Постановление Парламента Республики Южная Осетия

О Законе Республики Южная Осетия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Южная Осетия»

Парламент Республики Южная Осетия постановляет:

1. Принять Закон Республики Южная Осетия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Южная Осетия». 

2. Направить настоящий Закон Президенту Республики Южная Осетия для подписания и опубликования.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Парламента Республики Южная Осетия С.КОЧИЕВ

Цхинвал, 26 декабря 2012 года

Закон Республики Южная Осетия

Об особо охраняемых природных территориях

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Республики Южная Осетия об особо охраняемых природных территориях

1. Законодательство Республики Южная Осетия об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Южная Осетия и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Республики Южная Осетия.

2. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Республики Южная Осетия.

3. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, действующим в Республике Южная Осетия.

Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2. Правительство Республики Южная Осетия, соответствующие органы местной власти Республики Южная Осетия могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

В городах Республики Южная Осетия полномочия местных органов государственной власти по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются принимаемыми в соответствии с настоящим Законом нормативными правовыми актами.

3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

4. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

5. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти Республики Южная Осетия принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

6. Особо охраняемые природные территории могут иметь государственное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории республиканского значения являются государственной собственностью и находятся в ведении государственных органов исполнительной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов республиканского значения и в соответствии с законом подлежат передаче в собственность административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия либо отнесены к собственности административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия.

Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью административно-территориальных единиц и находятся в ведении местных органов государственной власти Республики Южная Осетия.

7. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям республиканского значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздорови-тельных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям республиканского значения, либо к особо охраняемым природным территориям местного значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями республиканского значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.

Особо охраняемые природные территории республиканского значения определяются соответственно Правительством Республики Южная Осетия. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия.

8. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном действующим в Республике Южная Осетия гражданским законодательством, если иное не следует из настоящего Закона.

Статья 3. Управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий

1. Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется Правительством Республики Южная Осетия и государственными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется местными органами государственной власти.

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия.

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Республики Южная Осетия государственным органом исполнительной власти.

Статья 5. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий

Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.

Глава II. Государственные природные заповедники

Статья 6. Общие положения

1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

2. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных законами.

Имущество государственных природных заповедников является республиканской собственностью.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники.

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

3. Положение о конкретном государственном природном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Республики Южная Осетия.

Статья 7. Задачи государственных природных заповедников

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований;

в) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;

д) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников

1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Республики Южная Осетия, принимаемым по представлению государственного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

2. Органы государственной власти Республики Южная Осетия, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в части соблюдения режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими государственными органами исполнительной власти либо природоохранными государственными учреждениями на основании пункта 4 статьи 33 настоящего Закона в порядке, установленном уполномоченным Правительством Республики Южная Осетия государственным органом исполнительной власти.

3. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

4. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Республики Южная Осетия.

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

д) выполнение научно-исследовательских задач;

е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

ж) осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники

1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

2. К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

3. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся государственные природные биосферные заповедники.

4. На специально выделенных государственным органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участках биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника для обеспечения предусмотренных положением об этом полигоне видов деятельности, развития познавательного туризма, физической культуры и спорта допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Республики Южная Осетия для каждого биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника.

5. Земельные участки, необходимые для осуществления деятельности, указанной в пункте 4 настоящей статьи, могут пре-доставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством Республики Южная Осетия.

Порядок подготовки и заключения договоров аренды земельных участков, расположенных в границах специально выделенных органом исполнительной власти, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник, участков биосферного полигона государственного природного биосферного заповедника, устанавливается уполномоченным Правительством Республики Южная Осетия органом исполнительной власти.

Статья 11. Особенности правового положения государственных природных заповедников

1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств республиканского бюджета природоохранного учреждения.

2. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами:

а) от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;

б) в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;

в) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

г) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

4. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается уполномоченным Правительством Республики Южная Осетия государственным органом исполнительной власти.

5. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения руководства государственных природных заповедников.

6. Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более административно-территориальных единиц Республики Южная Осетия не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса.

Глава III. Национальные парки

Статья 12. Общие положения

1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

2. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных нормативно-правовыми актами Республики Южная Осетия.

3. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.

4. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств республиканского бюджета и иных не запрещенных законом источников.

5. Национальные парки относятся исключительно к объектам республиканской собственности.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.

6. Положение о национальном парке утверждается государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

7. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Статья 13. Основные задачи национальных парков

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Статья 14. Порядок образования национальных парков

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Республики Южная Осетия, принимаемым на основании представления органов исполнительной власти Республики Южная Осетия в области охраны окружающей среды.

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков

1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:

а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;

в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;

г) зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Республики Южная Осетия, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;

д) зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования природоохранного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

е) зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Республики Южная Осетия и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования.

Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.

2. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

3. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

4. С государственными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

5. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти.

6. Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или руководства национальных парков.

(Окончание в следующем номере)