Впервые за 20 мучительных лет относительно независимого бытия в Грузии состоялась инаугурация первого президента, пришедшего к власти законным путем.
Предшественники Георгия Маргвелашвили не могли похвастаться подобного рода достижением. Каждый из предыдущих трех руководителей грузинского государства приходил к власти через кровь и перевороты, через кости своих предшественников как в переносном, так и в прямом смысле этого слова.
Впрочем, от былой президентской власти Маргвелашвили досталась лишь бледная тень, по всей видимости, он будет играть роль грузинской Елизаветы II.
Реальные рычаги управления будут сосредоточены в руках другого ставленника Бидзины Иванишвили – юного, но прыткого Ираклия Гарибашвили, ранее занимавшего пост министра внутренних дел, которому всего 31 год. Его преемник на должности главы МВД и того моложе – 28 лет.
Получается весьма интересное сочетание – пассивный президент-философ, не склонный вообще-то к агрессии и в первый же рабочий день пришедший на работу пешком без многочисленной охраны, и активный, жесткий, можно даже сказать – агрессивный премьер, уже имеющий опыт организации срежиссированных провокаций на грузино-югоосетинской границе. Впрочем, судя по проведенным акциям, уровень постановочного искусства у юного Гарибашвили на порядок меньше его предшественника, злого гения политического сыска Мерабишвили.
Подобный разнополярный в плане психологии тандем дает широкие возможности для маневра как во внешней, так и во внутренней политике тем, в чьих руках реальные нити управления страной. Это классический вариант злого и хорошего полицейского, когда время от времени, в зависимости от поставленных целей, на авансцену выступает то один, то другой.
На югоосетинском и абхазском направлении это может означать возврат к достаточно ловкой игре в «партию войны» и «партию мира», так называемых «голубей» и «ястребов», которую в свое время активно и небезрезультатно использовал многоопытный Эдуард Шеварднадзе в отношениях с бывшими автономиями и Россией. Долгое время так называемая «партия мира» выбивала и выклянчивала уступки у других сторон переговоров так сказать, для умиротворения «партии войны».
В сегодняшней ситуации это также означает применение политики кнута и пряника против Южной Осетии и Абхазии, что, впрочем, уже происходит – широкие виртуальные жесты сочетаются с агрессивной информационной кампанией и провокациями на границе. Еще большую опасность для Южной Осетии и Абхазии представляет мобилизация ресурсов грузинского лобби в России. Но об этом позже.
Пока же наше внимание привлек следующий пассаж в инаугурационной речи Маргвелашвили: «…Закончился постсоветский период и началось строительство новой демократии, которая положит начало новой европейской политической культуре», – заявил Маргвелашвили, подчеркнув, что «грузины по своей природе всегда были европейцами». В данном случае мы имеем дело с откровенным плагиатом, так как практически те же тезисы регулярно озвучивал Саакашвили, выступая перед западной аудиторией, умиленно внимавшей утверждениям, что Грузия вышла из постсоветского этапа и стала государством победившего постмодернизма. Он же наиболее активно развивал тему европейской сущности грузин. Правда, заявления политических лидеров в корне расходятся со свидетельствами более объективно настроенных грузинских общественных деятелей и блоггеров, которые констатируют, что на протяжении последних десятилетий грузинское общество продолжает оставаться во власти низменных фобий и пропаганды национального превосходства перед соседями. Причем все начинается со школьной скамьи, где детям вдалбливается, что грузины умнее и сильнее своих соседей, поэтому все им завидуют и ненавидят за это. Как прямо заявляет один из грузинских блоггеров Ираклий Берулава: использующий в сети ник berg man: «учителя грузинского языка и литературы в школах нередко насаждают вонючий, узколобый фашизм, и, заразившись, ты уже и на армян, и на азербайджанцев будешь смотреть как на смердов, на осетин и абхазов – как на рабов, на русских – как на детей шлюх и алкоголиков. Детям прямо говорят, что нет и не может быть чего-то лучше грузинского, любой болтливый поэтишка вбивается в беззащитный мозг как самый великий, любой писатель местного значения – непременно бриллиант в мировой литературе, и тут же: «Куда этим до нас?!» Никто это не контролирует, более того, это повсеместно. Понятно, что причиной таких разговоров была почти всегда павлинья безграмотность, перерастающая в самоуверенность и снобизм, но это было и есть массовое явление! Именно наличие подобной почвы – гнилой и очень рыхлой – позволило так долго нести откровенную русофобскую ахинею Саакашвили. Его риторика была востребованной. Она легко продавалась здесь, и никто практически ни слова решительного не сказал против».
И это мнение не только одного блоггера, видимо, более образованная часть грузинской молодежи, в отличие от элиты и основной части общества, начинает осознавать, что именно ущербный ущельный фашизм ведет Грузию к неминуемому краху.
По всей видимости, Маргвелашвили еще не дошел до подобного понимания и поэтому в другом пассаже призвал жителей Абхазии и Южной Осетии вместе строить успешное демократическое государство, которое будет гарантом благосостояния, сохранения культурной и этнической идентичности и неприкосновенности политических прав для всех граждан.
Можно лишь в ответ посоветовать обладающему бутафорскими полномочиями новому президенту Грузии пока позаботиться о грузинском народе, который до сих пор так и не вышел из плена средневековых стереотипов и перманентной нищеты.
Тем более что пока похвастаться «мечтателям» особо нечем, темпы экономического роста Грузии снизились по сравнению с саакашвилевским периодом, даже несмотря на «дотации» из кармана Иванишвили, который из своих средств выделил 1 миллиард долларов на экономическое развитие Грузии.
Низкий уровень жизни приводит к снижению рождаемости и к росту числа суицидов. По данным на 2013 год страна оказалась на первом месте среди стран Южного Кавказа по количеству самоубийств. За последние 20 лет более 6 тысяч человек здесь покончили жизнь самоубийством. И, самое главное, число самоубийств растет.
Основные причины – сложное социально-экономическое положение и вызванная этим депрессия. Не последнее место в росте количества самоубийств играет высокий уровень безработицы в Грузии. По разным данным, она достигает 60 процентов, хотя официальные цифры намного ниже. Инвестиционный бум, который обещали населению сначала президент Михаил Саакашвили, а затем премьер-министр Бидзина Иванишвили, так и не наступил. В результате экономический рост, который существует только на бумаге, так и не привел к созданию новых рабочих мест. Даже та часть населения, которая трудоустроена, получает столь низкую зарплату, что едва может свести концы с концами в условиях, когда цены на товары и продукты первой необходимости ежегодно растут. В результате Грузия оказалась на одном из первых мест в мире по уровню эмиграции, на одном из последних по уровню рождаемости и на одном из первых по количеству абортов. А теперь еще и первое место в регионе по количеству самоубийств.
В этих условиях, когда предложить осетинам и абхазам нечего – самим впору волком выть, в дело идет обычная пропаганда, рассчитанная на наивных обывателей, но и тут «мечтатели» откровенно не «догоняют», приходится всесильному куратору – послу США Ричарду Норланду выступать в роли суфлера и подталкивать их в нужном направлении, что он и сделал в ходе встречи с грузинскими студентами на прошлой неделе, когда призвал грузин извиниться перед абхазами и осетинами. Заявление Норланда, конечно же, вызвало бурную реакцию в грузинском обществе, но все постарались избегать острых выпадов против реального управляющего страной. Это в отношении французского посла Эрика Фурнье можно было устраивать травлю за его высказывание об ответственности Грузии за геноцид осетин в 1920 году. С Норландом такой номер не пройдет, как признают грузинские общественные деятели и журналисты, без воли нынешнего американского посла в Грузии и ветер не дует, остается брать под козырек и выполнять. Поэтому следует ожидать в ближайшем будущем лицемерных извинений от какого-нибудь высокопоставленного деятеля нынешнего грузинского правительства.
В свое время Шеварднадзе действовал более оперативно и без сторонних подсказок, когда признавал геноцид осетинского народа и заявлял о том, что грузинскому обществу необходимо просить прощения перед осетинами. Более того, называл режим Гамсахурдиа провинциальным фашизмом, хотя свои собственные преступления против осетин и абхазов он под это определение подводить не собирался.
Впрочем, слово фашизм в качестве определения для правления Саакашвили уже было использовано преемником Иванишвили Гарибашвили, который в ходе дискуссии в парламенте со сторонниками экс-президента назвал его правление равносильным «неофашисткому режиму». Правда, пока сугубо во внутриполитическом аспекте.
По всей видимости, американцы и дальше продолжат активно подталкивать новые власти Грузии к улучшению своего имиджа, дабы им было легче добиться уступок со стороны осетин и абхазов. Конечно же, о выполнении реальных требований, четко озвученных Южной Осетией и Абхазией, и речи нет. Вновь, как в 90-е годы, никто не собирается признавать ответственность Грузии как государства за этнические чистки и военные преступления и компенсировать нанесенный ущерб, проще свалить всю вину на одного человека, который на практике просто отражал умонастроения основной части населения страны и политической элиты.
Таким образом, так называемая «новая политика для мирного объединения страны», о которой говорил в своей инаугурационной речи Маргвелашвили, является хорошо забытой старой.
Аслан ТЕДЕЕВ