Остановить кровопролитие, чтобы избежать большой войны – эксперт

Ситуация на Ближнем Востоке резко обострилась 7 октября, когда палестинское исламистское движение и политическая партия, правящая в секторе Газа, ХАМАС объявило о начале операции «Наводнение Аль-Акса», выпустив в Израиль ракеты и направив диверсионные группы на ее территорию. В свою очередь Израиль официально заявил о начале войны и наносит интенсивные удары по сектору Газа.

Масштабные столкновения между ХАМАС и Израилем, которые предрекают как возможное начало Третьей мировой войны, начались ровно через 50 лет после Войны Судного дня.
В результате наземных и воздушных атак Израиля и ХАМАС с обеих сторон жертвами стали сотни людей. В Израиле погибли около 1200 человек, раненых более 3000, а в руках палестинцев находится около 150 заложников. В секторе Газа более 1000 убитых, свыше 5000 раненых.
В магазинах пустеют полки, жители массово скупают продукты. В секторе Газа – энергетическая и водная блокада грозит масштабной гуманитарной катастрофой.
После заявления МИД Ирана, что «операция палестинского сопротивления является естественным и законным ответом на преступные действия Израиля», международное сообщество замерло в ожидании того, что в конфликт вмешается иранское государство. В адрес Ирана посыпались обвинения в содействии организации и финансировании нападения на Израиль. Однако Иран официально опроверг причастность к эскалации конфликта.
Как известно, шиитское движение в Ливане «Хезболла» объявило, что нанесло ракетные удары по израильским казармам в ответ на гибель трех бойцов в результате израильских атак на юг Ливана. Армия Израиля ответила на атаку артиллерийским огнем. Несмотря на это, премьер-министр Ливана Наджиб Микати заявил, что страна не желает вступать в конфликт с Израилем.
Опасность вмешательства других стран
Расширится ли география конфликта и действительно ли эскалация ситуации на Ближнем Востоке может стать началом «большой» войны? Завкафедрой политологии и социологии ЮОГУ Инал Санакоев прокомментировал события в Израиле.
«Сегодня звучат конспирологические версии, что Израиль сам организовал нападение ХАМАС, но я не сторонник конспирологий, верю только фактам. По поводу того, кто стоит за происходящим, у экспертов самые противоречивые высказывания и оценки. Однако очевиден факт, что радикальная группировка, палестинская политическая сила ХАМАС осуществила нападение и вторжение на территорию Израиля. Вторжение сопровождается большими человеческими жертвами с обеих сторон. В реальности жертв будет больше, в военных условиях невозможно сосчитать точное количество погибших и пострадавших», – сказал он.
Политолог подчеркнул, что Иран в целом поддерживает ХАМАС, но это не значит, что страна имеет отношение к организации военной операции.
«Трудно сказать, вмешается ли Иран в военное противостояние сторон. Но этот вопрос актуален в плане вероятности эскалации конфликта. Если конфликт будет развиваться по восходящей, то существует потенциальная опасность вмешательства других государств. Одни будут поддерживать палестинскую сторону – Иран, Ливан, Сирия. Как известно, со стороны Ливана уже предпринята ракетная атака. А на стороне Израиля могут вмешаться другие страны, к примеру, США уже направили свой флот в Средиземное море.
Все сейчас замерли в ожидании того, как будут развиваться дальше события в регионе – от этого очень многое зависит. Если Израиль прибегнет к политике жесткого геноцида, уничтожения и этнических чисток, выдавливания палестинского населения с территорий, это сильно увеличивает риск вмешательства со стороны арабских государств», – сказал Санакоев.
На данный момент, считает И. Санакоев, рано говорить о вовлечении в конфликт других государств, существует много факторов и нюансов, которые надо учитывать. Однако угроза реальна.
«Многие эксперты прогнозируют Третью мировую войну, даже цитируют Жириновского, где он говорил, что будет жесткое развитие событий в Израиле, и об Украине все забудут. Я бы не стал торопиться с выводами, но если конфликт будет развиваться по восходящей и в него будут втянуты с одной стороны исламские государства, с другой – европейские, тогда мы, несомненно, получим Третью мировую войну. В любом случае, надо думать об этих опасностях, и чтобы предупредить их в зародыше, надо сейчас уже прийти к договоренностям и остановить кровопролитие. Отец конфликтологии Георг Зиммель, которому принадлежит авторство «парадокса конфликта», говорит, что конфликтная ситуация нужна для того, чтобы предотвратить гораздо более сложный конфликт.
Конфликт произошел, и надо извлечь уроки, чтобы он не перерос в серьезное противостояние, включая мировую войну», – подчеркнул политолог.
И. Санакоев считает, что несмотря на союзнические отношения с Ираном, Россия не будет вмешиваться в конфликт.
«Думаю, Россия не будет вмешиваться в этот конфликт, потому что ей это не нужно. Впрочем, прогнозирования по любым вопросам на данный момент расплывчатые, трудно утверждать что-либо в состоянии войны, можно лишь предполагать», – признался наш собеседник.
Но Санакоев уверен, что происходящее не несет какой-либо угрозы для Закавказского региона. Это арабо-еврейская проблема, которая раскручивается в двух плоскостях, в политической и религиозной, поэтому угрозы для Южного Кавказа пока нет.
«Однако конфликты часто развиваются по непредсказуемому сценарию, и если будет эскалация ситуации, то в зависимости от направления расширения географии конфликта может произойти все что угодно», – говорит политолог.
Конфликт очень сложный и тянется более 75 лет, с 1947 года, когда ООН приняла резолюцию об образовании на территории Палестины двух государств: еврейского – Израиль и арабского – Палестина. Но так получилось, что еврейское государство было создано, а вот арабское государство – нет, и виновны в этом были не арабы. Формально Палестина существует, но как государственного образования ее нет. А территории, отведенные для арабов, оказались оккупированными Израилем – территории т.н. Западного берега реки Йордан, то есть 80% арабских земель, где проживает около трех миллионов человек, и основное население – арабской Палестины. Каждый год на этой территории происходят эксцессы, зачистки, военные операции, что сильно накаляет градус отношений между арабами и евреями. Происходящее сегодня – один из эпизодов длительного конфликта, за эти годы прошло шесть больших войн, а локальные стычки очень часты.
«Сегодняшняя война – часть общего конфликта между арабами и евреями. Израиль хочет всю Палестину, поскольку считает, что это исторически еврейские территории. А арабы хотят создать наравне с Израилем собственное признанное государство – Палестину, со своими границами, суверенитетом. На этой почве с 1947 года происходили войны между арабами и Израилем. Но в конечном итоге на сегодня Израиль продолжает оккупировать большую часть арабской Палестины, отсюда и вытекают все проблемы, постоянные войны, столкновения. Буквально в апреле этого года были столкновения в Иерусалиме, а ровно год назад Израиль проводил зачистку на оккупированных территориях западного берега Иордан. Но сегодняшняя война – очень серьезный и самый кровавый конфликт после последней войны, так называемой «Войны Судного дня» 1973 года, результатом которой были большие жертвы», – сказал он.
Происходящее в Израиле, по мнению эксперта, является серьезным обострением, эскалацией противостояния между Израилем и Палестиной. Самая большая опасность сейчас состоит в том, чтобы в него не вмешались арабские страны, поэтому надо остановить войну. «Если удастся загасить каким-либо образом конфликт, то нет риска развязывания большой войны. Если же не удастся, то география конфликта постепенно будет расширяться», – заключил Инал Санакоев.
Мадина БЯЗРОВА