кто из нас так заботится о своих святынях. Тебе, родной храм, я посвящаю мой скромный труд, чтобы хоть как-то привлечь меценатов, чтобы остальные тоже почувствовали ту духовную силу, которую мы, прихожане, черпаем здесь, где Благодать Божья проявляется с особой мощью. Это подлинно древний аланский храм. Наши древние святыни лежат в руинах и нуждаются в реставрации, и, заметьте, они более древние. Глубоко уважая православные святыни других народов, все же не будем так жестоки к своим, которые стоят на святой земле, находящейся под покровительством Пресвятой Богородицы. Она явилась нам во время кровопролитного августа 2008-го года и дала свою икону «Богоматерь утешение Цхинвала». Многие просто не знают о нашем храме, о его истории. Он очень нуждается в помощи: в капитальном ремонте, в трапезной, в обустройстве территории. Может найдутся люди с добрым сердцем и верующей душой, которые помогут настоятелю и прихожанам храма привести все в должный вид, чтобы он и дальше служил людям на пути к спасению. Ведь болит душа за церковь, а помочь мы, прихожане, стесненные материально, не можем. Призываю всех, кто только может нам помочь в этом Богоугодном деле, отзовитесь!

Прихожанка храма св. равноапостольных царей Константина и Елены Екатерина (Элла Парастаева).

е11апео@rambler.ru

доска объявлений Новокузнецк
доска объявлений Воронеж
доска объявлений Новосибирск
доска объявлений Оренбург
доска объявлений Кострома