От Южной Осетии до Приднестровья: география шпионажа наблюдателей ОБСЕ

Соединенные Штаты вновь пытаются изменить статус-кво в остающихся конфликтных зонах постсоветского пространства, минимизировать российское присутствие и посредническую роль в урегулировании молдо-приднестровского и армяно-азербайджанского конфликтов. Делают это они привычными методами, испробованными в Южной Осетии и Абхазии, расшатывая созданные при участии России механизмы безопасности и мирного урегулирования.

Весной этого года Вашингтон оказал прямое давление на Ереван, требуя от армянских властей односторонних уступок. В кампании давления принял участие сам Обама, требовавший от своего армянского коллеги Сержа Саргсяна «содержательных шагов» по урегулированию. Одновременно Азербайджан при прямой помощи союзников США на Ближнем Востоке – Турции и Израиля продолжает усиленно вооружаться, став лидером среди стран СНГ по темпам милитаризации.

Теперь именно Азербайджан, как недавно выразился помощник генсека альянса, стал для НАТО «ключевым партнером в регионе», сменив на этом сомнительном поприще не оправдавшую надежд, но по-прежнему верную североатлантизму Грузию. Впрочем, Баку нужен НАТО не столько для решения нагорно-карабахского вопроса, сколько в качестве плацдарма в вероятной антииранской кампании.

На сегодняшнем этапе происходят качественные изменения во внешней политике Азербайджана. Официальный Баку, все предыдущие полтора десятка лет пользовавшийся выгодами своего нейтрального положения и одновременно развивавший достаточно дружеские отношения и с Россией и с США, за последние годы совершает все убыстряющийся крен в сторону НАТО, рассчитывая с помощью альянса решить свою главную проблему. Особенно опасный момент для нагорно-карабахского урегулирования, по мнению аналитиков, может создаться, когда американские войска, выводимые из Афганистана, остановятся на своей перевалочной базе в Азербайджане. Переговоры об этом сейчас ведутся между Баку и Вашингтоном. При таком сценарии для Алиева может возникнуть соблазн решить вопрос с Карабахом, в расчете на то, что Россия не рискнет вмешаться, дабы не столкнуться с американскими войсками на территории Азербайджана.

Параллельно определенные шаги по демонтажу переговорного процесса предпринимаются и в зоне другого конфликта – молдо-приднестровского. Нищая и голодная Молдавия, не вылезающая из статуса «несостоявшегося» государства с момента провозглашения независимости, сама по себе не заинтересована в эскалации напряженности на Днестре. Ей бы со своими проблемами разобраться, еще не так давно в течение двух лет страна, занимающая по уровню жизни последнее место в Европе, не могла выбрать себе президента. Обрести главу государства ей удалось после негласного вмешательства внешних покровителей. Понятно, что в такой ситуации населению не до экспансионистских амбиций, хотя, конечно, добровольно признать независимость более дееспособного Приднестровья в Кишиневе никто не собирается. Но молдавские ястребы прекрасно помнят события войны с ПМР в начале 90-х, когда российский генерал Лебедь, за два десятка лет до проведения операции по принуждению Грузии к миру, массированным огнем артиллерии и РСЗО принудил к оному молдавских агрессоров.

Поэтому к вящему неудовольствию своих патронов, прежде всего Румынии, которая не скрывает своих планов по присоединению Молдавии, разумеется, вместе с Приднестровьем, в Кишиневе до поры до времени не очень активно стремились нарываться на новые неприятности с Россией. Но после соответствующих кадровых ротаций в молдавской верхушке лед тронулся и теперь Кишинев все активнее выступает с антироссийскими инициативами. На этой неделе разразился новый скандал – Украина и Молдавия блокировали снабжение российских миротворческих сил.

Как заявил помощник министра обороны России генерал-полковник Валерий Евневич, миротворцы в Приднестровье подверглись транспортной блокаде со стороны Украины и Молдавии. «Мы обеспечиваем стабильность ситуации в Приднестровском регионе и более всего заинтересованы в этом. Но сегодня российские миротворцы действуют в условиях транспортной блокады. В последнее время ни один вопрос по перемещению наших грузов через территорию Украины не решается, никакой пролет через воздушное пространство Украины нам не разрешается. Представители Украины кивают на молдавскую сторону, а представители Молдавии – на Украину. При этом никаких доводов нам не высказывается», – отметил Евневич.

Более того, проблемы с передвижением появились и у самого генерала. Все это напоминает аналогичные процессы, происходившие в зоне грузино-осетин-ского конфликта с начала 2004 года, когда российским миротворцам стали чиниться всяческие препоны при осуществлении их деятельности на фоне все учащающихся провокаций.

Организуя с подачи своих покровителей провокации против российских миротворцев в Приднестровье, одновременно Кишинев готовится к пересмотру особого автономного статуса пророссийской Гагаузии, которая обладает правом выхода из состава республики в случае утраты Молдавией независимости, а именно это произойдет в случае слияния РМ с Румынией.

Одним словом, мы становимся свидетелями очередных потуг Вашингтона и подчиненных ему государств-клиентов изменить статус-кво в конфликтных зонах в свою пользу. К чему это может привести, мы уже наблюдали в 2004-2008 годах в Южной Осетии, но, по всей видимости, вашингтонские ястребы уже подзабыли уроки августа 2008-го.

Что самое примечательное, активизация вмешательства Запада в конфликтные зоны постсоветского пространства вновь сопровождается активизацией бессменного оруженосца Соединенных Штатов при реализации их геополитических планов – ОБСЕ, являющей собой этакий образ коллективного Санчо Панса, такого же неповоротливого и плутоватого.

На этой неделе в Приднестровье рядом с российскими складами боеприпасов были задержаны офицеры Миссии ОБСЕ из Польши и Великобритании. Каково же было удивление российской стороны, когда выяснилось, что эти же незадачливые шпионы работали в составе миссии ОБСЕ в Южной Осетии перед августовской войной 2008 года, где также занимались привычным делом – шпионажем.

ОБСЕ оставила о себе в Южной Осетии недобрую память, окончательно дискредитировав себя попустительством грузинской агрессии. Препятствуя проведению оборонительных мероприятий по защите города Цхинвала и других населенных пунктов РЮО, наблюдатели миссии закрывали глаза на захваты господствующих высот грузинскими вооруженными формированиями, стягивание ими тяжелой техники в тогдашнюю зону конфликта, политику государственного террора против РЮО и т.д. Как оказалось, позорное изгнание из Южной Осетии ничему не научило эту организацию. Теперь тем же самым лицам поручили заниматься своей прямой деятельностью в Приднестровье. Какие цели преследует при этом руководство ОБСЕ, догадаться нетрудно.

Кстати, представители этой организации не оставляют попыток вернуться в Южную Осетию, хотя бы под ширмой реализации гуманитарных проектов. Недавно они «засветились» при обсуждении вопроса о ремонте Зонкарского водохранилища, причем, как и следовало ожидать, это были лица с опытом работы в 2004-2008 гг.

Заменив строптивого Саакашвили, мешавшего им налаживать контакты с РЮО и Абхазией, на более «ручного» Иванишвили, западные структуры активизируют свою деятельность на югоосетинском и абхазском направлениях. В частности, как на днях заявил генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд, СЕ собирается активно взаимодействовать с РЮО и Абхазией, но при этом будет основывать свою деятельность на «принципе территориальной целостности» Грузии. То есть речь идет о продолжении политики западных организаций «сотрудничество без признания».

Такое сотрудничество, разумеется, будет направлено на изменение статуса РЮО и Абхазии. Потерпев тяжелую неудачу в попытке силового решения проблемы, теперь Вашингтон в отношении этих двух республик делает ставку на несколько иные механизмы.

На фоне очередных попыток со стороны стран НАТО изменить сложившееся соотношение сил на постсоветском пространстве, Москва со своей стороны предпринимает меры по укреплению своих позиций, в частности, путем активизации контактов с представителями РЮО, Абхазией, ПМР и НКР, а также усиливая элементы безопасности в проблемных регионах. Одновременно ряд партий в Госдуме, в первую очередь КПРФ и ЛДПР, намерены поднять вопрос о признании независимости Приднестровья. После войны 2008 года ПМР осталось в статусе непризнанного государства, видимо, настало время довести начатое дело до конца и признать эту республику.

Юрий ВАЗАГОВ