Сирийские шахматы, или спасти Ближний Восток

Прошедшая неделя для российской внешней политики оказалась сверхнасыщенной по части действий и шагов, затрагивающих самые актуальные вопросы международной повестки дня.

Вначале последовало выступление Владимира Путина на заседании Генассамблеи ООН, затем начало антитеррористической операции Воздушно-космических сил России в Сирии и встреча в формате «нормандской четверки».

Пожалуй, этот короткий промежуток времени можно назвать неделей, которая удивила мир. Российский лидер вновь оказался на первых страницах мировых масс-медиа, заставив ведущих западных аналитиков гадать о мотивах своих действий. Правда, за огромной массой прогнозов, в меру и не очень оригинальных выводов скрывается чаще всего неосведомленность и попытки попасть «пальцем в небо».

Мировые лидеры – не исключение, кое-кто из них пытается объяснять действия России желанием отвлечь внимание Запада от Украины, другие заявляют, что речь идет о попытке задобрить западные страны, уничтожая ИГИЛ и тем самым решая проблему наплыва сирийских беженцев в Европу, дабы затем благодарные европейцы облегчили свои санкции. Уверовав в свои выкладки, один за другим политики ряда ведущих европейских стран грозят пальчиком, мол, их позицию в украинском вопросе никакая Сирия не изменит.

Третьи – из наиболее русофобских кругов окончательно впали в истерику, призывая устроить России второй Афганистан, оказав помощь террористам.

Правда, большинство из них сходятся в том, что Россия, несмотря на санкции, усиливает свое влияние, в отличие от США и других западных стран. Начав операцию в Сирии, Россия стала оказывать сильное давление на Запад, считает обозреватель «Deutsche Welle» Бернд Ригерт. При этом у Запада нет серьезных рычагов давления на Москву: санкции на позицию Кремля не влияют. Таким образом, по мнению автора статьи, все нити оказались в руках президента Владимира Путина, который проявил себя как искусный тактик.

Американский исследовательский центр «Stratfor», который часто называют «теневым» ЦРУ, образно отозвался о действиях России в Сирии: «Русские – шахматисты, и они следят не только за единственным полем на шахматной доске», – отмечают аналитики центра в своей публикации.

Действия России в Сирии четко демонстрируют ее способность быть глобальным лидером, который умеет ставить цели и брать на себя ответственность по их достижению, считают аналитики исследовательского центра «Stratfor». По мнению экспертов центра, Россия ставит перед собой широкий спектр целей, которые она стремится достичь в Сирии и других странах Ближневосточного региона. «Поддержка сирийского правительства президента Башара Асада в Дамаске – это один из элементов более широкой стратегии. Другой целью является расширение сферы интересов в регионе в целом. Россия также пытается стать глобальным лидером – международным автором, который берет ответственность на себя, и способна прямо смотреть в лицо США, а не кланяться им. Авиаудары четко это обозначили, а реакция США подтвердила. Россия осуществила односторонние действия и отстранилась от США, их арабских союзников и НАТО», – отмечает «Stratfor».

При этом аналитики центра убеждены, что к данному моменту времени Россия близка к достижению большинства из поставленных целей.

Эксперты «Stratfor» недалеки от истины, но проблема западных аналитиков все же в том, что они оценивают те или иные действия и решения руководства РФ под узким углом. На практике же действия России в сирийском вопросе вытекают из внешнеполитической парадигмы, которая была определена в свое время Владимиром Путиным, в первый раз недвусмысленно озвученной на Мюнхенской конференции 2007 года, где российский лидер произнес жесткую речь, ставшую знаменитой. Затем В.В. Путин и другие российские политики неоднократно повторяли эти тезисы. Фактически в том же духе прошло последнее выступление Путина на Генассамблее ООН. Речь идет о целенаправленной политике России по разрушению однополярного мира и установлению более сбалансированного мирового устройства с общими правилами игры, где не будет гегемонии одной нации, приватизировавшей право на исключительность в международных делах.

Все действия России с того периода также подчиняются этой выбранной раз и навсегда парадигме, включая операцию по принуждению Грузии к миру в 2008 году, реакцию на переворот на Украине и поддержку антифашистского движения в Новороссии, а также нынешнюю операцию в Сирии.

При этом российские лидеры демонстративно показывают, что никакие санкции, угрозы и давление со стороны творцов однополярного мира не способны заставить Россию отказаться от выбранного пути.

Более того, последствия собственной порочной политики, в том числе на Ближнем Востоке, подталкивают часть западной элиты к поиску компромисса и диалогу с Россией. Влияние мирового гегемона начинает трещать по швам, создавая угрозу всему миру. Немудрено, что теперь России приходится выступать в роли пожарного, чтобы потушить пожар террористической угрозы на Ближнем Востоке, в противном случае последствия будут непредсказуемыми. Как отметил сирийский президент Башар Асад, если операции России и создаваемой ею коалиции не увенчаются успехом, региону Ближнего Востока грозит крах и уничтожение.

Не случайно российский президент в своей речи в ООН сравнил создаваемую сейчас Россией коалицию по борьбе с ИГИЛ с антигитлеровской. «Терпеть складывающееся в мире положение невозможно. Мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями, общими интересами и на основе международного права объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем, создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеют зло и человеконенавистничество. И, конечно, ключевыми участниками такой коалиции должны стать мусульманские страны. Ведь «Исламское государство» не только несет им прямую угрозу, но и своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию, ислам», – заявил глава российского государства.

Если проводить параллели, то действия России в Сирии сравнимы с тем, если бы Советский Союз поддержал военным путем Чехословакию в 1938 году, разумеется, при соответствующем обращении со стороны руководства этой страны. При таком сценарии победное шествие фашизма в Европе удалось бы прервать на начальном этапе, избежав гигантских жертв.

Как и сейчас ИГИЛ, фашизм взращивали западные державы, надеясь, что он затем повернет против Советского Союза, однако Гитлер успел прежде разгромить европейские страны и стереть многие английские города с лица земли.

Если сегодня России не удастся выполнить свою миссию, что может произойти лишь из-за вмешательства западных стран, которые могут продолжать поддержку террористических группировок, то действительно Ближний Восток ожидает катастрофа, которая повлечет цепную реакцию, затрагивающую в том числе и Европу, Центральную Азию и Кавказ.

Пока же российская превентивная операция продолжается более чем успешно. Российская авиация за считанные дни уничтожила более 50 объектов инфраструктуры боевиков: пункты управления, склады с боеприпасами и взрывчаткой, узлы связи, мини-заводы по производству оружия, террористов-смертников и лагеря подготовки бойцов, десятки единиц техники и артиллерии. В результате удалось подорвать материально-техническую базу террористов и существенно снизить их боевой потенциал. В их рядах началась паника и дезертирство. Часть боевиков наемников оставили свои позиции и пытаются выбраться в Европу. Более 3 тысяч боевиков сбежали из Сирии в Иорданию, из так называемой столицы «Исламского государства» Ракка террористы срочно эвакуируют свои семьи, бегство наблюдается и среди группировок боевиков, расположенных близ турецкой границы.

На фоне малоуспешных бомбардировок коалиции во главе с США, которые в течение года гонялись за игиловскими экскаваторами и пикапами, в то время как территория, захваченная ИГИЛ, только расширялась, такие результаты выглядят впечатляющими.

Опасаясь стремительного успеха российской авиации в Сирии и поддерживаемой ею сирийской армии, США после годовой имитации борьбы с терроризмом решили срочно перейти к активным действиям. Как сообщает «The New York Times» со ссылкой на военных чиновников и представителей администрации президента США, Барак Обама одобрил прямую поставку боеприпасов силам сирийской оппозиции, а также поддержал идею активизации боевой воздушной операции против террористов ИГИЛ с авиабазы в Турции. По информации издания, США и их союзники начали «подготовку к тому, чтобы открыть масштабный фронт на северо-востоке Сирии с целью оказания давления на Ракку, которая фактически является «столицей» группировки. Президент Обама на прошлой неделе одобрил два важных шага для начала операции в ближайшие недели… Впервые Обама отдал указ Пентагону напрямую предоставить боеприпасы и, возможно, некоторые вооружения силам сирийской оппозиции, действующим в стране. Кроме того, он поддержал идею активизации военной кампании с авиабазы в Турции», – цитирует издание американских чиновников.

В статье также говорится о том, что подобные меры должны усилить 3-5 тысяч бойцов так называемой умеренной сирийской оппозиции, которые могли бы присоединиться к 20 тысячам курдских солдат и совместно с ними принять участие в наступательной операции. Как предполагается, поддерживать операцию будут десятки самолетов коалиции. Основной удар кампании будет направлен на выбивание боевиков ИГ из Ракки.

Встает резонный вопрос: что же мешало американцам в течение года начать наступление на столицу ИГИЛ? Правда, неожиданно проснувшейся антитеррористической прыти США может помешать сама «умеренная» сирийская оппозиция, отряды которой чаще всего успешно перебегают на сторону ИГИЛ и других террористических группировок вместе с оружием, поставленным американцами.

А. ТЕДЕЕВ