Тбилиси посетили сразу два высокопоставленных политика из США – сенатор Джин Шахин и конгрессмен Майк Тернер. Визит предположительно был вызван предстоящими парламентскими выборами в республике и обеспокоенностью Вашингтона утратой способности вмешаться в этот процесс.
Так, американские законодатели провели встречи с президентом Грузии, представителями партии «Грузинская мечта», оппозиционерами и активистами гражданского сектора.
В ходе аудиенции у проамериканского грузинского президента Шахин и Тернер сошлись во мнениях относительно важности евроинтеграции страны и негативно оценили действия правительства республики на этот счет. Так что же не понравилось представителям Соединенных Штатов?
Одним из основных камней преткновения стало принятие закона «О прозрачности иностранного влияния», который вынуждает неправительственные организации отчитываться перед грузинской властью о своей деятельности. Однако американцы умолчали о функционировании аналогичных законодательных актов во Франции и Дании, которые обходятся без сторонней критики и регулируют действия зарубежных фондов на своих территориях. Получается, претензии имеются лишь к Тбилиси.
Кроме того, конгрессмены провели встречи с членами «Грузинской мечты», итогами которых остались недовольны обе стороны. В частности, премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что возникшие между двумя государствами проблемы являются результатом действий бывшего посла США Келли Дегнан, которая пыталась свергнуть власть в стране и втянуть Грузию в украинский конфликт.
Министр обороны республики Ираклий Чиковани сообщил, что на встрече с американскими законодателями он не скрывал своего разочарования по поводу ограничительных мер по причине принятия закона «О прозрачности иностранного влияния», а лидер парламентского большинства депутат Мамука Мдинарадзе и вовсе окрестил конгрессмена Тернера «одним из самых коррумпированных политиков в Штатах».
Однако разнос американцев сменился их возвышением во время встречи представителей США с грузинской оппозицией. Депутат от партии «Гахария за Грузию» Михаил Даушвили заявил, что считает Вашингтон главным союзником, «который будет стоять рядом во время предстоящих выборов».
Подытоживая вышесказанное, четко прослеживается разделение между «Грузинской мечтой» и оппозиционными деятелями. Первые стремятся отстоять суверенитет республики и снизить влияние США до минимального, при этом не создавая враждебных отношений с Вашингтоном. Вторые же готовы транслировать любые американские тезисы в угоду США, лишь бы подкопить хоть какой-то якобы политический вес перед парламентскими выборами. И подобные действия обеих сторон демонстрируют, как активно Штаты стремятся повлиять на внутриполитическую обстановку, проводя встречи и пытаясь продвинуть собственные интересы среди различных слоев и сторон власти.
А.ДЖИОЕВ