Одним из главных вопросов в формате Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) для югоосетинской стороны по- прежнему остается снятие незаконного грузинского полицейского поста с территории Южной Осетии в районе села Уиста. Об этом сообщил глава югоосетинской делегации на МПРИ, заместитель полномочного представителя Президента по вопросам постконфликтного урегулирования Егор Кочиев по завершении 114 встречи.
По словам Кочиева, этот вопрос стоит на повестке дня МПРИ со дня установления данного незаконного поста, переговоры идут, диалог бывает нелегким. «Мы надеемся, что грузинская сторона поймет бессмысленность нахождения этого поста на нашей территории и он будет снят. Решение этого вопроса позволит жителям нашей республики не испытывать дискомфорт, и ситуация в данном районе выправится», – считает он.
Грузинская сторона на вопрос о снятии незаконного поста, отвечает, что «это стандартный полицейский пост, который не несет никакой угрозы, там находятся 12-14 полицейских».
«Мы понимаем, что какими бы стандартными полицейские не были, это вооруженные люди. Лица, присутствующие на территории РЮО с автоматическим оружием, вызывают у нас обеспокоенность, они несут угрозу. Грузинские полицейские не должны там находиться. Мы призываем грузинскую сторону решить этот вопрос дипломатическим путем и стабилизировать ситуацию в районе», – отметил Кочиев.
Формальный ответ о стандартном полицейском посте югоосетинскую сторону не удовлетворяет.
Нарушители границы
На встрече также обсуждались вопросы нарушения государственной границы. Как отметил Егор Кочиев, с момента последней встречи нарушителей было десять человек, и все они были выдворены за пределы республики, поскольку нарушали госграницу впервые или по незнанию.
«Один из них был оштрафован и после также выдворен. Югоосетинская сторона поднимала вопрос нарушения воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами. Грузинская сторона в последнее время стала признавать факты прилетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на территорию нашей республики, тем не менее, она пытается переложить ответственность на других, в том числе и на югоосетинскую сторону. Однако видеосъёмки и фотографии, которыми пестрит грузинский сегмент социальных сетей, доказывают, что беспилотники прилетают с грузинской стороны, поскольку снимают они югоосетинскую территорию. В кадры попал и город Цхинвал», – подчеркнул глава югоосетинской делегации.
По словам Кочиева, обсуждался случай прилета пилотируемого аппарата. Данный факт грузинская сторона прокомментировала так, что якобы пилот, скорее всего, сбился с курса. «После того, как он понял, куда нужно лететь, пилот покинул воздушное пространство Южной Осетии и взял курс на свое место назначения», – пояснил он.
Оросительная вода
На МПРИ поднимался и вопрос подачи воды по Тирипонскому оросительному каналу, часть которого была повреждена на нашей территории. Она восстановлена и сегодня вода поступает по каналу в полном объеме и в Цинагарскую зону.
«Мы договорились провести в конце октября, по завершении оросительного сезона, техническую встречу, на которой планируем проработать некоторые технические моменты, чтобы в будущем году люди получали оросительную воду в полном объеме. Потребителями воды из Тирипонского канала являются как югоосетинские, так и грузинские граждане, поскольку канал несколько раз пересекает госграницу», – сказал Кочиев.
Что касается эксплуатации канала, то головное сооружение находится на территории Южной Осетии, поэтому курирует его работу Комитет по мелиорации и ирригации РЮО. «Именно Министерство сельского хозяйства, в подведомственном подчинении которого находится Комитет мелиорации, совместно с ГУП «Водоканал» занималось восстановлением поврежденной части канала. Шлюзы и задвижки находятся на территории Грузии, соответственно, эксплуатацией этих технических сооружений занимается грузинская сторона. Более того, наполнением канала занимаются и сами грузинские ирригационщики», – разъяснил Егор Кочиев.
Последние годы при помощи Зонкарского водохранилища они увеличивали объем воды в реке Малая Лиахва, чтобы в Тирипонский канал поступало больше воды и жители имели возможность поливать свои земельные угодья.
По его словам, вода остро необходима владельцам земельных участков в летний период – в июле и августе. Кочиев выразил надежду, что техническая встреча прояснит ситуацию и стороны договорятся о бесперебойной подаче воды в будущем оросительном сезоне в необходимом объеме для всех потребителей, как с югоосетинской, так и грузинской стороны.
«Если вода из Тирипонского канала будет доходить до села Орчосан, я буду считать, что наша задача выполнена», – подчеркнул замполпреда.
115-я встреча в рамках МПРИ назначена на 1 ноября.
Алена СИУКАЕВА