Международный уголовный суд (МУС) в Гааге планирует начать расследование в связи с событиями 2008 года в Южной Осетии. Соответствующее заявление размещено на официальном сайте организации. В частности, прокурор МУС Фату Бенсуда приняла решение об инициировании расследования событий 2008 года, считая, что в ходе конфликта могли быть совершены военные преступления.
Штрихом отметим, Международный уголовный суд был создан в 1998 году. Предметная юрисдикция суда ограничена следующими видами преступлений: геноцид – намерение целиком или частично истребить национальную, этническую, расовую, религиозную или иную социальную группу; преступления против человечности – часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения; военные преступления – нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние. Поэтому в компетенцию МУС входит уголовное преследование лиц, ответственных за эти виды преступлений.
Анализируя инициативу МУС, не следует питать иллюзий относительно абсолютно объективного и честного расследования событий 2008 г. на предмет установления военных преступлений. Дело в том, что суд в Гааге давно стал дубинкой в руках США, ведущих государств Западной Европы и европейских структур.
«Самостоятельность» и «объективность» европейских судебных инстанций видна на примере Международного трибунала по бывшей Югославии, когда МТБЮ устроил охоту на сербских военных и политиков, в то же время снимая обвинения с хорватских, боснийских и албанских военных. Что касается МУС, то именно этот суд занимался арестом руководителя Ливии Муаммара Каддафи и его сына. Кроме того, МУС известен охотой на неугодных США и Западу африканских политиков.
Первоначальные ожидания в России об объективном расследовании событий в Южной Осетии 2008 г. быстро сменились на готовность занять глубоко эшелонированную оборону от мутирующей на глазах позиции МУС.
Уже в августе 2008 года МУС получил четыре тысячи жалоб с требованием начать расследование от лиц, ставших жертвами событий в Южной Осетии. И в августе 2008 года было объявлено о начале предварительного следствия. Но затем информация о деятельности МУС по событиям войны исчезла с информационных лент. В 2014 году стало ясно, что МУС превращает дело по событиям 2008 года в антироссийское дело.
Но даже если дело о событиях 2008 г. примет антироссийский характер, у России нет повода беспокоиться. Во-первых, МУС действует на основе Римского статута международного договора, который на сегодняшний день ратифицирован 122 государствами мира. Россия подписала статут, но не ратифицировала его и является в МУС наблюдателем. Отсутствие ратификации дает возможность России не передавать своих граждан под юрисдикцию Гааги. Во-вторых, в компетенцию МУС не входят вопросы территориальной целостности. Это на случай, если Грузия вздумает прижать Россию к стенке за нарушение «территориальной целостности». Отметим, целостность Грузии не нарушала ни Южная Осетия, ни Россия. Южная Осетия не имеет никакого отношения к Грузии, побывав в составе Грузинской ССР лишь в советскую эпоху. А в-третьих, российские и югоосетинские военнослужащие не совершали военных преступлений и преступлений против человечности на территории Грузии, не учиняли геноцид грузинскому населению. Тем не менее, вызывает обеспокоенность ангажированность Международного суда.
Вместе с тем, в отчетах прокурора Фату Бенсуды приводятся шокирующие данные, которые не оставляют никаких сомнений в том, что в МУС завелась аналог Джен Псаки. Так, в отчете Бенсуды указывается, что из Южной Осетии в 2008 году было изгнано 138 тысяч граждан грузинской национальности. Глубину грехопадения и непрофессионализм прокуроров МУС не измерить никаким эхолотом, коль скоро доподлинно известно из любых источников, что население Южной Осетии даже в последние десятилетия советской эпохи не превышало 100 тысяч, из которых численность грузинского населения составляла не более 28%.
Бенсуда считает, что Южная Осетия совершила военные преступления и преступления против человечности, так как прокуроры МУС расследуют «дело о систематических избиениях, преследованиях и убийствах этнических грузин, совершённые южноосетинскими силами».
По ее словам, есть «разумные основания полагать: во время короткой войны за поддерживаемую Москвой грузинскую область – Южная Осетия – были совершены военные преступления». Уже это скоропалительное заявление, озвученное задолго до решения суда, говорит о политических предпочтениях Бенсуды, которой должно быть известно о презумпции невиновности. В обратном случае Фату Бенсуда не место в МУС.
Хотя для прокуроров МУС не стоит труда сравнить количество погибшего мирного населения Южной Осетии и Грузии. Здесь ситуация в пользу Южной Осетии, так как при всем желании Грузия не в состоянии предоставить данные о «массовых убийствах» грузин южноосетинскими силами. Российские и югоосетинские войска, и ополченцы, в отличие от грузинских «коллег», не запятнали себя грехом убийства мирного грузинского населения.
Прокурор Бенсуда не подтверждает и нападение грузинских военных на российских миротворцев. По ее словам, данная «информация противоречива и выводы невозможны». То есть все внимание с преступлений грузинских военных и политиков МУС переводит на попытку возложить ответственность за преступления Грузии на Россию и Южную Осетию! В целом предварительная позиция МУС недвусмысленно говорит о том, что ни один грузинский военнослужащий или политик не ответит за преступления против человечества и военные преступления. Вряд ли МУС примет во внимание аргументы России и Южной Осетии, и скорее всего жертвой событий 2008 года выставит Грузию.
В то же время возникает вопрос – почему именно сейчас МУС вспомнил о событиях семилетней давности. В российской экспертной среде небезосновательно полагают, что МУС поднял дело о событиях 2008 года в пику России против ее твердой и правильной позиции по Донбассу и Сирии. Предвзятость МУС может стать поводом к информационной кампании для дискредитации России как якобы нарушителя международного гуманитарного права и агрессора, чтобы усилить санкции против России.
Центральной фигурой в деле по событиям в Южной Осетии может стать экс-президент Грузии Саакашвили. И инициатива МУС расследовать военные преступления в Южной Осетии вызвала одобрение в Грузии. По словам экс-заместителя председателя мониторингового комитета ПАСЕ от Грузии Элене Тевдорадзе, материалы суда могут позволить привлечь к ответственности Саакашвили и ему может грозить от 30 лет лишения свободы до пожизненного срока. В развязывании войны Саакашвили обвиняли многие грузинские эксперты, политики и государственные деятели. То есть в Грузии всю ответственность хотят возложить только на Саакашвили. Тбилиси устраивает обвинить во всем Саакашвили, возложив на него все грехи, хотя практически все лица, организаторы и вдохновители агрессии против Южной Осетии до сих пор живут в Грузии и занимают высокие посты. Однако в 2014 году, когда генеральная прокуратура Грузии завела на Саакашвили уголовные дела, среди них не оказалось обвинения в геноциде осетинского народа и развязывании войны против Южной Осетии.
Гаагскому суду следует учитывать и результаты работы специальной комиссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини. Доклад комиссии ЕС ясно указал на единственного виновника событий 2008 года – Грузию. И игнорировать выводы высокопрофессиональных экспертов комиссии Евросоюза МУС просто не имеет права. Расследование в рамках Международного уголовного суда не может проходить вне учета материалов специальной комиссии ЕС.
В случае, если МУС действительно объективно оценит материалы дела и подтвердит виновность Грузии в начале войны, то на ковер должен быть вызван не только экс-президент Саакашвили. Уголовному преследованию должно подвергнуться его окружение, члены правительства Грузии, руководители, высокопоставленные чиновники и чиновники на уровне принятия решений силовых структур, а также грузинские военнослужащие, непосредственно выполнявшие преступные приказы по убийству российских миротворцев и мирного гражданского населения Южной Осетии. Ведь действия грузинских военнослужащих, а также их руководителей, санкционировавших нападение на Южную Осетию, были квалифицированы по нескольким статьям УК РФ, в том числе как геноцид.
Свалить ответственность за геноцид осетин на одно лицо является надругательством над здравым смыслом. Это равнозначно, если бы под прицел Нюрнбергского трибунала попал только Гитлер. На Нюрнбергском процессе были осуждены десятки военных и политиков гитлеровской Германии. Это не считая судебных процессов в самом СССР, где были осуждены десятки, может, и сотни тысяч немецких военных преступников.
Нюрнбергский трибунал был сформирован СССР, США, Великобританией и Францией. То есть, кроме США, остальные участники подверглись агрессии со стороны Германии. Учитывая ангажированность МУС, авторитет которого в последнее время ставится под сомнение, Южной Осетии как жертве геноцида и стране, подвергшейся перманентной агрессии со стороны Грузии с 1990 г., необходим свой трибунал. Либо же в коалиции с молодыми государствами постсоветского пространства, также подвергшимися агрессии – Абхазией, Приднестровьем, Донецкой и Луганской народными республиками. Преступления против человечности не имеют срока давности. Прощения убийцам мирных людей быть не может.
Александр КЕЛЕХСАЕВ