20 сентября 1990 года произошло знаковое событие, оказавшее решающее влияние на весь ход последующей истории Республики Южная Осетия – Государства Алания. В этот день сессия областного Совета народных депутатов ЮОАО практически единогласно приняла решение о создании Юго-Осетинской Советской Демократической Республики.
Оповещение депутатов было организовано явочным порядком, поскольку официальное партийное руководство вновь противодействовало проведению сессии.
Пожалуй, в первый раз на этой сессии в докладе Валентина Чочиева была дана политическая оценка событиям ноября 1989-го – января 1990-го годов. После его выступления по предложению исполнявшего обязанности Председателя областного Совета Т. Кулумбегова была провозглашена Республика. В ходе сессии со стороны Грузии вновь была отключена электроэнергия, но имевшие опыт организаторы заседания предварительно запаслись свечами и керосиновыми лампами.
Вполне предсказуемо решение Югоосетинского Облсовета было отменено Верховным советом Грузии через несколько дней. На это решение Тбилиси в Южной Осетии не обратили уже никакого внимания. На 9-ое декабря 1990 г. были назначены выборы в ВС ЮОСДР, поскольку депутатские полномочия областного Совета истекли по времени, да и факт провозглашения Республики логически обуславливал формирование новых республиканских структур власти.
Официальный Тбилиси отреагировал на события в Южной Осетии достаточно вяло, коммунистический ЦК готовился передать власть «политикам – демократам». О том, что на победу в выборах ЦК КП Грузии не рассчитывал, говорит то, что предвыборная борьба им велась довольно инертно, неагрессивно, средства массовой информации, находившиеся в руках власть предержащих, вели откровенно антисоветскую, антикоммунистическую пропаганду, соревновались в антироссийской риторике и ксенофобии, фактически поддерживая националистов.
Выборы в ВС ГССР закончились логическим итогом – антиправительственная коалиция «Круглый стол – свободная Грузия» набрала 51% голосов, компартия республики – всего 31%, 15% – остальные партии националистического толка, такие как «народный фронт» Н.Натадзе.
Создалась довольно любопытная ситуация, при которой у власти в одной из союзных республик де-факто оказались откровенные недруги Советского Союза. Приверженность новоявленных хозяев ГССР к капиталистическим методам хозяйствования в экономике в те времена вряд ли кого-то могла удивить: преимущества рыночной экономики были для многих очевидны, и эта составляющая ориентации звиадистов была самым позитивным элементом.
Но вот курс на унижение прав автономий, стремление к их упразднению и реализацию интересов грузинской нации за счет интересов осетин и абхазов вряд ли мог вызвать симпатии последних. Учитывая то, что в СССР демократических традиций, по определению, не было, а грузины (в силу историко-психоло-гических обстоятельств) в этом аспекте находились на пещерном уровне, то можно понять нежелание осетин находиться в едином правовом поле с теми, кто понятия не имеет об основных положениях международного права и просто нормах человеческого общежития.
Анализируя ход событий, нельзя не обратить внимание на откровенное поощрение экстремизма центральными властями.
В пользу такого утверждения говорит то обстоятельство, что на национальных окраинах СССР в 1988-91 гг. фактически игнорировался преступный, по сути, процесс подавления и попыток унижения и подчинения титульной нацией малочисленных наций и народностей пока еще единого государства.
Поэтому весьма симптоматично, что официальный Тбилиси игнорировал откровенно криминальные деяния в отношении национальных меньшинств, а на деле – подстрекал, замалчивал и покрывал преследования осетин, армян, азербайджанцев и русских.
Одновременно вырисовывалась своеобразная циклическая тактика Грузии в отношении Южной Осетии – сочетание и смена крупных акций с мелкими пакостями и ползучим выдавливанием осетин из мест обитания.
Практически сразу же после победы Гамсахурдиа на выборах в Южной Осетии началась подготовка к парламентским выборам ЮОСДР. Конкурс на получение депутатского мандата был довольно высок – на 75 мест в парламенте претендовало около 300 кандидатов. Правда, после того, как генеральный прокурор ГССР В.Размадзе объявил, что все, кто будут принимать участие в выборах в любом качестве, будут преследоваться в уголовном порядке, значительная часть претендентов сняла свои кандидатуры.
Среди отказавшихся от борьбы за депутатство были в основном партийные функционеры и законопослушная часть интеллигенции. Тем не менее, на один депутатский мандат претендовали в среднем 4-5 человек. Грузинской части электората в селах с преимущественно грузинским населением тоже было предложено принять участие в голосовании, и для них было предусмотрено 25 мест в парламенте, т.е. треть от общего числа. Население грузинских сел Цхинвальского, Знаурского и Ленингорского районов Южной Осетии участвовать в выборах категорически отказались явно по подсказке и подстрекательству из Тбилиси. Это обстоятельство не помешало, однако, провести 9-го декабря 1990-го года выборы в ВС молодой Республики первого созыва.
Вновь сформированный ВС включал в себя экономистов, юристов, представителей творческой интеллигенции, рабочих, т.е. представлял все слои общества. В ВС входили 5 женщин, т.е. 10% депутатского корпуса, и это был наивысший показатель по сравнению с общесоюзным.
В целом выборы запомнились тем, что осетинский народ впервые в истории получивший возможность свободного выбора, голосовал с энтузиазмом и оптимизмом. Разброс голосов был довольно значительный, а победили те, чья победа ожидалась. Вопреки утверждениям грузинских СМИ о том, что «Адамон ныхас» проводит выборы для себя и под себя, народный фронт получил всего около 30% голосов.
В выборах приняло участие 72% избирателей, т.е. практически все осетинское население Республики и часть грузинского. Де-факто это был референдум в поддержку населением решения о повышении статуса до республиканского.
10 декабря вновь избранный парламент собрался на свою первую сессию. Председателем ВС был избран Т.Кулумбегов, его заместителем – лидер «Адамон Ныхас» А.Чочиев.
На первом заседании активно обсуждались вопросы строительства структур государственной власти и политическая ситуация вокруг Южной Осетии.
Нельзя сказать, что выборы в ЮОСДР были неожиданностью для тбилисских властей, скорее всего, там были несколько удивлены популярностью идеи независимости среди осетинского населения. Тем не менее, быстрота и оперативность карательных дей-ствий, последовавших из столицы пока еще ГССР, свидетельствовали о тщательной предварительной подготовке к враждебным действиям, направленным против Цхинвала, причем эти меры носили «комплексный» характер.
Последовала своеобразная артиллерийская подготовка – 10-го декабря спешно созванный ВС ГССР собрался на сессию, которая с первых минут фактически превратилась в истеричный театр абсурда. Для «затравки» прослушали доклад «комиссии по статусу т.н. Южной Осетии», главным выводом которого была «историческая несостоятельность» и даже «преступность» образования на исконно «грузинской земле – Самачабло и Шида Картли» автономии. Войдя в раж, «эксперты» договаривались до умозаключений, из-за которых им могло быть отказано в домах с психически адекватными хозяевами. Чего стоит, например, утверждение о том, что карта древнего мира в школьных учебниках истории 5-го класса, единой для всего СССР, была сфабрикована осетинами. По мнению потерявших чувство меры злопыхателей, Государственное управление геодезии и картографии СССР закуплено осетинами и именно поэтому по всей стране пятиклашки вводились в заблуждение относительно давности нахождения на Кавказе предков осетин – алан и преступно игнорировался тот факт, что «грузины появились на земле Самачабло на следующий день после превращения обезьяны в человека». О том, что Стокгольмский институт Библии на своих картах во времена Христа отмечает в кавказском регионе две крупные исторические категории – Аланию и Армению, «корифеи грузинской исторической науки» стыдливо умалчивали. Действительно, осетинам было бы гораздо дешевле с потрохами закупить всех этих Бакрадзе, Лордкипанидзе и иже с ними, нежели пускаться в рискованное предприятие по подкупу шведских слуг господних.
Убедившись в «достоверности» своих подозрений о «происках и кознях большевиков», создавших «искусственную автономию», «вычислив историческую родину» осетин – Северный Кавказ, председатель ВС ГССР З.Гамсахурдиа предложил упразднить Юго-Осетинскую автономию, разрайонировать ее и переподчинить сопредельным районам Грузии – Онскому, Карельскому, Горийскому и Каспскому. Это предложение Звиада получило бурное одобрение, и было принято единогласно.
В 1990 г. в Верховном Совете ГССР была создана «Комиссия по статусу Юго-Осетин-ской АО», которой было поручено исследовать обоснованность создания автономии. Фактически это было распоряжение, отданное грузинским историкам и общественным деятелям, вошедшим в комиссию, обосновать тезис неформалитета об «искусственности» термина «Южная Осетия», о том, что Южной Осетии никогда до советского периода не было, и она обязана своим появлением… большевикам. Надо ли говорить, что осетинскую сторону в этой комиссии никто не представлял.
Что касается членов этой, с позволения сказать, комиссии, то все они отличались одним общим качеством – патологической ненавистью ко всему осетинскому, а также безудержным национализмом. Достаточно сказать, что самыми «лояльными» к осетинам здесь были Акакий Бакрадзе и Марика Лордкипанидзе.
В июле 1990 г. ВС ГССР принял весьма примечательный законодательный акт – объявил все правовые акты, регулирующие основы юрисдикции ГССР в СССР, недействительными. Таким образом, Грузия лишний раз подчеркнула неизменность своего курса на отделение от Союза ССР, на сепаратизм. Грузия одновременно фактически отказалась и от правовых актов, регулирующих пребывание Южной Осетии, Абхазии и Аджарии в составе ГССР и, следовательно, потеряла юридическую основу для претензий на эти автономии.
Действия югоосетинской стороны в очередной раз носили вынужденный, по сути, оборонительный характер. Видя, что грузинской стороной, несмотря на настойчивые требования Южной Осетии, не дается политическая оценка событий 1989 г., более того, имеет место эскалация непримиримости к югоосетинским «сепаратистам», общественность автономии предприняла шаги к защите прав своего населения.
Именно под ее (общественности) давлением партийно-советский аппарат созвал 20 сентября сессию областного Совета народных депутатов, на которой было принято решение о преобразовании Юго-Осетинской АО в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику.
Геннадий КОКОЕВ