САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ В СВЕТЕ УСТАВА ООН И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Говоря о принципах международного права, политиками обычно выдвигается заключительный акт Хельсинкского договора, вошедший в историю как декларация принципов: в нем нет трактовки, понимания принципа самоопределения и территориальной целостности. Но имеется много международных деклараций, договоров и пактов, четко указывающих, что принцип самоопределения является основополагающим принципом, на котором строится весь Устав ООН и большинство законодательных актов международного права. Чтобы показать очевидность данного положения, приведем извлечения из основополагающих документов ООН.

 В первых строках Устава ООН, в статье второй декларируется среди целей этой всемирной организации: «Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира». Статья третья углубляет этот тезис: «Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Положения о защите территориальной целостности в Уставе встречаются несколько позже и касаются лишь вопросов территориальной целостности государств, в случае внешней агрессии, а не случаев самоопределения народов. Хотим обратить особое внимание, что Устав ООН предусматривает даже защиту народов несамоуправляющихся и подопечных территорий. Тем более, положения Устава защищают народ Республики Южная Осетия, которая за весь период своей независимости, начиная с 1992 года никогда не относилась ни к тем, ни к другим, а управлялась собственными органами власти, избираемыми легитимно путем всеобщего тайного голосования, то есть в шкале самоопределения находилась на более высокой ступени.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах о праве народов на самоопределение сказано более подробно и категорично: «1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». «Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
Как видим, международное право не только признает за народами право на самоопределение, но и прямо обязывает государства не только не препятствовать осуществлению права на самоопределение, но и поощрять его. В данном контексте видится прямым нарушением данных положений позиция стран, препятствующих праву народа Южной Осетии на свободное установление своего политического статуса и их отказ поощрять осуществление народом Южной Осетии своего права на самоопределение.
Таким образом, лица, изгнанные со своей Родины, не пользовались в период изгнания (а большинство не пользуется и поныне, ибо их период изгнания еще не завершен) теми естественными природными богатствами и ресурсами, как это предусмотрено рассматриваемым документом. Восстановление же Россией для них этого права, а также совершение действий, защищающих это право, является шагом полностью законным, легитимным и соответствующим нормам международного права.
В этой связи целесообразно перекинуть мостик к праву народов на самоопределение и сделать вывод – именно обеспечение Россией права народа РЮО на самоопределение и свободное установление своего политического статуса, предусмотренные Уставом ООН, и подписанные в этой связи двусторонние международные договора явились одновременно и фактором, обеспечивающим народу РЮО права, предусмотренные Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. Таким образом, соблюдение Устава ООН приводит и к соблюдению Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и наоборот.
Следует отметить, международное право весьма органично, взаимосвязано и взаимозависимо. Тонкая ткань международных нормативно-правовых актов, из которых оно соткано, иногда представляется живым организмом, где все состоит в гармонии и равновесии. В этой связи можно обоснованно утверждать, что вполне откровенно на вопросы самоопределения народов и их государственной независимости, об их соответствии Уставу ООН, отвечает Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам «Подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу Организации Объединенных Наций и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире».
В статье второй подтверждаются ранее установленные постулаты Устава ООН: «Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Авторы Декларации предвидели, что не все государства пожелают предоставлять ранее подчиненным народам независимость искусственным созданием экономических и социальных трудностей, препятствий в получении образования и т.д., но будут аргументировать отказ в предоставлении независимости отсутствием вышеперечисленных условий. Поэтому в текст Декларации предусмотрительно включено следующее положение: «Недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или недостаточная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для отказа в достижении независимости».
Любопытен и текст четвертой статьи этой Декларации: « Любые военные действия или репрессивные меры, какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены с тем, чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; а целостность их национальных территорий должна уважаться».
Таким образом, и данный международный нормативно-правовой акт представляет собой весьма важный аргумент в пользу законности и правильности признания независимости РЮО как формы самоопределения народа республики. Обратимся же и к ряду других важных международных документов и сделаем сравнение с практической стороной положения дел.
В статье третьей подтверждаются соответствующие положения ранее рассмотренных документов: «Основными условиями социального прогресса и развития считаются: а) национальная независимость, основанная на праве народов на самоопределение; b) принцип невмешательства во внутренние дела государств; с) уважение суверенитета и территориальной целостности государств; d) неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными богатствами и ресурсами; е) право и ответственность каждого государства и в той степени, в какой это касается каждой нации и народа, свободно определять свои собственные цели социального развития, устанавливать свой порядок очередности и определять, в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций, средства и методы их достижения без всякого вмешательства извне; f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и сотрудничество государств независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами».
«Декларация о праве на развитие» гласит: «1. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. 2. Право человека на развитие предполагает также осуществление в полной мере права народов на самоопределение, которое включает, согласно соответствующим положениям обоих Международных пактов о правах человека, осуществление их неотъемлемого права на полный суверенитет над всеми своими природными богатствами и ресурсами».
Право всех народов свободно определять свой политический статус, как это сделала Южная Осетия, четко и недвусмысленно зафиксировано и в других международных документах.
«Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций «Все народы и все люди, независимо от расы, убеждений, языка и пола, обладают неотъемлемым правом на жизнь в мире. Уважение этого права, а также других прав человека отвечает общим интересам всего человечества и является неотъемлемым условием развития всех народов, больших и малых, во всех областях. Каждое государство обязано соблюдать право всех народов на самоопределение, независимость, равенство, суверенитет, территориальную целостность государств и на неприкосновенность их границ, включая право на определение собственного пути развития без какого-либо вмешательства в их внутренние дела. (Декларация о воспитании народов в духе мира).
Каждый народ имеет незыблемое и неотъемлемое право на самоопределение. Он определяет совершенно свободно свой политический статус, без какого-либо внешнего иностранного вмешательства. Каждый народ имеет право освободиться от любого прямого или косвенного колониального или иностранного господства и от любого расистского режима. Каждый народ имеет право на демократический режим, представляющий всех граждан, без различия расы, пола, верования или цвета кожи, и способный обеспечить действительное соблюдение прав человека и фундаментальных демократических свобод для всех. (Всеобщая декларация прав народов)
Провозглашается: Настоятельная необходимость для народов и государств уважать и способствовать соблюдению права на самоопределение народов и национально-освободительных движений, полностью учитывая их национальную, этническую, расовую, культурную и религиозную самобытность. Право народов, составляющих общность, проживать на своей национальной территории, охранять и разрабатывать свои естественные ресурсы и природные богатства и получать возмещение за их любую иностранную эксплуатацию. Непреложное обязательство народов и государств запрещать прибегать к терроризму, в частности к государственному терроризму, без ущерба праву народов и национально-освободительных движений на самоопределение. (Тунисская Декларация о правах человека и правах народов)
Анализируя вышеприведенные документы, можно четко сказать, что все политические шаги (провозглашение республики, проведение референдума о независимости, борьба за независимость) сделанные осетинским народом, полностью соответствуют принципам международного права. Осетинский народ имеет полное право на борьбу против насильственного включения Южной Осетии в состав Грузии. Следовательно, референдум о независимости Южной Осетии в январе 1992 г., решение Парламента Южной Осетии 29 мая 1992 г. о провозглашении независимости и образовании Республики Южная Осетия, признание государственной независимости РЮО Россией, Венесуэлой, Никарагуа и Науру являются законными актами и полностью соответствуют всем нормам международного права.