Заявление ОБСЕ: односторонний взгляд на грузино-осетинский конфликт

На днях на заседании ОБСЕ 12 стран-членов организации приняли очередное заявление с выражением поддержки территориальной целостности и суверенитета Грузии в рамках ее международно-признанных границ и выразили возмущение «продолжающейся оккупации Абхазии и Южной Осетии со стороны России».

Такое единодушное решение приняли представители Болгарии, Канады, Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Швеции, Украины, Великобритании и США.
«Мы осуждаем то, что спустя десять лет после вторжения России в Грузию продолжается оккупация регионов Грузии — Абхазии и Южной Осетии, на фоне, когда ситуация безопасности и гуманитарное положение в пострадавших от конфликта местах еще больше ухудшается», — в частности, было отмечено в заявлении, при этом авторы выразили надежду, что остальные страны-члены ОБСЕ присоединятся к этому документу.
Помимо этого, члены ОБСЕ в очередной раз призвали Россию отменить признание независимости Южной Осетии и Абхазии и вывести свои войска. В ОБСЕ также обеспокоены проводимыми Россией в Южной Осетии и Абхазии военными учениями, размещением в этих регионах дополнительных воинских соединений и «нарушением соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года со стороны России, что еще больше ухудшает ситуацию и нарушает те принципы и нормы, от которых зависит безопасность».
Примечательно, что членов организации ОБСЕ нисколько не смущает усиленное наращивание военной мощи Грузии, контролируемой западными странами.
Такое одностороннее мнение выражено в документе также о формате Женевских переговоров. Авторы заявления предлагают удовлетворить требования Грузии о безопасном и достойном возвращении беженцев, ввести в Абхазию и Южную Осетию международные наблюдательские миссии. А более сотни тысяч осетинских беженцев с грузинских районов и около двухсот сожженных осетинских селений нисколько не волнуют членов организации.
Прокомментировать заявление членов ОБСЕ мы попросили наших политических экспертов.

ОБСЕ всегда будет
осуждать внешнюю
политику России
Замруководителя администрации президента РЮО Алан Джуссоев подчеркнул, что война началась в 1989 году между Грузией и Южной Осетией и длилась до 2008 года. Конец военным действиям положило вмешательство России, так как грузинские вооруженные формирования занимались уничтожением граждан России (в первую очередь российских миротворцев), а также мирных населенных пунктов.
«В Южной Осетии никакой гуманитарной катастрофы нет и лишнее доказательство тому последний рабочий визит представителя Адми-нистрации президента России Дениса Травина, в рамках которого были обсуждены итоги реализации текущей инвестпрограммы и новая инвестпрограмма, рассчитанная до 2022 года. На территориях с гуманитарной катастрофой не ведется обширное строительство и не обсуждаются широкие инвестиции», – заявил он.
Как отметил Алан Джуссоев, территория Южной Осетии де- факто и де-юре оккупированной территорией не является. Но в Южной Осетии были временно оккупированные неподконтрольные югоосетинской юрисдикции территории – это определенные части Цхинвальского, Знаурского и Ленингорского районов. После 2008 года Южная Осетия установила свою юрисдикцию над временно оккупированными Грузией территориями. И сегодня идет планомерное и поступательное развитие этих населенных пунктов – как экономическое, так и в плане формирования института гражданского общества.
По мнению Джуссоева, ОБСЕ не может и не делала бы в сторону России резких заявлений, но Южная Осетия это один из сегментов давления на РФ. Внешняя политика России как на приграничных территориях, так и в странах зарубежья (это касается также Сирии, ДНР, ЛНР, Южной Осетии и Абхазии), всегда будет обсуждаться и осуждаться ОБСЕ, Евросоюзом, Еврокомиссией и США.
«Мы должны к этому привыкнуть, не обращать особого внимания на эти заявления. Нам важнее сейчас развивать нашу экономику, правовую базу и становиться самодостаточным государством. Вот тогда такие международные и межправительственные организации как ОБСЕ, Евросоюз, Парламентская Ассамб-лея и т.д. будут сами нас приглашать и интересоваться нашим мнением о нашем положении и о взаимоотношениях с Россией. Так что нам есть к чему стремиться, а на сегодня от этих организаций хорошего ждать не приходится», – сказал Алан Джуссоев.

В 2008 г. член ОБСЕ
признал, что войну
начала Грузия
«Интересно, что эти заявления с завидной периодичностью делает ОБСЕ, организация, которая до 2008 года была посредником и наблюдателем в формате СКК в Южной Осетии. Члены организации были свидетелями вооруженного вторжения Грузии на нашу территорию и глава офиса ОБСЕ в Цхинвале Райан Грист признал, что войну начала Грузия, правда потом его уволили за эти слова», – отметил наш эксперт Роланд Келехсаев.
Он напомнил руководителям ОБСЕ, что Южная Осетия и Абхазия являются независимыми государствами и имеют безупречные политико-правовые обоснования своей независимости, в точном соответствии с нормами международного права.
«Как независимое государство Южная Осетия сделала свой выбор, подписав двустороннее соглашение с Россией, которая также предполагает и нахождение российских воинских частей на территории РЮО. Запад, как и Грузия, не зря пытаются грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты свести до уровня российско-грузинских взаимоотношений, замалчивая таким образом о совершенном грузинскими властями геноциде по отношению к южным осетинам. Ведь и в 2008 году Россия ввела свои войска и принудила Грузию к миру, так как был совершен акт вооруженной агрессии по отношению к Южной Осетии», – сказал эксперт.
По мнению Келехсаева, ни в Южной Осетии, ни в Абхазии не наблюдается ухудшения гуманитарного положения, есть гарантия мира и стабильности, обеспечиваемые Россией и это специальная дезинформация западного населения.
«Можно сказать, что в самой Грузии ситуация намного хуже, чем в Южной Осетии и Абхазии. Говоря о безопасности в республике, мы видим, что именно сами грузины, при поддержке тех же западных кураторов, раскачивают стабильную ситуацию, которую установила в регионе Россия в августе 2008 года. Грузия дестабилизирует обстановку и на границах в ходе организованных различных протестных акций. Поэтому призывы к России о выводе своих войск из республики несуразны, потому что Грузия тут же осуществит очередную попытку захвата Южной Осетии. При этом учитывая и то, что Грузия до сих пор не взяла на себя обязательства по подписанию договора о ненападении, а Запад не осудил вооруженную агрессию Грузии по отношению к Южной Осетии», – подчеркнул он.
Роланд Келехсаев также добавил, что если Запад и Грузия переводят плоскость конфликта до уровня грузино-российских отношений, не признавая роли Южной Осетии, тогда почему на Женевских дискуссиях участвуют делегации Южной Осетии и Абхазии: «Считаю, что над этим надо задуматься югоосетинским и абхазским делегациям. Если Грузия не признает, что конфликт на самом деле существует между Южной Осетией и Грузией, то в чем смысл участия наших делегаций на Женевских дискуссиях? Повторюсь, если у Грузии нет конфликта с осетинами и абхазами», – заключил Роланд Келехсаев.
Мадина БЯЗРОВА