Детище Бидзины Иванишвили – «Грузинская мечта», проведя успешную избирательную кампанию и получив конституционное большинство в парламенте Грузии, вновь сформировало правительство, во главе которого вполне ожидаемо опять оказался Георгий Квирикашвили. За последний месяц со стороны новых и одновременно старых грузинских властей было сделано несколько знаковых заявлений, которые свидетельствуют о приоритетах в их деятельности на ближайшие несколько лет. Примечательно, что главной целью своей внешней политики на ближайшую перспективу «птенцы гнезда» Бидзины обозначили восстановление «территориальной целостности». Этот месседж прозвучал в заявлениях премьера Грузии, который выступил перед грузинским парламентом с программой действий на 4 года. «Это является главной задачей. Весь наш план направлен на это, во всех предложениях подразумеваются Абхазия и Самачабло, и, разумеется, мы не смиримся с теми шагами, которые делает Россия в отношении этих территорий. В частности, я имею в виду оформленные в последнее время договора, но, к сожалению, другого вооружения, кроме наших дипломатических шагов и плана экономического развития, у нас нет, и никогда в будущем не должны быть. Мы должны осуществить более смелые инициативы максимально мирным путем в направлении восстановления доверия», – заявил Георгий Квирикашвили.
По словам главы грузинского правительства, он полностью осознает ответственность, которая возлагается на него и кабинет министров с точки зрения осуществления значительных сдвигов в данном направлении. С этой целью углубится сотрудничество с дружественными Грузии государствами, международными организациями, неправительственным сектором, донорскими организациями для поддержки «миротворческих задач». «Множество тех проектов и шагов, которые осуществлены государством в прошедший период, не только будут продолжены, но и значительно расширены в будущем в спектре шагов в этом направлении», – добавил также Георгий Квирикашвили.
США при этом продолжают оставаться главным стратегическим партнером Грузии, интеграция в североатлантические структуры тоже в числе главных приоритетов. С Россией же «мечтатели» по-прежнему готовы развивать так называемое прагматичное сотрудничество, то есть акцент на активизации торгово-экономических связей без каких-либо уступок по политическим вопросам.
С помощью «клуба» сочувствующих Грузии государств, правительство «ГМ» также планирует добиться допуска миссии наблюдателей ЕС на территории Южной Осетии и Абхазии под видом «механизмов безопасности». Как откровенно призналась преемница Пааты Закареишвили Кетеван Цихелашвили, «начиная с 2008 года на обеих территориях – как в Абхазии, так и в Цхинвальском регионе прекращена деятельность существовавших до того международных миссий, и мы получили реальность, когда Россия фактически эксклюзивно контролирует эти территории». А до того, пока такое маловероятное событие когда-нибудь осуществится, официальный Тбилиси намерен весьма активно педалировать тему нарушения прав человека в РЮО и Абхазии, а также выносить на ежегодное обсуждение Генассамблеи ООН вопрос о так называемых беженцах.
Если действительно грузинские власти всерьез «оседлают» правозащитную тему, которой давно спекулируют, это потребует от Южной Осетии и Абхазии вкупе с Российской Федерацией разработки комплекса мер по противодействию грузинскому агитпропу на международной арене. В этой связи следует учитывать и действия прокурора Международного уголовного суда в Гааге, которые могут стать существенным подспорьем для Тбилиси в этом вопросе.
Среди «смелых инициатив», о которых упоминал Квирикашвили, на сегодняшнюю повестку дня вынесен вопрос о смягчении норм закона «об оккупированных территориях», за которым должны последовать далеко идущие последствия, касающиеся практических мер в отношении РЮО и Абхазии.
Тема либерализации этого законодательного акта, принятого в период правления Саакашвили, в грузинском информационном пространстве витает давно. Инициатором смягчения всякий раз выступают европейские страны как по отдельности, так и в рамках общей политики Евросоюза на Кавказе. Причина также достаточно банальна. Фактически нормы закона «об оккупированных территориях» идут вразрез с пунктами другого документа, также утвержденного на высшем уровне в Грузии и одобренном на Западе – стратегии по вовлечению. Разработанная под активным патронажем западных специалистов, эта стратегия, как известно, предусматривает широкий комплекс мер, направленных на максимальное вовлечение населения Южной Осетии и Абхазии в различные гуманитарные и экономические проекты с Грузией. Однако главным препятствием в реализации столь тщательно проработанного документа, под реализацию которого западные страны и организации готовы выделять серьезные суммы, стало желание тогдашних грузинских властей решить проблемы с Южной Осетией и Абхазией с помощью таких более привычных и понятных методов, как тотальная блокада и давление. При этом Саакашвили и его окружение не особо заботило, что подобная политика идет вразрез с планами западных стран восстановить свое влияние в признанных Россией республиках. Поэтому все настойчивые рекомендации ЕС и крупных международных неправительственных организаций игнорировались. После первой победы «Грузинской мечты» на парламентских выборах 2012 года ЕС и западные НПО возобновили свои усилия по либерализации закона «об оккупированных территориях». В соответствии с их пожеланиями ведомство кадрового грантоеда Пааты Закареившили срочно подготовило пакет поправок, но их принятие было заблокировано депутатами от Единого национального движения, то есть сторонниками Михаила Саакашвили. Теперь, после того, как «ГМ» с использованием различных предвыборных трюков удалось получить конституционное большинство в парламенте, препятствий для проведения новой, а точнее, старой и не забытой политики больше не осталось.
Как и следовало ожидать, именно этот вопрос был в числе первых вынесен на обсуждение после формирования нового состава парламента Грузии, с тем, чтобы западные НПО и гуманитарные организации получили требующуюся им свободу действий в отношении РЮО и Абхазии.
Совершенно неожиданно эта инициатива, изначально имеющая западное авторство, была воспринята многими СМИ как свидетельство уступок со стороны Грузии и смягчения ее политики в отношении России, хотя, по своей сути, планируемые изменения направлены на создание условий для проведения более эффективной антироссийской политики.
Неформально правительство «Мечты» за прошедшие годы предприняло достаточно много усилий для того, чтобы активизировать контакты по различным каналам, в том числе теневым и полулегальным, с Южной Осетией и Абхазией. Но для того, чтобы усилить эффективность политики вовлечения, необходима и другая составляющая. К ней в Грузии, судя по всему, тоже готовы. Единственным серьезным критиком этих мер среди политических тяжеловесов по-прежнему являются депутаты от Единого национального движения, но и они сейчас больше озабочены внутренними разборками по поводу дальнейшей роли Саакашвили в партии. Третья парламентская партия «Альянс патриотов» в этом вопросе, обозначенном Квирикашвили как главном, почти во всем разделяет позиции правящей силы. По мнению лидеров этой партии, населению Грузии нужен прорыв в грузино-российских отношениях, прежде всего с целью еще более широкого выхода на российский рынок, но при этом они за присоединение Грузии к евроатлантическим структурам. В отношении Южной Осетии и Абхазии «Альянс патриотов» предлагает активные переговоры, причем напрямую с осетинской и абхазской сторонами. Но параллельно выступает за создание неправительственных организаций, которые будут заниматься лоббированием в Абхазии и Южной Осетии. Предлагается шире использовать рычаги так называемой «народной дипломатии». Попутно «Альянс» выдвигает инициативы, которые и так реализуются грузинскими властями – бесплатное лечение и квоты на бесплатное высшее образование для абхазских и югоосетинских студентов в Грузии. Каким образом, молодое поколение в этих республиках, вообще не владеющее грузинским языком, сможет прельститься подобными подачками, похоже, популистское руководство «Альянса» мало интересует. Достаточно нереализуемые вещи озвучил также один из депутатов «Альянса» Эмзар Квициани, известный по событиям в Кодорском ущелье. Он выдвинул идею приобретения на деньги грузинского правительства домов для так называемых беженцев в Абхазии и Южной Осетии, так и не уточнив механизм реализации этой очередной утопии. Хотя, конечно, совсем сбрасывать со счетов подобные махинации не стоит. Одним словом, в голове у лидеров «Альянса» по вопросам внешней политики скорее взаимоисключающая популистская каша, нежели какие-то цельные идеи.
В этих условиях «мечтатели» смогут достаточно беспрепятственно заняться политикой сидения на двух стульях, развивая экономические связи с Россией и одновременно стараясь включиться в создаваемые Западом интеграционные механизмы. О том, что новые инициативы грузинских властей не являются показателем изменения их политики в отношении России, свидетельствуют многочисленные факты наращивания сотрудничества Грузии с НАТО в военной сфере. Помимо все более крупномасштабных совместных учений на территории Грузии с участием подразделений армии США, других стран НАТО, а также Украины, Тбилиси старается вписаться в общую канву политики Запада по отношению к России, направленную на ослабление позиций в России на постсоветском пространстве и, в частности, в Черноморско-Кавказском регионе. Выстраивая своего рода «Восточный вал» против России, западные ястребы уделяют особое внимание Черноморско-Кавказскому региону. Риторика избранного президента США Дональда Трампа, касающаяся смягчения политики в отношении России, пока что никак не влияет на их действия, в русло которых усиленно стремится попасть официальный Тбилиси. В рамках этих усилий, 6 декабря министр обороны Грузии Леван Изория и заместитель помощника министра обороны США Майкл Карпентер подписали в Тбилиси рамочный договор по безопасности, рассчитанный на 2016-2019 годы. Договор является продолжением меморандума «Об углублении сотрудничества в сфере обороны и безопасности между Грузией и США», который подписали в Тбилиси в июле текущего года госсекретарь США Джон Керри и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили. В числе приоритетов, обозначенных в этих документах – улучшение возможностей вооруженных сил Грузии, увеличение совместимости грузинской армии с НАТО и обеспечение эффективного военного управления. Одновременно Тбилиси готово подключиться к усилиям НАТО по укреплению своих позиций на Черном море. Похоже, тезисы Концепции внешней политики РФ относительно Грузии грузинские политики опять «творчески» переосмыслили.
Что касается Южной Осетии и Абхазии, то им, по всей видимости, придется отбиваться от назойливых азиатских «объятий» грузинских властей, которые исходя из собственного исторического опыта, полагают, что в этом мире все продается и покупается.
А. Тедеев