/Шаг к признанию республик?

Шаг к признанию республик?

В начале ноября в Донецкой и Луганской Народной республиках прошли выборы Глав ДНР и ЛНР. Уверенную победу в них одержали временно исполняющие обязанности Глав республик Денис Пушилин (в ДНР) и Денис Пасечник (в ЛНР). Кроме того, жители республик выбирали новый состав Народных советов. Несмотря на не самые лучшие времена для Донбасса — выборы прошли на высоком уровне и при большой активности. На выборы приехали наблюдатели из России, Абхазии, Южной Осетии, Италии, Германии, Финляндии и других стран. С председателем ЦИК Абхазии Тамазом Гогия, в качестве наблюдателя побывавшего на выборах в Донбассе, провела небольшое интервью собкор нашей газеты в Абхазии Эсма Арджения.

— Тамаз Юрьевич, как прошли выборы в республиках?
— Я посетил в качестве международного наблюдателя ДНР, а в ЛНР побывали два члена ЦИК РА, Астамур Пачалия и Алексей Романенко. Со стороны законодательного органа были приглашены также депутаты Народного Собрания — Парламента РА, а по линии исполнительной власти представители МИД РА. Несмотря на не прекращающиеся боевые действия, выборы прошли на высоком уровне, без эксцессов. Должен отметить высокую явку населения. Выборы представляли собой государственный праздник с концертом, ярмарками. Общее число избирателей только по ДНР 1 млн 600 тыс человек. Выборы в ДНР отчасти напомнили мне первые выборы в Абхазии. Чувствовалась сплоченность людей, ведь у них цель одна — добиться стабильности и признания независимости. Отдельные кандидаты на пост главы ДНР высказывались за воссоединение с Россией.
— Интересно, насколько выборные законодательства Абхазии и ДНР схожи или же отличаются?
— В наших законодательствах существуют определенные схожести и различия, но говорить о преимуществе в различиях не хочется, так как это сугубо внутреннее дело. Кроме того, реалии для каждой из сторон диктуют свои условия поведения. Наверное, это основное обстоятельство, указывающее на существующие различия.
Например, что касается выборов в законодательный орган, если у нас выборы проводятся по одномандатной системе, то у них по спискам общественных организаций. Это, наверное, самое основное различие. А вот в отношении выборов главы республики ярко выраженных различий нет. Есть определенные детали, которые повторю, основаны из-за существующей ситуации в международном политическом плане.
Кроме того, существуют определенные сложности по документам, удостоверяющим личность. Этап, который в свою очередь мы проходили тогда, когда нам было разрешено участвовать в голосовании разными видами документов.
В процессе выборов избирателям предоставлялась беспроигрышная лотерея для стимулирования явки, хотя порога явки у них нет. В соответствии с избирательным законодательством избранным считается кандидат, получивший наибольшее по сравнению с другими кандидатами число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
По всему региону было не так много агитационных материалов в пользу того или иного кандидата или общественной организации, как принято у нас. С чем это связано? Возможно существующей сложной обстановкой на фоне боевых действий.
Наблюдателей от кандидатов, как по выборам главы, так и в Народный Совет было не много, а на некоторых не встретили никого. С одной стороны, это право предоставляется кандидатам, которым они могли воспользоваться, а с другой стороны это проявляло сплоченность и доверие населения к выборам. Но у кандидатов на пост главы республики были различия в предвыборных программах. Основные из которых, это противовес создания суверенного государства с воссоединением с Россией.
— Что-то мы могли бы перенять у них?
— Не хочу давать оценки, которые могли бы детализировать отдельные пункты наших законодательств. Как я говорил, каждая из сторон совершенствует нормативно-правовую базу, исходя как из внутри- и внешнеполитической ситуации. Перефразирую по-другому: не перенять, а воссоздать — необходимо воссоздать сплоченность населения, как сегодня в ДНР и какая была у нас в самые тяжелые времена.
— Что выборы дадут республикам? Мнения у экспертов разные. Одни говорят, что выборы подтвердили ранее взятый курс на интеграцию с Россией. Другие считают их шагом к признанию республик.
— ДНР и ЛНР формируют органы государственной власти и управления. Эти выборы дадут возможность управлять своими республиками, которые пытаются добиться суверенитета. Я думаю, жизнь народов республик должна измениться к лучшему. Они стремятся к этому. Но все зависит не только от них. В рамках Минских соглашений действия республик абсолютно законны. Кроме того, международное право на самоопределение никто не отменял. Неизвестно, как все сложится в дальнейшем. Если Украина будет отвергать ранее достигнутые соглашения и не прекратит попытки решить ситуацию силовым методом, есть вероятность признания Россией суверенности республик. На сегодня ДНР признана Южной Осетией. Выборы продемонстрировали Украине, что республики — состоявшиеся государства, намеренные сохранить свой статус.
Что касается мнений экспертов, прогнозировавших дальнейшее развитие событий в ДНР связанных с курсом на суверенитет или воссоединение с Россией, то по результатам прошедших выборов исходя из предвыборной программы победившего кандидата, можно с уверенностью сказать — население ДНР приняло курс на самостоятельность.
— Что вы в целом скажете об уровне жизни в республиках?
— Несмотря на то, что мне не удалось посетить ЛНР, думаю, что политическая и экономическая ситуация абсолютно одинаковая в обеих республиках. Потенциал у республик огромнейший, в промышленности и в сельском хозяйстве, однако все обусловлено существующей обстановкой.
Ситуация в экономике на первый взгляд не простая. Хотя уровень жизни по официальной статистике не ниже нашего, разница в том, что у нас существует т.н. сельский фактор и курортный сезон, за счет которого доходы населения Абхазии значительно выше, чем в ДНР и ЛНР.
Как известно, основной экспортной продукцией на Донбассе является уголь. Сложности с его реализацией напрямую влияют на социально-экономическую составляющую. В приграничных районах в зоне боевых действий наблюдается огромный отток населения вглубь страны, и за ее пределы, что отрицательно влияет на социальную составляющую.