Украинские грабли, или Гарибашвили был прав

Прошла почти неделя после референдумов на Юго-Востоке Украины, показавших довольно неожиданные результаты даже для тех, кто симпатизировал борьбе Донбасса против фашистской хунты в Киеве. С учетом не слишком массового характера вооруженного сопротивления карательным войскам, многие эксперты полагали, что вопрос самостоятельности Донбасса не является актуальным для большинства населения Луганской, Донецкой и других областей Юго-Востока. Однако массовые очереди желающих проголосовать на референдуме на фоне провокаций и нападений со стороны киевских силовых структур и их итоги удивили многих. Видимо, разгадка кроется в знаменитой особенности русского характера – поначалу долго запрягать, да потом быстро погонять, аж до Берлина или Парижа.

Еще больший шок результаты референдумов, судя по публикациям в западной прессе, вызвали в Европе, где всерьез верили киевской и собственной пропаганде, что на Юго-Востоке Украины действуют лишь кучки «сепаратистов». Кстати, подобные иллюзии в свое время распространялись и насчет Южной Осетии.

Как признал немецкий политолог Александр Рар, на Западе многие шокированы результатом донецких и луганских голосований. «Говорить об этом, что все это – полная туфта и манипуляции, трудно, потому что масса журналистов побывала на местах и видела все своими глазами. Это было массовое голосование. На Западе начали понимать, что нельзя винить только одну Москву, что надо дать России делать на Востоке то, что она захочет, чтобы не повторились недавние события, а завтра надо будет выстроить отношения между центральным правительством и восточными регионами Украины. Это и будет одним из предметов переговоров, которые должны обеспечить дипломаты ОБСЕ, это начало исполнения договоренностей, которые были достигнуты в феврале между оппозицией и Януковичем», – считает политолог.

По словам Александра Рара, на Западе все больше осознают, что федерализация Украины – не прихоть Москвы, а единственный выход из тупика, который может закончиться полной дезинтеграцией страны. Впрочем, подобные настроения скорее свойственны более или менее трезвомыслящей части политической элиты западноевропейских стран. США и их рекруты в Восточной Европе, в частности, Польша, по-прежнему продолжают линию на силовое решение внутриукраинского конфликта, не интересуясь, чем это может обернуться для 46 миллионов украинцев.

Складывается странная ситуация, когда самозваные киевские власти собственными руками разрушают свою страну, не понимая, что нельзя силой победить или подавить пробуждающееся русское движение Украины.

В Одессе, Днепропетровске и других регионах Украины бандеровцам вместе с вооруженными бандами олигархов, типа Коломойского, удалось на время подавить освободительное движение, но это грозит еще более сильным взрывом в ближайшей перспективе.

Только в Одессу введено до 4 тысяч боевиков Игоря Коломойского, его же батальоны контролируют Херсонскую и Харьковскую области. В Мариуполе пытается создать свои «рабочие дружины» другой олигарх – Ринат Ахметов, который хоть находится в оппозиции к Киеву, но также действует против национально-освободительного движения на Юго-Востоке Украины, выступая против федерализации или независимости Донбасса.

Таким образом, перед антифашистским движением Юго-Востока Украины встает несколько основных задач – дать организованный вооруженный отпор карательным войскам Киева, создать полноценные органы власти и провести тотальную деолигархизацию Юго-Востока. Без решения какой-либо из перечисленных задач перспективы освободительного движения будут весьма плачевны.

Понимание этих задач вроде существует, правда, возникают трудности с их реализацией. В частности, как считает депутат Верховной Рады Украины Олег Царев, «новым государствам необходимо срочно заняться выстраиванием институтов госвласти». Как отмечают эксперты, до сих пор и в ДНР, и в ЛНР ополченцы, по сути, представляли собой параллельные органы власти с непонятной структурой и коллегиальным принятием решений. Относительно эффективно в последние недели функционировало лишь ополчение под командованием Игоря Стрелкова. Теперь властные институты придется выстраивать с нуля, причем не в спокойной, а в боевой обстановке, перед лицом возможных силовых действий со стороны подчиняющихся Киеву украинской армии и боевиков национальной гвардии, которые ведут террор против мирного населения.

Практически в аналогичной ситуации приходилось действовать в Южной Осетии в 1989-92 годах, когда в условиях полной блокады, непрерывных обстрелов граждане Республики смогли успешно провести референдум, выборы в Верховный совет и создать органы власти, а также вооруженные силы, защитившие независимость РЮО. При этом соотношение сил было куда более невыгодным для Южной Осетии, чем сейчас для Луганской и Донецкой народных республик. Поэтому при активной и целенаправленной работе эти задачи вполне реализуемы. Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются – в Донецкой Народной Республике создан высший орган законодательной власти – Верховный совет, а также Совет безопасности и Министерство обороны, которые возглавил лидер самообороны Славянска Игорь Стрелков. Донецкая Народная Республика приступила к созданию собственной армии. Как заявил сопредседатель правительства ДНР Денис Пушилин: «Сейчас у нас создается армия. Те незаконные формирования, которые еще находятся на нашей территории после оглашения официальных результатов референдума, являются оккупантами. Они должны покинуть нашу территорию, и это может быть сделано с помощью армии».

Планируется также объединение двух республик – Луганской и Донецкой.

При этом, как отмечают российские эксперты, конфликт донецких и луганских ополченцев с киевскими властями неизбежно выплеснется за пределы собственно этих народных республик. Единственная возможность для них остановить карательные операции – организовать помощь своим единомышленникам в соседних украинских областях и инициировать в них аналогичные референдумы «о государственной самостоятельности». По мнению директора белорусского Центра по проблемам европейской интеграции Юрия Шевцова, «эскалация может начаться сейчас на всем юго-востоке Украины. Я бы не исключал варианта выступления из Донбасса вооруженных сил на помощь украинскому городу, в котором будет устроена бойня по типу одесской», – считает эксперт.

Своих сил на подобные рейды у ополченцев пока не хватает, но с созданием регулярной армии и с учетом беспрерывного потока добровольцев, в том числе из Осетии, такой сценарий не кажется невозможным.

Основными кандидатами на экспансию национально-освободительного движения называют Харьковскую, Херсонскую и Одесскую области, где также нарастает сопротивление.

В подобной ситуации единственный разумный выход для Киева заключается в начале переговорного процесса, который еще может помочь сохранить единство страны. Однако, похоже, прозападные узурпаторы выбрали грузинский путь, не без помощи Саакашвили, с самого начала затесавшегося в советники новой власти. Его почерк виден во всем, в отношении Крыма принимается закон об оккупированных территориях, который по содержанию напоминает аналогичный грузинский закон, начинается водная блокада Крыма, точно так же, как создавались трудности с водоснабжением Цхинвала в 2004-2008 годах, используется весь отработанный Грузией арсенал провокаций и силовых методов. Но с чего киевские власти взяли, что методы Саакашвили, приведшие Грузию к катастрофе, окажутся успешными на Украине, непонятно.

В этой ситуации нельзя не вспомнить предупреждения грузинского премьера Ираклия Гарибашвили, адресованные украинцам. Заметив Саакашвили рядом с нынешними украинскими лидерами, Гарибашвили предостерег их от соблазна следовать советам несостоявшегося грузинского дуче, отметив, что вслед за Грузией Саакашвили может развалить Украину.

Трудно не признать, что в этом вопросе Гарибашвили оказался прав – Саакашвили помогает киевским самозванцам успешно разваливать Украину, и процесс еще далек от завершения.

А. ТЕДЕЕВ