Плагиат от Бидзины, или Неожиданные кульбиты предвыборной кампании в Грузии

Предвыборная кампания в Грузии, вступившая в решающую фазу, приобретает достаточно неожиданные формы. Накал страстей и постепенно повышающийся градус напряженности побуждает политиков соседней республики включить традиционно богатую творческую фантазию в поиске нестандартных подходов, которые могут оказать влияние на расклад сил накануне дня голосования.

В этом ожесточенном соревновании пока что лидирует правящая партия. Несмотря на усталость электората от доминирования одной политической силы на протяжении 12 лет и груз компромата, накопившийся в течение этого периода, «Мечта» во главе с почетным председателем партии и неформальным правителем Грузии Бидзиной Иванишвили сумела навязать оппозиции свою повестку. Переждав многотысячные шумные акции протеста против принятия закона об иноагентах и добившись утверждения законопроекта в парламенте, «ГМ» перешла в контрнаступление. Фактически каждую неделю на оппозиционный лагерь сыплются новые обвинения в дополнение к главному, связанному с темой открытия второго фронта в интересах «глобальной партии войны».

В конце августа, воспользовавшись очередной годовщиной августовской войны 2008 года, Иванишвили и другие лидеры «Мечты» пообещали устроить трибунал над Саакашвили и его партией за преступные решения, принятые 16 лет назад. Затем последовала угроза запретить основные оппозиционные партии и сформировать однопартийный парламент. Параллельно правящая партия активно использует фактор угрозы национальным традициям и ценностям, по максимуму раскрутив фактор ЛГБТ, насаждаемую Западом, а затем приняв целый пакет жестких законов, регулирующих ситуацию в этом вопросе.

Еще одно предвыборное ноу-хау касается инициативы придать грузинскому православию статус государственной религии. Причем, судя по реакции иерархов ГПЦ, эта новость для них самих оказалась неожиданной. Другой темой предвыборной кампании «ГМ» стало заявление о намерении внести поправки в конституцию Грузии в рамках реализации планов по восстановлению «территориальной целостности».

Генерируя все новые инициативы, ставящие в ступор оппонентов, Иванишвили и его команда добиваются главного – оппозиция вынуждена постоянно оправдываться или же обсуждать вопросы, педалируемые властью. В процессе этого увлекательного, но непростого занятия многие оппозиционные политики нередко допускают грубые ляпы и как минимум выглядят не слишком убедительно в глазах населения. Их вполне успешный конек – спекуляции на теме обнищания населения и обогащения окружения Иванишвили, безработице и росте цен, продолжающейся миграции и растущей смертности – оказывается задвинутым на второй, а то и третий план.

Очередным предвыборным приемчиком, по-видимому, является новое громкое заявление Иванишвили, сделанное в минувшие выходные в ходе предвыборного митинга в Гори. Выступая перед жителями города, Иванишвили заявил, что Грузия должна будет извиниться перед осетинами за 2008 год и покарать «Единое национальное движение» за развязывание августовской войны. По его словам, это произойдет после парламентских выборов в октябре, по итогам которых «Мечта» рассчитывает получить конституционное большинство. «По окончании выборов 26 октября, когда будут осуждены виновники войны, когда абсолютно все виновные в разрушении грузино-осетинского братства и сосуществования получат строгий юридический ответ, мы обязательно найдем в себе силы принести извинения за то, что в соответствии с полученным заданием предательское «Нацдвижение» в 2008 году окутало пламенем огня наших осетинских сестёр и братьев», – заявил Иванишвили.

Он подчеркнул, что новый Нюрнбергский процесс над «националами» «станет предварительным условием для примирения» грузин и осетин.

«Признание своих ошибок, воспоминание о многовековом братстве и дружбе между грузинами и осетинами станет началом пути, который заставит людей, живущих по обе стороны разделительной линии, захотеть восстановить доверие… И поскольку одним из краеугольных камней христианской веры грузин и осетин является прощение, я уверен, что братоубийственное противостояние, навязанное нашим народам врагами Грузии, закончится историческим взаимным прощением и искренним примирением… Да здравствуют картлийцы! Да здравствуют наши осетинские сестры и братья! Здравствуй, Единая Грузия!», – заявил Иванишвили.

Реакцию разношерстной грузинской оппозиции несложно было предугадать. Со всех сторон на правящую партию и ее лидера посыпались обвинения в предательстве национальных интересов, в нанесении вреда Грузии, сдаче государственных интересов, фальсификации истории и т.д.

Оппозиционные молодежные движения срочно организовали жиденький митинг в центре Тбилиси, а представители грузинской общественности и интеллигенции стали выступать с громкими националистическими лозунгами в соцсетях и в СМИ.

«Это неслыханное оскорбление и цинизм, особенно в Гори, заявление этого человека, обычного мошенника и предателя грузинского народа. Перед кем грузинский народ должен извиниться – перед русскими и своими сепаратистами? Невозможно представить, чтобы угнетенный извинялся перед угнетателем. Должны ли мы извиниться за оккупацию и аннексию 1921 года? За 21 человека, убитого 9 апреля 1989 года?», – заявил, в частности, писатель Лаша Бугадзе.

Примечательно, что ряд экспертов и политиков поспешили оценить выступление Иванишвили как «сенсационный разворот» в политике Грузии, начав строить прогнозы относительно перспектив урегулирования отношений Тбилиси с Цхинвалом и Сухумом.

Однако подобные умозаключения преждевременны и имеют под собой слишком зыбкие основания. В данном случае нужно учитывать то обстоятельство, что в Грузии давно сложилась устойчивая традиция раздавать обещания, не выполняя их впоследствии, либо же использовать миролюбивые призывы в несколько иных целях. Подобные факты неоднократно отмечались в истории грузино-осетинских отношений, взять хотя бы известные призывы Эдуарда Шеварднадзе покаяться перед осетинами за Зарскую трагедию и другие преступления, или же его оценку режима Звиада Гамсахурдия как проявления провинциального фашизма. В этом плане выступление Иванишвили в Гори – явный плагиат.

Своими громкими обещаниями «прославился» и Саакашвили, с самого начала правления спекулировавший мирными лозунгами и уверявший всех в любви к осетинским и абхазским братьям. А его печально знаменитое обращение к «осетинским братьям и сестрам», сделанное вечером 7 августа 2008 года, войдет в анналы истории как пример целенаправленной дезинформации противника, когда приглашение к перемирию и дальнейшим переговорам использовалось для прикрытия массированного наступления.

Исходя из этих моментов и принимая во внимание предвыборную ситуацию в Грузии, в Южной Осетии достаточно скептически отнеслись к обещаниям извиниться перед осетинами за август 2008 года, напомнив о главном вопросе Женевских дискуссий, касающемся заключения соглашения о неприменении силы, делимитации и демаркации государственных границ и других актуальных аспектах постконфликтного урегулирования.

Судя по реакции в югоосетинском сегменте социальных сетей, там царит примерно такой же настрой. По мнению большинства, блогеров и активных пользователей, для того, чтобы доказать миролюбие, Грузии необходимо не только попросить прощения за преступления против осетин, но и признать независимость РЮО. Звучат также требования не забывать о геноциде 1920 года, зверствах режима Гамсахурдиа и др.

Впрочем, содержание ряда последующих заявлений высокопоставленных функционеров правительства и парламента Грузии позволяет сделать определенные выводы в пользу того, что горийский спич Иванишвили в первую очередь преследовал предвыборные цели. В частности, расчет был именно на подобную истеричную реакцию со стороны оппозиционного лагеря, дабы затем обвинить его в нежелании урегулировать отношения с осетинами и абхазами мирным путем. Другими словами, оппозиция невольно подтвердила обоснованность обвинений со стороны «ГМ» в стремлении развязать войну.

Как отметил спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили, оппозиционные силы своей реакцией на слова Иванившили показали истинное лицо.

«В целом все это показало одно – что ими в действительности даже не представляется мирный путь восстановления территориальной целостности, это показывает, что европейский путь для оппозиции и этих НПО – это путь без абхазов и осетин. Что еще более скандально, наш неправительственный сектор назвал осетинский народ убийцами и прямо отождествил осетинский народ с военными преступниками, с которыми, с их точки зрения, им не о чем говорить», – заявил Папуашвили.

Что касается реальной государственной политики Грузии, то готовность к покаянию, выраженную в речи Иванишвили, на нее пока что никакого влияния не оказала. К примеру, тот же Папуашвили в том же комментарии по поводу реакции оппозиционных политиков утверждает, что именно благодаря «Грузинской мечте» были выиграны процессы в Гаагском суде и в ЕСПЧ против России по делу о событиях 2008 года. Напомним, что по решению перечисленных ангажированных западных судебных инстанций вина за события 2008 года была возложена на Россию и Южную Осетию.

А премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе в ходе переговоров с армянским коллегой Николом Пашиняном, прошедших в понедельник, 16 сентября, благодарит последнего за поддержку грузинской резолюции по беженцам в ООН. Суть данной резолюции, думается, напоминать никому не нужно, можно лишь сказать, что она даже намеком не перекликается с содержанием речи патрона Кобахидзе, прозвучавшей в паре десятков километров от югоосетинской границы.

Аслан ТЕДЕЕВ