Профанация и некомпетентность Госдепартамента США

На днях Государственный департамент США обнародовал ежегодный доклад о ситуации с соблюдением прав человека в мире за 2014 год. Внимания американских экспертов, подготовивших объемный доклад, удостоились Южная Осетия и Абхазия. Нетрудно догадаться, что оценка в характеристике неугодных государств грешит традиционными политическими изъянами со стороны властных структур и международных неправительственных правозащитных организаций США.

Стоит отметить, что шельмованием Южной Осетии занимается не только Госдеп США. К примеру, международные организации Human Rights Watch и Freedom House, прикрываясь статусом правозащитных организаций, в ежегодных отчетах негативно оценивают пророссийски ориентированные страны и ожидать от Госдепа США, который и финансирует Human Rights Watch и Freedom House, лестных оценок не приходится.

Но если к заранее известным и трафаретным оценкам международных правозащитных организаций в Южной Осетии привыкли, то экспертные круги Республики позабавило и удивило «открытие» Госдепартамента США, который в упоминаемом выше докладе отмечает: «СМИ в сепаратистских регионах Южной Осетии и Абхазии остаются тесно ограничены де-факто властями и российскими оккупационными силами».

Как всегда, Госдепартамент США в оценке ситуации в отношении прав человека, свободы слова в мире действует по инерции, выработанной вследствие нездоровой привычки выступать в качестве истины последней инстанции. Хотя Госдепартамент США никто не уполномачивал на подготовку таких докладов (это ведомство не является общемировой надзорной структурой) следовательно, свои выводы Госдеп может использовать только для внутреннего пользования.

В выводах федерального ведомства, которое по логике должно претендовать на качественную экспертизу ситуации и реальные заключения, сквозит непростительная для такого ведомства профанация и предвзятость.

Во-первых, утверждая об ограничении деятельности СМИ Южной Осетии, Госдепартамент США должен располагать солидной доказательной базой. Это значит, что специалисты Госдепа должны тщательно изучать каждый номер печатных изданий, радиопередачи, телесюжеты югоосетинских СМИ, чтобы иметь представление о СМИ Южной Осетии. А заявление о тесном ограничении СМИ должно быть подкреплено фактами. Возможно, Госдеп исходит из публикаций на сайте «Эхо Кавказа», который любит сгущать краски и бьет в набат, когда в Южной Осетии власть и общество заслуженно подвергают критике прозападные силы. Но материалы одного сайта не могут быть качественным источником для основы фундаментального доклада.

Не секрет, что в любом государстве возникают неприятные инциденты и незначительные недоразумения между СМИ и органами государственной власти, что не может считаться основанием для обвинения государства в политике подавления СМИ. Наверняка, таких случаев в США фиксируется тысячи. Что же касается ограничения деятельности СМИ, то на этом поприще как раз преуспел Госдепартамент США. Чего стоят признания экс-госсекретаря США Кондолизы Райс, сделанные ею в начале 2015 года. По словам Райс, «ту или иную публикацию представители Белого дома могут признать «слишком важной для государственной безопасности» и снять ее с публикации. Либо они могут «убедить журналиста, что он ошибся».

Райс призналась, что «во времена президентства Джорджа Буша-младшего Белый дом призвал журналистов воздержаться от освещения ряда спорных вопросов, касающихся военных действий и борьбы с терроризмом, например, вопрос о существовании секретной тюрьмы в Таиланде, вопрос об арестах и допросах, проводимых ЦРУ. Администрация Обамы призвала репортеров не распространяться о существовании базы беспилотников в Саудовской Аравии, об аресте в Пакистане американского дипломата, который оказался сотрудником ЦРУ, а также об американском бизнесмене, который пропал в Иране».

Откровения Райс дали понять: в США давление на прессу оказывается регулярно, это обычная практика, о которой не принято говорить. Несколько лет назад докладчик ПАСЕ по вопросу о существовании в странах Совета Европы секретных тюрем Дик Марти заявил, что в США средства массовой информации работают по этой тематике под давлением правительства.

«Я озабочен тем, что в США СМИ работают под очень серьезным давлением», – сказал Марти, по словам которого, газета «Вашингтон пост» отказалась от публикации ряда данных и признала, что на журналистов было оказано давление со стороны государства.

Так что тезис о давлении на СМИ Южной Осетии не выдерживает никакой критики в сравнении с ситуацией со СМИ в самих США.

Во-вторых, каким может выглядеть на практике механизм «тесное ограничение СМИ оккупационными силами»?

Следует уяснить, что в Южной Осетии нет никаких оккупационных сил. Есть только 4-я гвардейская военная база Минобороны России и Пограничное управление ФСБ России в Южной Осетии. Эти подразделения введены в Южную Осетию по просьбе руководства и народа Республики и выполняют функции по охране границ и защите суверенитета Южной Осетии на основе межгосударственных соглашений. Естественно, в Цхинвале работает и посольство России в Южной Осетии.

Каким, интересно, образом «российские оккупационные силы» оказывают давление на СМИ Южной Осетии? Возможно, Госдепартамент США уверен, что журналисты работают в зданиях, оцепленных российскими войсками, куда вход возможен только при предъявлении пропуска из военной комендатуры. Или, может, югоосетинские журналисты отправляют на визирование свои материалы «оккупационным силам» по электронной почте? Или же к каждому югоосетинскому СМИ прикреплен человек с буравящим все и вся взглядом, который лично визирует каждый материал в газетах и сюжеты на государственном телевидении? Или кандидатуры главных редакторов юго-осетинских СМИ утверждаются именно российскими силами?

Нетрудно догадаться, что слова об «ограничении СМИ российскими оккупационными силами» приписаны в докладе не просто. Они имеют глубинный смысл. США, через международные структуры и государства-марионетки, пытаются внести раскол в отношения между Южной Осетией и Россией, вбить клин в отношения между народами наших государств. И по идее авторов безобидной, на первый взгляд, формулировки, такие вбросы должны выработать у народа Южной Осетии негативное отношение к России и российским структурам в Южной Осетии.

Эти потуги обречены на провал. Между югоосетинскими СМИ и российскими структурами давно сложились теплые и дружеские отношения, расшатать которые лучше и не пытаться.

«Ожидать каких-либо других «откровений» от Госдепартамента США не приходится. В Госдепе США и других правительственных структурах, в Евросоюзе нет представления о том, что из себя представляет нынешняя власть Южной Осетии, а тем более ее СМИ. Я более чем уверен, что в Госдепартаменте не читают наши газеты, не смотрят телепередачи, а пользуются недостоверной информацией. И на этом основании строят свои умозаключения», – считает председатель Союза журналистов Южной Осетии Батрадз Харебов. По его словам, это ущербная позиция.

«К таким документам надо относиться со скепсисом и пониманием, что это чистой воды пропагандистский и политизированный ход. Ну как могут какие-то оккупационные силы, которых в помине нет в Южной Осетии, влиять на СМИ? Они тогда должны взять в блокаду редакции газет и телевидения, типографию и влиять на конечный продукт. Кроме того, у СМИ Южной Осетии особая специфика. Надо понимать хотя бы то, что Республика за короткий срок, можно сказать, пережила три политические формации, поменялось отношение ко всем вопросам жизнедеятельности, в том числе это касается печати, телевидения и радио. И в этом плане появилась своя специфика в подаче материалов, в работе журналистов, и эта специфика, это положение не дает нам права копировать кого-то и подражать кому-то. У нас должно выработаться свое отношение к тому, что происходит, и к тому, как подавать происходящее. Это имеет и принципиальное значение, и никакой Госдеп в роли оценщика не пригоден», – отметил Батрадз Харебов.

Здесь стоит отметить и недавнее бурное обсуждение проекта Договора о союзничестве и интеграции с Россией, который подписан и ратифицирован. В СМИ развернулась небывалая по накалу дискуссия по вопросу – каким быть Договору? И почему-то «тесное ограничение» не помешало юго-осетинским СМИ публиковать разные точки зрения, возможно, даже отличные от российского взгляда на Договор.

«Показателем свободного плавания СМИ РЮО является то, что ни один вопрос, поднимаемый в руководстве Республики, не обошелся без полемики в печати. Это касается не только Договора о союзничестве и интеграции с Россией, но и решений, принимаемых правительством и парламентом. Если бы было давление на эти структуры, надо полагать, они высказывали бы только одну точку зрения. Так что в заявлении Госдепа США я вижу не провокационность, а просто незнание ситуации, а если быть точнее – некомпетентность», – отметил Батрадз Харебов.

Старой американской политикой двойных стандартов назвал пассаж Госдепа США о ситуации со СМИ Южной Осетии председатель Государственного комитета информации и печати Южной Осетии Вячеслав Гобозов.

«Данный пассаж в ежегодном докладе Госдепартамента США, безусловно, является абсолютно предвзятым. Я не говорю, что у нас в сфере СМИ все идеально, имеются определенные недостатки, но на сегодня, в отличие от недавнего прошлого, у нас реально существует свобода слова. В СМИ Южной Осетии звучат разные точки зрения, довольно часто вызывающие достаточно нервную и неоднозначную реакцию у наших чиновников», – отметил Вячеслав Гобозов.

По его словам, позиция Президента РЮО Леонида Тибилова однозначна.

«Он всегда четко и жестко высказывался за то, чтобы в наших СМИ звучала критика, невзирая на лица и должностное положение. Естественно, сказать, что у нас совершенная информационная система – это значит выдать желаемое за действительное. Но сегодня в Южной Осетии нет никаких препятствий для регистрации и функционирования негосударственных СМИ. И только по объективным причинам, в том числе экономическим, такого рода СМИ в Южной Осетии, к сожалению, функционируют нерегулярно», – заметил глава информационного ведомства.

Он выразил пожелание, чтобы негосударственные СМИ в Южной Осетии развивались. Более того, отметил Вячеслав Гобозов, на сегодняшний день ставится вопрос, чтобы через государственные гранты и другую помощь стимулировать создание сектора негосударственных СМИ.

«Это один из важных для власти, в первую очередь, каналов, чтобы вовремя узнавать об имеющихся в обществе настроениях и проблемах, и, соответственно, вовремя реагировать на них. Поэтому мы и дальше будем строить информационную систему. А Госдепартаменту США следует больше внимания уделять тем странам, которые они считают маяком демократии – Украине и Грузии, например, где ситуация со свободой слова и негосударственными СМИ достаточно сложная. В той же Украине можно отключать российские каналы, выдворять российских журналистов, убивать своих журналистов. В государствах, которые не следуют линии Вашингтона, по мнению Госдепа США – все плохо, там нет свободы слова, демократии, независимых СМИ. Все это есть только в тех государствах, которые под крылом Вашингтона», – отметил Вячеслав Гобозов.

Что касается «тесного ограничения СМИ» со стороны «российских оккупационных сил», то, по словам Вячеслава Гобозова, в югоосетинских СМИ часто публикуются материалы, которые вызывают неоднозначную реакцию и в России.

«Бывали критические материалы по пограничному режиму. Обсуждение же Договора о союзничестве и интеграции с Россией было таким бурным, что если бы «российские оккупационные силы» ограничивали наши СМИ и политические структуры, то не было бы таких дискуссий в СМИ и обществе. Мы бы ходили строем», – заключил Вячеслав Гобозов.

Александр КЕЛЕХСАЕВ