Встреча президентов России и Южной Осетии вызвала оживлённые отклики со стороны представителей экспертного сообщества двух стран, отметивших наиболее важные моменты российско-югоосетинских переговоров. Большинство политиков и экспертов подчеркнули значимость встречи не только с точки зрения дальнейшего развития отношений между двумя странами и оказания помощи Южной Осетии в вопросах социально-экономического характера. Акцент также был поставлен на текущем геополитическом контексте и последних событиях в Грузии, в свете которых содержание переговоров лидеров России и Южной Осетии вызвало повышенный интерес.
Открытая часть встречи, доступная для прессы, была весьма лаконичной, однако прозвучали крайне важные нарративы, в очередной раз напомнившие о вещах базисного характера, лежащих в основе российско-югоосетинских отношений. Их значение выходит далеко за рамки состоявшихся переговоров на высшем уровне.
Особые отношения против конспирологии
В ходе общения Владимира Путина и Алана Гаглоева было затронуто несколько вопросов, отражающих идеологическую и политическую подоплеку нынешнего формата российско-югоосетинского сотрудничества. Они были сформулированы и озвучены в привязке друг к другу еще в 2008 году, почти сразу после признания независимости Южной Осетии Российской Федерацией. Один из этих базисных нарративов затрагивает тему важности символов в политике государств в целом, и в развитии двусторонних связей в частности.
Владимир Путин, подчеркнул особый характер отношений между Россией и Южной Осетией. А его югоосетинский коллега Алан Гаглоев продолжил разговор, подчеркнув особое место Южной Осетии в политике современной России. «У Южной Осетии особая роль: мы первыми приняли на себя агрессию из-за того, что остались верны своему историческому долгу – быть вместе с Россией», – отметил он.
В такой формулировке, достаточно точно отражающей реальную подоплеку того, что происходило и происходит вокруг Южной Осетии на протяжении нескольких десятилетий, обрисована значимость югоосетинского фактора в вопросе позиционирования России как великой державы, наследницы Российской империи и Советского Союза.
Особая роль Южной Осетии связана с целым комплексом причин политического, идеологического и психологического характера. Ведь то, что произошло в августе 2008 года, по своим масштабам почти сразу же перекрыло формат российско-грузинских отношений и кавказской региональной геополитики.
Для России действия, предпринятые тогда ее руководством, стали первой серьезной попыткой реализовать национальный суверенитет в сфере внешней политики, избавившись от формальных и неформальных ограничений, навязанных ей после развала Советского Союза. Это была первая после долгого перерыва заявка на державность и наличие собственных интересов. Первое проявление недвусмысленной политической воли по защите своих граждан и публично заявленных ценностей, демонстрация готовности поддержать союзников и покарать недругов. Это в мировой политике могут себе позволить только самостоятельные державы, список которых очень ограничен.
К этим факторам, отраженным в решениях, принятых в августе 2008 года, добавляется внутриполитический аспект, затрагивающий чувствительный момент наличия общенационального консенсуса в вопросах государственной идеологии, точки пересечения интересов общества и власти, дающей руководству страны карт-бланш на более активные и решительные действия.
Так было в 2008-м, в 2014-м и в 2022-м гг., а также в ходе операции российского контингента в Сирии, фактически спасшей эту ближневосточную страну от уничтожения. Алгоритм реагирования на жесткие вызовы, выработанный 15 лет назад, продолжает главенствовать в российской политике до сих пор, поскольку имеет в качестве основы выстраданный временем идеологический базис, а не соображения, вытекающие из сиюминутной конъюнктуры. Этот ключевой момент очень часто игнорируют авторы конспирологических теорий, весьма популярных в тусовке «пророссийских» грузинских политиков и среди осетинских доморощенных квази-либералов, доказывающих возможность неких «договорняков» и «сливов» в отношении Южной Осетии, в том числе из-за продолжающейся специальной военной операции на Украине.
Вся фишка в том, что Южная Осетия, как и Крым, с некоторых пор относится к разряду символических аспектов российской политики. Их значимость определяется не только и не столько географическим расположением или наличием важных коммуникаций, природных ресурсов и т.д.
Здесь куда большую роль играют соображения иного порядка. Говоря по-простому, символы не сдают, за них, как правило, держатся до последнего.
В этом плане Грузии очень не повезло, поскольку ее будущее примирение с Россией и возвращение в сферу российского влияния или российско-турецкого, смотря как карта ляжет, станет возможным только на основе принятия реального положения дел в регионе, сложившегося после 2008 года. Все остальное досужие сплетни маргиналов, пытающихся играть в политику.
Участие в СВО как шаг к укреплению союзничества
Начало специальной военной операции России на Украине повлекло за собой кардинальные изменения в мировой геополитике, отразившись на всей системе международных отношений. В сложившейся ситуации некоторые страны, прежде выстраивавшие дружественные отношения с РФ, под давлением Запада начали лавировать, а то и вовсе выступили с осуждением действий Москвы. Что касается российско-югоосетинского сотрудничества, то здесь, напротив, фактор проведения СВО еще больше укрепил союзнические отношения России и Южной Осетии, поскольку руководство и жители республики проявили последовательность в своих внешнеполитических и ценностных ориентирах. В выступлении Алана Гаглоева на переговорах в Кремле прозвучала недвусмысленная констатация этого факта.
«Мы свой долг и свою благодарность сегодня показываем не только на словах, но и на деле. В специальной военной операции осетинские воины вместе со своими российскими братьями отстаивают нашу общую историю, общие ценности, нашу общую веру. Причём надо отметить, что все они туда направляются с уверенностью в победе, потому что понимают, что сражаются за правду и историческую справедливость», – сказал Президент Южной Осетии.
Судя по настрою руководства Южной Осетии, официальный Цхинвал намерен и дальше осуществлять тесную координацию действий с Москвой в рамках общего контура безопасности, учитывая риски, исходящие из сегодняшних геополитических процессов.
Фактор «витрины» в международных делах
Вторым актуальным вопросом повестки дня встречи Владимира Путина и Алана Гаглоева стало обсуждение социально-экономического развития Южной Осетии. Стороны отметили необходимость наращивания торгово-экономических связей между странами. Была затронута очень важная тема газификации всей территории Южной Осетии, причем этот проект был одобрен и поддержан Владимиром Путиным.
Рассказывая о приоритетных направлениях развития социально-экономической сферы республики, Президент Южной Осетии увязал данную тематику с приоритетами государственной политики РФ и РЮО, подчеркнув, что вопросы экономического взаимодействия между Россией и Южной Осетией сегодня принимают стратегическое значение.
«Мы должны показать всему миру, что это единственно правильный выбор. Поэтому мы должны сделать всё от нас зависящее, чтобы вывести экономику республики на самодостаточный уровень и стать полноценным экономическим партнёром для Российской Федерации», – заявил Алан Гаглоев.
Подобная заявка от югоосетинского лидера перекликается с идеями и планами, которые существовали в отношении Южной Осетии после признания независимости республики в 2008 году. Речь шла о том, чтобы сделать в республике «витрину» российской политики на Кавказе как бы в противовес американскому проекту в Грузии, которую западный агитпроп позиционировал в качестве «маяка демократии» и «государства победившего постмодернизма». Американский проект в Грузии во многом потерпел крах, но задача по созданию в Южной Осетии процветающего государства с повестки дня не снимается. Ведь помимо практических плодов для населения Южной Осетии образ процветающей республики станет зримым аргументом для успешного продвижения российской политики на постсоветском пространстве. И это еще один очень важный вывод, который можно сделать по итогам встречи Владимира Путина и Алана Гаглоева.
Обсуждению амбициозных планов в сфере экономики способствует и тот факт, что процесс восстановления разрушений, причиненных войной, в целом завершен. Теперь на повестке дня создание новых производств с соответствующими рабочими местами и поступлениями в бюджет, улучшение условий жизни в селах республики и прекращение оттока населения. И это действительно стратегическая задача, решение которой, как было отмечено Президентом Южной Осетии, отразится не только на самой республике, но и принесет несомненные плюсы имиджевого характера для России.
Вместе с тем для полноценного экономического развития и процветания Южной Осетии недостаточно реализации пусть даже успешной, различных программ, финансируемых Российской Федерацией. Очень многое зависит от правильного целеполагания, от мотивации простых граждан и чиновников, слаженной работы всех ветвей власти, государственных структур и предпринимательского сообщества в Южной Осетии. Главный залог успеха – в желании и стремлении что-то изменить в стране, построить лучшее будущее для своих детей здесь на родине. При этом надо учитывать, что процветание государства подразумевает под собой не только увеличение доходов бюджета и создание новых рабочих мест. Важная роль отводится таким показателям, как правопорядок, политическая стабильность, эффективность государственных институтов, степень развития гражданского общества и многое другое.
Весьма актуальное напутствие и пожелание прозвучало от экс-президента России Дмитрия Медведева в 2009 году во Владикавказе на встрече с жителями Южной Осетии. Тогдашний российский президент, а ныне зампред Совбеза РФ, сказал буквально следующее: «Будущее страны зависит на самом деле от вас, от того, насколько вы хотите создать современное, компактное, в то же время процветающее государство. Россия, конечно, во всем будет помогать. Но внутренняя мотивация создать свою маленькую и в то же время процветающую страну должна быть прежде всего у вас. Если она будет, то тогда Южная Осетия будет такой, как вы хотите…».
Аслан ТЕДЕЕВ