В преддверии очередной годовщины августовской агрессии Грузии против Южной Осетии глава внешнеполитического ведомства республики Ах-сар Джиоев рассказал журналистам о ключевых направлениях работы ведомства. В частности, министр иностранных дел поделился результатами своей недавней поездки в Никарагуа, которая стала вторым государством после Российской Федерации, признавшим независимость Южной Осетии. Буквально через неделю после исторических указов тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева – 3 сентября 2008 года никарагуанский лидер Даниэль Ортега принял решение поддержать действия России и установить дипломатические отношения с Южной Осетией и Абхазией.
Несмотря на географическую отдаленность Никарагуа, для населения Южной Осетии это был важный жест, доказывающий, что правда о борьбе народа республики за свою свободу и самоопределение встречает понимание в других странах, несмотря на диктат США в международной политике. Ровно через год, 10 сентября 2009 года, в вопросе признания РЮО и Абхазии к своему никарагуанскому коллеге присоединился президент Венесуэлы легендарный команданте Уго Чавес.
Впрочем, ситуация вокруг Южной Осетии попала под внимание Каракаса еще в 2006 году. Заинтересованные в ослаблении экспансии США, венесуэльские власти тогда делегировали своих представителей в качестве международных наблюдателей на референдум в Южной Осетии. Фактор Грузии, выступающей в тот период в качестве форпоста американской политики на постсоветском пространстве, придавал им дополнительную мотивацию. Причем в РЮО был отправлен не рядовой чиновник из какой-нибудь структуры, а депутат Национальной Ас-самблеи Венесуэлы Луис Таскон Гутьеррес – достаточно влиятельный политик из числа соратников Уго Чавеса, занесенный в особые списки ЦРУ. Присутствие посланцев Уго Чавеса, известного своей независимой внешней политикой и антиамериканизмом, вызвало оживленный интерес многочисленных журналистов, освещавших ход референдума и общественности республики. К тому же Луис Таскон оказался первым гражданином Венесуэлы, посетившим Южную Осетию. Отвечая на вопрос, какова будет реакция руководства Венесуэлы в случае обращения Южной Осетии с просьбой о признании, венесуэльский парламентарий отметил, что этот вопрос будет решать непосредственно Уго Чавес. При этом Луис Таскон склонялся в пользу положительного решения данного вопроса со стороны команданте. «Президент Венесуэлы изучает именно этот вопрос. Насколько я знаю президента Чавеса, он будет признавать Республику Южная Осетия после оглашения результатов референдума. Президент Венесуэлы уважает демократические выборы, решение народа и, исходя из того факта, что мы всегда поддерживаем демократические процессы в любой части мира, я уверен, что мы как страна поддержим такое новое государство, как Южная Осетия», – подчеркнул тогда Луис Таскон.
В 2006 году в условиях нарастающего силового давления со стороны Грузии, пользующейся полной поддержкой Запада, заявления о готовности поддержать Южную Осетию значили немало для ее жителей.
НАСЛЕДИЕ УГО ЧАВЕСА ПОД ПРИЦЕЛОМ
В целом регион Латинской Америки в силу традиционно устойчивых антиамериканских настроений изначально считается весьма перспективным в плане расширения международного признания Южной Осетии и Абхазии. Правда, в полной мере реализовать намерения в этом направлении пока не удалось. Помешали как внутриполитические обстоятель-ства, так и ряд внешнеполитических факторов. В первую очередь речь идет об активизации попыток США и их союзников подавить антиамериканское движение в регионе, который они с давних пор считали своей вотчиной. Первой под прицел «цветных технологий» попала Венесуэла, со времен правления команданте Чавеса считавшаяся флагманом борьбы с экспансией Штатов на континенте.
За последние 10 лет Вашингтон предпринял фактически 4 попытки привести к власти в Каракасе своих марионеток. Первый «цветной переворот» планировалось осуществить после смерти Уго Чавеса в 2013 года, когда президентом страны стал его соратник Николас Мадуро. В 2014 году из-за резкого падения цен на нефть в Венесуэле начался экономический кризис, чем не преминули воспользоваться США, организовавшие массовые выступления против Мадуро. После трехмесячных беспорядков, закончившихся гибелью более 200 человек, активность проамериканской оппозиции заметно спала ввиду безрезультатности усилий по свержению власти. Вторая попытка сменить власть путем массовых акций и провокаций предпринимается в 2017 году, однако и она закончилась ничем. В 2018 году Мадуро успешно переизбирается на второй срок, но уже в следующем году сталкивается с новым вызовом. В 2019‑м лидер оппозиции Хуан Гуайдо, ставший председателем Национальной ассамблеи, объявляет себя временным президентом Венесуэлы. Западные страны во главе со Штатами объявляют о его признании и вводят жесткие санкции против легитимных властей Венесуэлы. Помимо этого, планировалось подготовить и осуществить вооруженную интервенцию с участием оппозиции. Несмотря на применение самых современных технологий по свержению власти и беспрецедентное давление со стороны коллективного Запада вкупе с его марионеточными режимами в Латинской Аме-рике, Мадуро устоял в третий раз.
В 2021-2022 гг. проект Гуайдо сходит на нет. Причина столь парадоксальной устойчивости действующих властей Венесуэлы достаточно проста. Выстоять против санкций и применения «цветных технологий» им помогли Россия и Китай, которые не заинтересованы в полном доминировании Соединённых Штатов в Латинской Америке.
«ГАУЙДО-2»
Несмотря на провал предыдущих усилий, США приступили к реализации нового, 4-го «цветного» проекта в отношении Венесуэлы, приурочив его старт к очередным президентским выборам в этой стране, прошедших 28 июля. Согласно официальным данным, Мадуро получил 51,2 процента голосов, обойдя лидера оппозиции Эдмундо Гонсалеса Уррутия, заручившегося поддержкой 44,2 процента избирателей.
Как и следовало ожидать, проамериканская оппозиция не смирилась с поражением и объявила о фальсификации результатов выборов. На следующий день после объявления итогов выборов в Каракасе и других городах Венесуэлы начались массовые акции, переросшие в столкновения с полицией. США, Евросоюз и прозападные режимы в Латинской Америке заявили о непризнании победы Мадуро и потребовали пересчета голосов.
Дальше всех, как обычно, пошли в Вашингтоне, где поздравили с победой Гонсалеса и пригрозили привлечь Мадуро к ответственности. «Мы поздравляем Эдмундо Гонсалеса Уррутию с успешной предвыборной кампанией. Сейчас венесуэльским партиям пора начать обсуждение уважительного, мирного перехода власти в соответствии с избирательным законодательством Венесуэлы и пожеланиями венесуэльского народа», – говорится в заявлении госсекретаря США Энтони Блинкена от 3 августа. Судя по всему, провал проекта Гуайдо не стал для американцев уроком.
Впрочем, как следовало ожидать, столь наглый напор Запада в отношении Венесуэлы в очередной раз встретил соответствующую реакцию со стороны России и Китая.
Как подчеркнул в комментарии журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, венесуэльская оппозиция должна признать итоги выборов. «Очень важно, чтобы попытки раскачать ситуацию внутри Венесуэлы не подогревались третьими странами, третьими сторонами, и чтобы Венесуэла была свободна от внешнего вмешательства», – отметил Песков.
НОВЫЙ ФАКТОР
Новейшая история Кубы, Никарагуа, Венесуэлы и ряда других стран Южной и Центральной Америки по сути представляет собой летопись борьбы против различных форм давления со стороны США. В свое время поддержку освободительному движению народов континента оказывал СССР. После 2008 года в определенной степени в регионе начали усиливаться позиции России. Ну а за последнее десятилетие у Белого дома появился новый и существенный раздражитель, повышающий для них риски окончательной потери влияния в Латинской Америке. Речь идет об активном проникновении Китая в страны региона и пресловутом «новом левом повороте», заключающемся в очередном ренессансе левых сил, под контролем которых оказалась большая часть латиноамериканских стран. В результате многие из них выстроились в очередь на вступление в БРИКС, что, конечно, не может не напрягать Вашингтон, не собирающийся без боя сдавать позиции под натиском набирающих силу геополитических конкурентов. Для США сейчас крайне важно остановить этот вал желающих пополнить ряды БРИКС и по возможности упрочить свое положение в чувствительном для них регионе. В рамках решения данной задачи Штаты усиливают поддержку правых сил, пытаясь добиться их прихода к власти. В Аргентине им удалось установить режим авантюриста Хавьера Милея, который отказался от заявки на вступление в БРИКС, поддержал режим Зеленского и в целом проводит откровенно антироссийскую и антикитайскую политику. Нечто подобное в который раз планируется осуществить в отношении Венесуэлы, где также всерьез настроены присоединиться к БРИКС. Официальный запрос на вступление Каракас направил еще год назад, в августе 2023 года, а в этом году венесуэльские власти приглашены на октябрьский саммит этой международной организации, который пройдет в Казани.
Как отметил на прошлой неделе глава МИД Венесуэлы Иван Хиль, Мадуро получил приглашение от Владимира Путина принять участие в саммите лидеров стран БРИКС+. С учетом этих обстоятельств, для России и ее союзников важно обеспечить устойчивость действующей власти в Венесуэле и остановить попытки США подмять под себя непокорные страны Латинской Америки. Подобный расклад полностью отвечает и интересам Южной Осетии, которая намерена развивать сотрудничество с Венесуэлой и Никарагуа, а также планирует расширять международное признание, в том числе за счет других стран региона. Если удастся реализовать планы МИД РЮО по открытию посольств в Венесуэле и Никарагуа, озвученные на днях главой ведомства Ахсаром Джиоевым, работа в данном направлении приобретет более интенсивный характер.
Впрочем, не стоит недооценивать и возможное противодействие, поскольку США рассматривают дальнейшую активизацию усилий в Латинской Америке. Обсуждается возможность реализации некоего нового плана Маршалла применительно к этому региону по аналогии с программой помощи странам Европы в период после Второй мировой войны. Тогда помощь Штатов помогла многим европейским странам избавиться от последствий боевых действий, но ценой фактической утраты суверенитета. Достаточно сказать, что одним из условий получения американской помощи по плану Маршалла было удаление из органов власти неугодных Соединенным Штатам политических деятелей. Оборотной стороной плана восстановления Европы стала полная зачистка всего политического спектра от национально ориентированных сил и формирование марионеточных режимов, готовых реализовать геополитические интересы Вашингтона. Нечто подобное сейчас планируется осуществить в отношении Латинской Америки, огромные природные ресурсы которой вызывают пристальный интерес в США.
Таким образом, ближайшие годы станут временем весьма жесткой борьбы сторонников многополярного мира с адептами американской гегемонии за геополитическое доминирование в этом регионе.
А. ТЕДЕЕВ