Пора заканчивать с грузинской «меккой»

Год Огненного Петуха для Южной Осетии во внешнеполитической сфере начался не скучно, вновь подтвердив обоснованность поговорки о том, что незваный гость хуже татарина. На этот раз в категорию тех, кто хуже монголо-татар, попал американский сенатор Джон Маккейн, решивший вместе со своими коллегами Линдси Грэмом и Эми Клобушара провести блицвояж по ряду республик постсоветского пространства с привычными антироссийскими заявлениями, дабы в Кремле не расслаблялись, несмотря на новогодние каникулы. Для того, чтобы произвести больший эффект, Маккейн посетил «мекку» грузинской дипломатии – село Хурвалет, расположенное впритык к югоосетинской границе. После того, как российские и югоосетинские пограничники несколько отучили грузинских радикалов устраивать провокационные акции на границе, на помощь провокаторам поспешили грузинские дипломаты и протокольщики, внеся в качестве обязательного пункта визита практически каждой иностранной делегации посещение этого села и ритуальные «заклинания», глядя на проволочные заграждения по поводу российской «оккупации».

Да и сами зарубежные визитеры на фоне антироссийской кампании, продолжающейся на Западе, не прочь перед камерами продемонстрировать свои заслуги на этом популярном нынче поприще, изобразив дерзкий рейд почти в самое «логово» геополитического противника. Странно, что Голливуд до сих пор дремлет и не занялся съемками очередного ремейка фильма «В тылу врага». Образ Маккейна, тянущего шаловливые ручки через колючую проволоку первому попавшемуся аборигену подходит как нельзя лучше для сценария подобного фильма.

А тем более, если режиссеры вспомнят предыдущий визит Маккейна во главе делегации американских сенаторов в Южную Осетию в августе 2006 года, то вообще могут рассчитывать на многосерийный блокбастер. Его прежняя поездка также носила характер провокации, особенно если учесть, что тогда влиятельный сенатор воспринимался как возможный будущий президент США. По крайней мере, на это очень надеялся Михаил Саакашвили, организовавший для своего покровителя туристический круиз по курортным местам Грузии. Ну а поездка в Цхинвал и встреча с тогдашним президентом РЮО Эдуардом Кокойты должна была добавить адреналина в кровь американским гостям, мотивировав их на более активную поддержку режима Саакашвили при принятии решении. Первоначально подобная встреча не была прописана в программе визита, но затем в программу были внесены изменения, и толпа сенаторов от штатов Аризона, Джорджия, Южная Каролина, Северная Каролина, Флорида и Нью-Гемпшир вместе с женами оказалась в Цхинвале. Маккейн то ли демонстративно, то ли по умыслу грузинской стороны опоздал на встречу с руководством РЮО более чем на два часа. В качестве симметричной ответной меры его вместе с коллегами также продержали достаточно длительное время в «предбаннике» офиса югоосетинской части СКК, где должна была пройти встреча, чтобы так сказать сбить спесь с «хозяев мира». Ожидая приема, жены сенаторов расселись в холле офиса, вызывая скептические взгляды своими постановочными дежурными голливудскими улыбками.

Непродолжительные переговоры, естественно, ни к чему не привели. В Цхинвале, отвечая на вопросы журналистов, Маккейн не рискнул давать резкие оценки, отделавшись общими формулировками о перспективах налаживания мирного диалога. Зато в Тбилиси бывший вьетнамский пленник не стеснялся в выражениях, выразив свое разочарование и назвав встречу с югоосетинским президентом «непродуктивной». Слова о том, что «народ Южной Осетии видит свое будущее в составе Российской Федерации», тоже вызвали нервную реакцию американского сенатора. «Встреча не была продуктивной, поскольку мы не получили ответ на вопрос: почему в конфликтной зоне мешают деятельности миссии ОБСЕ, почему нет позитивных сдвигов в реализации той мирной инициативы, которая представлена Грузией, ОБСЕ и ООН. Считаю, что свое отношение ко всему здесь отражает дорога, по которой мы въехали в Цхинвали. На ней установлен билборд с портретом президента России с надписью «Путин – наш президент». Путин никогда не будет президентом на грузинской земле», – заявил Маккейн, после чего сообщил, что будет содействовать скорейшему выводу российских миротворцев с территории Южной Осетии.

Решив снять «стресс» своих гостей, Саакашвили после встречи в Цхинвале повез их в высокогорное сванское село Ушгули, где сенаторы вместе с местным фольклорным ансамблем станцевали сванский народный танец, получив сванские шапочки. Похоже, в Цхинвале они тоже ожидали пляски «угодливых туземцев», но остались разочарованными.

Нынешняя поездка, на этот раз к линии госграницы Южной Осетии, также не обошлась без последующих филиппик. В ходе встреч с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили и посещения учебного центра НАТО в Крцаниси около Тбилиси, сенаторы заявили о полной поддержке интеграции Грузии в НАТО и выразили намерение добиваться ужесточения санкций в отношении России.

От своего воинственного коллеги, сбитого во Вьетнаме, старались не отставать и другие американские сенаторы. Выступая перед журналистами в Крцаниси, сенатор Линдси Грэм заявил: «Наше послание заключается в том, что 2017 год станет годом все большей и большей военной поддержки, большей торговли, большей экономической интеграции, большего давления на Россию за ее агрессию не только здесь в Грузии, но и во всем мире, этот год станет годом усиления санкций. Настало время дать знать Путину, что с нас довольно».

Джон Маккейн и Эми Клобушар в свою очередь охотно развили тему российских кибератак и «беспрецедентного вмешательства» в американские выборы в 2016 году. «Когда мы вернемся, то заявим новой администрации, что это не была уникальная ситуация в истории этих конкретных выборов, истории одной политической партии или даже страны в целом – это можно было увидеть ранее в Грузии, увидеть в Эстонии, Литве или Украине. И очень важно, чтобы демократии всего мира стояли вместе!» – заявила Эми Клобушар.

«Очевидно, что Россия атаковала Соединенные Штаты Америки. Все наши разведывательные службы утверждают, что это имело место быть. Мы будем работать в Конгрессе, чтобы ввести еще большие санкции, чтобы предотвратить дальнейшие атаки в отношении США», – добавил Маккейн.

Маккейна не смущает, что развивая тему российского вмешательства в выборы президента США, он способствует делегитимизации избранного президента Штатов Дональда Трампа, который был выдвинут той же Республиканской партией, где состоит и Маккейн. Ненависть ко всему российскому для него, судя по всему, важнее, чем имидж собственной партии и корпоративная солидарность.

Новогодний вояж американских сенаторов в Грузию, Украину и Эстонию с агрессивными выступлениями подтвердил многочисленные прогнозы экспертов о том, что малейшие попытки администрации нового президента США перевести отношения с Россией в более адекватное русло будут наталкиваться на ожесточенное сопротивление радикальных антироссийских кругов, готовых разжечь третью мировую ради своих идеологических фобий. Как утверждает газета Washington Post, цель визита сенаторов еще раз подтвердить, что в США намерены продолжать противостоять «российской агрессии». «Они попытаются убедить европейских партнеров, что Вашингтон не будет мириться с российской агрессией и в будущем», – отмечает американское издание.

В этой связи, по всей вероятности, год Огненного Петуха станет для постсоветского пространства и, в частности для Южного Кавказа, годом провокаций, направленных на недопущение улучшения американо-российских отношений. В этом аспекте сегодняшняя ситуация в значительной степени напоминает 2006 год, когда достаточно спокойные отношения между тогдашним американским лидером Джорджем Бушем-младшим и Владимиром Путиным активно пытались подпортить те же «ястребы» во главе с Маккейном. Правда, в отличии от Михаила Саакашвили, нынешние грузинские власти, пока что хорошо помнящие урок 2008 года, остерегаются подпевать западным покровителям, ограничиваясь дежурными заклинаниями о «российской оккупации». «Розовый» Миша, в свое время слишком уповавший на Маккейна и его гоп-компанию в американских верхах, сегодня сам оказался в роли «сбитого летчика». Изгнанный из страны «победившего постмодернизма», потерявший должность губернатора Одесской области, он вынужден скитаться по политическим просторам Украины, пытаясь словить рыбу в мутной воде. Правда, с некоторых пор и там ему стали упорно намекать о неуместности той политической ипостаси, которую, по привычке, пытается на себя натянуть.

Вместе с тем, возвращаясь, что называется, к «нашим баранам», нельзя не отметить, что ситуация с пламенной встречей Маккейна с грузинским крестьянином у колючей проволоки, наталкивает на мысль о том, что пора ставить точку в истории существования грузинской «мекки» в селе Хурвалет. Методы при этом могут быть самыми разными, начиная от организации акций протеста югоосетинской общественности при каждом «хадже» иностранных паломников и переходя на более действенные меры, которые внесут диссонанс в их идиллические фотосессии у пограничных заграждений.

А. ТЕДЕЕВ