Об аспектах развития Республики Южная Осетия в новейшей истории

«Южная Осетия. Перспективы развития. История, политика, право» – тема научной конференции, прошедшей в ЮОНИИ им. З. Н. Ванеева в рамках мероприятий, приуроченных к 33-й годовщине Дня Республики.

Со вступительным словом к собравшимся обратился директор ЮОНИИ Роберт Гаглойти: «Сегодня Осетия – важная фланговая территория на южных рубежах России, связующее звено Предкавказья – Закавказья. Есть надежда на то, что с помощью России на карте мира появится единое политическое объединение – Ала-ния, то есть произойдет воссоединение двух частей Осетии», – сказал он.
Коста Дзугаев, кандидат философских наук, заведующий отделом новой и новейшей истории выступил с докладом «Республика Южная Осетия невозможность и неизбежность признания: что дальше?».
«15 лет мы живём в признанной Россией, а затем и другими государствами Республике Южная Осетия. То, чего мы добились с 23 ноября 1989 года, было по всем объективным показателям невозможным. С сугубо материалистической точки зрения для решения жизненно важных задач у нас не было физического ресурса – ни демографического, ни финансово-экономического, ни военного. Но у югоосетинского народа нашлось достаточно ума, воли и любви к Иристону, мы выстояли и дождались. Колоссальным духовным усилием, основанным на прочном нравственном фундаменте, мы сделали невозможное признание неизбежным. И оно состоялось, мы отпраздновали 15 лет качественно нового политико-правового состояния созданного нами государства», – сказал он.
К. Дзугаев затронул политические процессы, происходящие во внутренней и внешней политике, отметил факторы, негативно влияющие на югоосетинское общество. Дзугаев призвал принять законом предусмотренные меры для борьбы с клеветниками в соцсетях.
В докладе «Южная Осетия: историко-политические аспекты и перспективы развития» Сослан Плиев, кандидат политических наук, ст. научный сотрудник ЮОНИИ провел небольшой экскурс в историко-политические аспекты развития Южной Осетии – начиная с вхождения единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году (на 30 лет раньше, чем Грузия).
Как отметил политолог, после распада Российской империи Осетия образовала Национальный совет, состоящий из трех частей: западная – Дигорское ущелье, центральная – северная часть Осетии, и южная – это южная часть Осетии. Нацсовет в южной части возглавили всем известные Мате Санакоев, Рутен Гаглоев и др. Подробнее он остановился на политических процессах при советизации Южной Осетии и Грузии и на совершенном Грузией геноциде осетин в 1920 г, в которых значимую роль сыграл С. Орджоникидзе. Особое внимание он обратил на количество жертв геноцида осетин – более 18000 человек, и выразил недоумение, что некоторые госструктуры озвучивают 5000 человек.
Плиев привел примеры националистической политики Грузии и при советской власти на социальном, культурном и даже спортивном уровнях. Политолог, обозначив важность политического шага – провозглашения Республики 20 сентября 1990 г., напомнил, что тогда министром иностранных дел в Советском Союзе был Э. Шеварднадзе, сыгравший огромную роль в развале СССР.
«Придя к власти в Грузии в 90-х гг., З. Гамсахурдиа отменяет все советские законы на территории бывшей ГССР. Таким образом, Южная Осетия юридически освобождается от любых обязанностей перед ГССР, куда ее передали советские власти. Поэтому все политические решения, принятые в 90-х гг., были легитимными. Грузия – наш сосед, но реинтегрироваться обратно в политическую структуру с ней категорически нельзя, ни в рамках конфедерации, ни каких-либо союзных договоренностей. Это приведет к повтору истории, наши дети вновь будут воевать с южными соседями», – подчеркнул он.
Ирина Гаглоева, научный сотрудник ЮОНИИ рассказала о российско-югоосетинских отношениях в 90-х гг. в своем докладе «Развитие российско-югоосетинских отношений в постсоветское время».
«Российско-югоосетинские отношения – комплекс вопросов, представляющих исторический, политический и культурологический интерес. Научные исследования велись в исторической науке в контексте российско-осетинских отношений. Единое осетинское национальное пространство в XVIII веке обозначило новое стратегическое направление взаимоотношений с Россией, в соответствии с национальными интересами», – сказала она.
В новейший период, в конце 80-х гг., российско-югоосе-тинские отношения выделяются в силу геополитических реалий: национально-освободи-тельная борьба, война Грузии против Южной Осетии, геноцидная политика Грузии против автономий, провозглашение независимости РЮО, миротворческая операция и т.д. Политические процессы в РЮО проходили в контексте Отечественной войны за свое национальное самоопределение, которое не смогли осуществить после Октябрьской революции в период образования СССР. В 1922 году без учета мнения Южной Осетии, она была включена в состав Грузии, и национальное развитие пошло отдельно от Севера Осетии, что, несомненно, имело негативные последствия для единого народа.
«Новейший период в истории РЮО можно разделить на этапы. Первый: с 1989 г. по декабрь 1990 г. – Советский период, когда Южная Осетия пыталась определиться в рамках советской федерации. Второй этап: декабрь 1991 г. – июль 1992 г. – свержение Гамсахурдиа, референдум в РЮО по созданию независимого государства и воссоединение его с Россией, принятие Акта о независимости и подписание Дагомысского соглашения. Это один из трагических периодов войны, снайперский обстрел Цхинвала несколько месяцев, Зарская трагедия при «демократе» Шеварднадзе. Третий этап: 1992 – 2004 гг. – более или менее мирный период. Четвертый этап: 2004 – 2008 гг. Этап, в котором кардинально меняется политика всех политических акторов. Сегодня российско-югоосе-тинские отношения активно развиваются. Но вызовы сохраняются, политика Грузии не меняется, а ее союзники продолжают ее милитаризацию», – подчеркнула она.
«Формирование и развитие политики РФ в отношении соотечественников и политико-правовые аспекты гражданства РЮО (1990-2008 гг.)» — тема доклада научного сотрудника ЮОНИИ Зарины Кочиевой.
«В результате распада СССР миллионы людей «нетитульной национальности» в бывших союзных республиках оказались в положении дискриминируемых меньшинств. В острой форме проблема затронула осетин на территории бывшей ГССР. Основной поток осетинских беженцев, как и мигрантов из государств СНГ, пришелся на Россию. Количество беженце в РФ из стран бывшего СССР исчислялось миллионами. Проблема требовала выработки концептуальных подходов в сфере защиты прав соотечественников», – сказала она.
В 1999 г. в Госдуме был принят проект закона о соотечественниках «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», он определял правовой статус российских соотечественников за рубежом. Законом провозглашалось, что РФ гарантирует защиту и покровительст-во своим гражданам за рубежом, а отношения с лицами, состоявшими в гражданстве СССР, имеют приоритетное значение для России.
Новые подходы России к защите прав соотечественников имели для РЮО жизненно важное значение. В Южной Осетии на протяжении рассматриваемого времени происходило становление и развитие государственности с собственной нормативно-правовой базой. Поворотным моментом в истории Южной Осетии стало 20 сентября 1990 года, когда Совет народных депутатов провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о государственном суверенитете, с которой началось становление югоосетинской правовой системы; она стала фундаментом конституции и точкой отсчета формирования законодательства о гражданстве.
«Положения Декларации получили развитие в Законе «О гражданстве РЮО» 1995 г., допускавший приобретение гражданства и другого государ-ства. Положение отвечало стремлению граждан РЮО к приобретению гражданства РФ. Возможность обратиться на законных основаниях за получением гражданства РФ у жителей РЮО появилась после принятия Федерального закона «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», – сказала докладчик.
К 2008 году более 90% жителей Южной Осетии стали гражданами РФ. С сентября 2003 г. по 2008 г. МИД России выдал гражданам РЮО 32519 паспортов. В заявлении Госдумы РФ «О политике РФ в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья» от 21 марта 2008 г. говорилось, что «в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абха-зию или Южную Осетию или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО необходимо принять все меры для защиты граждан РФ, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, и рассмотреть возможность инициирования Российской Федерацией ускорения процесса суверенизации Аб-хазии и Южной Осетии».
«Принадлежность граждан Южной Осетии к российскому гражданству сыграла важную роль в формировании особой конфигурации и качества двусторонних отношений — союзничества и интеграции РЮО с РФ», – заключила З. Кочиева.
В завершение мероприятия министр иностранных дел Ахсар Джиоев и глава Россотрудничества в РЮО Сергей Комиссаров поблагодарили выступающих за содержательные доклады.
Мадина БЯЗРОВА