Тщетные ожидания Тбилиси и реальные перспективы Цхинвала

В отношении Грузии к Южной Осетии на всем протяжении истории не было главного – восприятия реальности официальным Тбилиси. Грузинские правители, вне зависимости от персон, всегда руководствовались эфемерными и во многом идеалистическими представлениями во взаимоотношениях с абхазами и осетинами. Эта отстраненность от действительности вкупе с традиционным грузинским шовинизмом приводила к прямым вооруженным конфликтам и этническим чисткам на всем протяжении новейшей истории.

Каждая новая власть в Грузии начинала свою деятельность с декларирования необходимости и неизбежности мирного урегулирования грузино-осетинских отношений. Обращениям не было числа, предлагалось забыть все преступления предыдущего режима и все начать с чистого листа. И так раз за разом. Итог всегда был одинаков: посулы, перераставшие в вооруженные вторжения, убийства и притеснения по национальному признаку.

Звиад Гамсахурдиа в начале своего правления призывал осетин строить вместе с грузинами новую демократическую Грузию, а в конце закончил угрозами «вымести метлой осетин за Рукский тоннель» и блокадой Южной Осетии. Новый правитель, Эдуард Шеварднадзе, заклеймив своего предшественника за геноцид осетин, сам приказал грузинской армии штурмовать Цхинвал. Но всех их превзошел Михаил Саакашвили, который ради популизма выучил даже несколько фраз по-осетински и организовал раздачу муки и удобрений в осетинских селах. Однако венцом его «миролюбия» стал кровавый август 2008 года.

Нынешние власти Грузии идут таким же путём. «Мы к вам с миром!» – таков основной лейтмотив всех инициатив, которые руководство страны выдвигает в отношении Южной Осетии и Абхазии. Известная стратегия Грузии имеет в своей основе вовлечение наших граждан в свою сферу влияния посредством культурных и экономических связей.

Но более всего в Тбилиси надеются, что Грузия станет для осетин и абхазов привлекательным «оазисом» благодаря своим экономическим достижениям. Экс-министр иностранных дел Грузии М. Панджикидзе в свое время так определила эту формулу: «Для возвращения своих территорий Грузии необходимо сделать страну максимально привлекательной для абхазов и осетин и дать им выбрать, что лучше, – быть в составе Грузии, или частью России».

Не отстают в утверждении подобных иллюзий и западные кураторы. Помощник госсекретаря США Филипп Гордон отмечал, что одной из целей Вашингтона является сделать Грузию привлекательной для населения Абхазии и Южной Осетии. «После этого они явно захотят стать частью объединенной Грузии», – с маниловской мечтательностью заявлял высокопоставленный американский дипломат. В то же время грузинская статистика сообщает, что в 2014 г. количество собственных граждан, покинувших страну (эмигрантов) будет преобладать над количеством людей, въезжающих в неё с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов). То есть общая миграция будет отрицательна и составит 18 232 человека. (http://countrymeters.info/ruGeorgia).

Понятно, что наряду с подобными заявлениями Грузия и ее покровители готовят и военный сценарий, на тот случай, если «непонятливые осетины и абхазы» не захотят вернуться в лоно «процветающей и задемократизированной» Грузии. Но давайте посмотрим, что такого необычного в этой стране, чтобы наши народы, забыв десятилетия национального гнета и этнических чисток, вдруг озаботились возвращением в состав страны-агрессора.

Люди, приезжающие в Грузию, обычно видят парадную сторону страны. Первое, что преподносят, как образец привлекательности это – медицинское обслуживание. Действительно, многие из граждан РЮО знают не понаслышке о достаточно высоком уровне медицины в Тбилиси. Но не надо забывать, что лечение граждан Южной Осетии проходит в соответствии со специальной программой, финансируемой США, и может рассматриваться как часть идеологической войны против нашей Республики. На простых жителей Грузии она не распространяется, и те бывают вынуждены обращаться за лечением либо в захудалые клиники, либо изыскивать средства на дорогостоящее лечение. Для большинства жителей страны оно практически недоступно.

Наверное, многим известны случаи, когда грузины, выходцы из Южной Осетии, стремились получить югоосетинский паспорт с переименованной на осетинский лад фамилией, чтобы получать доступ к лечению в дорогостоящих клиниках Тбилиси.

Однако и у наших граждан при лечении в грузинских клиниках бывают проблемы. Так, в настоящее время организован сбор средств для оплаты долга за лечение в одной из частных клиник Тбилиси девочки из Южной Осетии. Её семья нашла клинику в Москве, где лечение не столь дорогостоящее. Однако перевезти ребёнка в столицу России не представляется возможным, пока не будет выплачен долг. И это не единственный случай, когда приходится буквально откупаться от хозяев тбилисских клиник и вывозить больных для дальнейшего лечения в Россию. Кстати сказать, властям Республики стоит подумать о возможности направления наших больных, в сложных случаях, не только в Москву, но и в Краснодар или Ростов-на-Дону, где медицина также ушла далеко вперёд, достигнув мирового уровня по целому ряду специализаций (например, донорская пересадка легкого, трахеи, операции на сердце и т.д.)

Служба скорой помощи в Грузии вполне приличная, но о бесплатной помощи люди уже забыли. Да, карета скорой помощи приедет, врач сделает укол, но в госпиталь отвезут только при наличии денег. Содержание больных даже в государственном стационаре обходится крайне дорого. В Тбилиси существует такая невиданная в Цхинвале аномалия, как продажа таблеток поштучно. В любой аптеке вам продадут одну или три таблетки любого лекарственного средства. То же самое можно наблюдать и в городах Украины, также не первый год находящейся под внешним управлением США. Этот факт наглядно демонстрирует, насколько низка покупательская способность многих грузин, да и украинцев. В то же время медицинское обслуживание в нашей Республике бесплатно для всех.

Не вызывают белой зависти и цены на продовольственном рынке Тбилиси. Хлеб стоит до 2 лари (более 60 руб.), молоко – до 3 лари (около 90 руб.), мясо – от 18 лари (около 550 руб.), картошка – от 1,5 лари (44 – 45 рублей), литр бензина – 2 лари (около 60 руб.). Ранее жители Цхинвала некоторые товары покупали в Ленингоре, куда доходил грузопоток из Грузии. Сегодня же, с учетом состояния грузинской денежной единицы «лари», уже ленингорцам зачастую выгоднее закупать товары в Цхинвале.

Из-за недостаточной развитости реального сектора экономики Грузии уровень безработицы высок. По официальной статистике, безработица превышает 15%, хотя согласно различным социологическим опросам населения, проводимых как местными, так и иностранными неправительственными организациями, 70% опрошенных считают себя безработными. Грузинская пресса пишет о том, что в стране лишь 35% населения реально получает зарплату. Отмечается, что в Грузии нет в полной мере установленного порядка выплаты минимальной зарплаты. Этот вопрос регулировался постановлением еще в период Э. Шеварнадзе. Он определял минимальную зарплату в размере 20 лари. При М. Саакашвили минимальная зарплата была установлена только для госслужащих. В частном бизнесе ее уровень настолько мизерный, что уже никто не помнит о его существовании.

В нашей Республике осенью этого года Парламент одобрил законопроект о потребительской корзине, согласно которой прожиточный минимум установлен в размере 8 142 руб. В соответствии с этим законом будут приняты нормативно-правовые акты для утверждения минимальной оплаты труда (МРОТ) не ниже прожиточного минимума, сообщила недавно РИА Новости председатель парламентского комитета по бюджету и налогам Жанна Кочиева.

Максимальный размер трудовой пенсии грузинского пенсионера – 150 лари (4 335 руб.). Для сравнения: в Южной Осетии размер средней трудовой пенсии составляет 6 270 руб., максимальной 10 000 руб. Как ранее сообщал Пенсионный фонд Южной Осетии, такая пенсия выдается инвалидам, получившим боевое ранение. Мы уже не говорим о достойной пенсии участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. В Грузии пенсионный возраст для женщин составляет 60 лет, для мужчин – 65, в то время как в нашей Республике 55 и 60 соответственно.

Как видим, пока в Грузии нет ничего такого, чтобы южные осетины стремились туда, даже гипотетически. Равно как и миллион грузин, покинувших страну в поисках лучшей доли (частью переехавших в Россию) и не спешащих приобщиться к экономическим благам, которые, по мнению официального Тбилиси, существуют в Грузии.

Конечно же, мы далеки от мысли идеализировать экономическое положение в самой Южной Осетии. Мы видим свои проблемы, но ощутимы и реальные перспективы. И связаны они, прежде всего, с выходом на новый уровень межгосударственных отношений между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией. В проекте нового соглашения прописаны важные изменения в финансовой и социальной сфере РЮО. В, частности, в статье 7 указано, что «Российская Федерация в соответствии с утвержденными межгосударственными программами оказывает содействие в восстановлении и развитии экономики и социальной сферы Республики». Эта общая формулировка детализируется в следующей, 8 статье: «Республика Южная Осетия при поддержке Российской Федерации поэтапно осуществляет повышение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации». А это значит, что оплата труда в Южной Осетии вырастет существенно, так как средняя заработная плата в СКФО составляет 19 500 рублей. Отметим, что уже сегодня наша Республика находится в зоне особого благоприятствования. Так, стоимость электроэнергии в РЮО составляет 2 р. 64 коп., для сравнения в Северной Осетии – 3 р.20 коп. Стоимость газа соответственно 4,27 рубля и 5,08 рубля и т. д.

Не менее важны и определяемые договором изменения в медицинской сфере. Об этом подчёркивается в статье 10: «Российская Федерация при содействии Республики Южная Осетия реализует комплекс мер, обеспечивающий страхование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Южная Осетия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

организацию оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях Российской Федерации гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Республики Южная Осетия, в соответствии с законодательством Российской Федерации». Решение указанной задачи связывается в настоящее время с созданием республиканского медицинского центра в Цхинвале, включающего в себя республиканскую многопрофильную больницу; объединенную республиканскую поликлинику, родильный дом со вторым этапом выхаживания новорожденных, детскую республиканскую больницу с детской поликлиникой и отделением реабилитации и станцию скорой помощи.

Изменения в банковской системе позволят значительно расширить спектр кредитования сферы предпринимательства в РЮО. «Центральный банк Российской Федерации оказывает помощь Национальному банку Республики Южная Осетия в осуществлении денежно-кредитной политики и укреплении финансовой системы Республики Южная Осетия» (статья 10).

Все эти положительные изменения будут происходить даже в условиях непростой финансовой ситуации в самой Российской Федерации. На этом заострил внимание помощник президента РФ В.Сурков во время своего визита в Республику, состоявшегося в этом месяце. «Из договора будут вытекать дополнительные обязательства, в том числе материальные, которые Россия готова нести, – отметил высокопоставленный российский представитель. – Мы можем и должны поступиться какими-то нашими внутренними задачами, но не вправе подводить наших стратегических партнеров. Внутри России есть разные настроения, но я знаю позицию Президента России Владимира Путина – он считает данное направление приоритетным, и нас с вами в обиду точно не даст».

Все это позволяет выразить уверенность не только в сохранении экономической стабильности Республики, но и в существенном повышении благосостояния простых граждан уже в ближайшей перспективе. Всего лишь шесть лет Республика живет в мире, однако мы уже ощущаем постепенный рост уровня жизни и обгоняем по этим показателям нашего агрессивного соседа.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»