Южная Осетия не вмешивается во внутренние дела Грузии

Взгляд Москвы и Цхинвала на выборы

В воскресенье в Грузии прошли президентские выборы. По данным ЦИК, явка избирателей составила почти 47%. Народ сделал свой выбор, можно сказать, последний раз, так как после окончания нынешнего президентского срока главу республики в Грузии будет назначать парламент. В бытность правления Грузией Михаила Саакашвили, он провел реформу перехода в парламентскую республику.

На выборах принимали участие 25 кандидатов. Но по прогнозам многих экспертов и политиков в ходе предвыборной гонки стало ясно, что основными соперниками станут бывшие министры иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили и Григол Вашадзе. По итогам ЦИК Зурабишвили в первом туре набрала 38,64% голосов, а Вашадзе – 37,74% голосов.
Саломе Зурабишвили родом из семьи грузинских политических эмигрантов, долгие годы работала во внешнеполитическом ведомстве Франции, кроме того, была послом Франции в Грузии. Ее кандидатуру поддержала правящая с 2012 года партия «Грузинская мечта».
В отличие от Зурабишвили Вашадзе родился в Тбилиси, кадровый дипломат и даже сотрудник МИД СССР. Но когда возглавил внешнеполитическое ведомство Грузии во времена президентства Саакашвили, он отказался от гражданства России.
Кандидат от партии «Европейская Грузия» Давид Бакрадзе в ходе первого тура набрал всего 10% голосов. Он признал свое поражение, и его партия заявила, что во втором туре поддержит Вашадзе, что по оценкам некоторых экспертов может повлиять на исход второго тура, причем в пользу оппозиции.
Лидер «Европейской Грузии» Гиги Угулава заявил, что «если Саломе Зурабишвили станет президентом, это будет национальной катастрофой. Следовательно, несмотря на многие разногласия по ряду вопросов, мы всячески готовы помочь Григолу Вашадзе победить во втором туре выборов».
Взгляд из России
В России тоже следят за ходом политических процессов Грузии. Глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев заявил в интервью РИА Новости, что «с учетом особенностей государственного устройства Грузии формально президент обладает весьма ограниченными полномочиями. «Но это только формально. В данном случае во втором туре речь пойдёт о столкновении курса действующей власти и курса оппозиции, ассоциирующей себя с властью предыдущей».
Парламентарий напомнил, что в полномочия президента входит помилование. «Не могу исключать, что именно это полномочие может оказаться востребованным в случае победы одного из кандидатов в отношении одного из бывших президентов, находящихся сейчас в бегах. А это будет иметь весьма неприятные последствия для внутригрузинских политических процессов в дальнейшем. Будем внимательно наблюдать, в конце концов, речь идёт о ситуации в соседней для России стране, к народу которой у россиян сохраняются самые добрые чувства», – подчеркнул сенатор.
Ключевые моменты грузинской внешней политики остаются  неизменными
Отвечая на наш вопрос,- как могут отразиться выборы президента Грузии на Южной Осетии, глава внешнеполитического ведомства РЮО Дмитрий Медоев отметил, что выборы в соседней Грузии – это внутреннее дело грузинского государства, к Южной Осетии это не имеет никакого отношения. «Однако у нас внимательно следят за ходом избирательной кампании в Грузии, поскольку от происходящих там политических процессов напрямую зависит безопасность нашего государства. Могу отметить лишь то, что ждать каких-либо изменений грузинской политики в отношении Южной Осетии, каким бы ни был исход выборов в Грузии, не приходится. Со сменой президентов ключевые моменты грузинской внешней политики, к сожалению, остаются неизменными», – считает глава МИД РЮО Дмитрий Медоев. По его словам, предвыборные дебаты многочисленных кандидатов ясно продемонстрировали, что в Грузии набирает силу антироссийская и антиосетинская пропаганда, тема «российской оккупации» – самая востребованная для избирателей, её эксплуатируют все без исключения кандидаты.
«Поэтому разговоры о смене курса Грузии по отношению к России и Южной Осетии – фикция, они носят чисто декларативный характер.
Жажда реванша за поражение в 2008 году в Тбилиси также никуда не делась. «При любом исходе выборов внешняя политика Грузии не изменится, она как была подконтрольна западным «друзьям» Грузии, так и останется в сфере их интересов», – сказал министр.
Риторика не меняется
По мнению заместителя руководителя Управления внутренней политики Администрации Президента РЮО Алана Джуссоева из 25 кандидатов в президенты во второй тур вышли гражданка Франции и сподвижник Михаила Саака-швили. «Это две основные политические группы, которые будут вести борьбу, в том числе и на парламентских выборах, так как в дальнейшем главу Грузии будут выбирать парламентским большинством. В принципе должность президента Грузии имеет очень ограниченные функции, – является главнокомандующим и имеет право помилования и ряд других», – говорит эксперт.
Он считает, что для Южной Осетии нет никакой разницы кого они изберут президентом – последователя г-на Иванишвили или последователя г-на Саакашвили. «Риторика по Южной Осетии у всех одинаковая, и при любом исходе это всё будет продолжаться, и потому больших ожиданий не должно быть. Вообще, в последнее время грузинская повестка мала интересна югоосетинскому читателю, так как мы живем больше внутренними проблемами. Но приграничные районы сталкиваются с грузинской политикой в отношении Южной Осетии. Все будет упираться в мелочные провокации, например, проведение пикетов на границе и т.д. Этим политика Грузии в отношении нас будет ограничена при любом исходе выборов», – подчеркнул Алан Джуссоев.
Представитель Управления внутренней политики считает необходимым продолжать формат Женевских дискуссий, и позиционировать Южную Осетию в качестве независимого государства.
«В ходе выборов президента Южной Осетии в 2011 году очень многие грузинские эксперты с иронией говорили о 17 кандидатах. А на нынешних выборах в Грузии было 25 кандидата, начиная от любителей марихуаны и заканчивая условно грузинскими нацистами. Но в любом случае представленный спектр кандидатов делится на две генеральные линии – люди Иванишвили и Саакашвили», – отметил представитель администрации президента.
По его словам, вся предвыборная тематика Грузии расписана по западным технологиям и срежиссирована. Он считает, что за последние годы Грузия не изменилась, но ментально выбирать женщину – не гражданку Грузии и не в совершенстве владеющая грузинским языком, вызывает мелкий скептицизм. «Я бы не относился очень серьезно к этой президентской фигуре. Другое дело, если к власти придет последователь Са-акашвили, то его помилуют, и он станет очередным тараном на парламентских выборах. Но, думаю, этого не произойдет.
В ближайшей перспективе эскалации конфликтов на Южном Кавказе никому не нужны, и в первую очередь западу, США. Здесь есть некий статус-кво, который появился после 2008 года и его будут поддерживать. Событие и процессы, происходящие в Грузии – это их внутренние проблемы, а мы сконцентрированы на развитии нашей республики», – заключил Алан Джуссоев.

Алена ДЖИОТЫ