Неизменная агрессивность Североатлантического альянса

9–11 июля в Вашингтоне пройдет юбилейный саммит НАТО, на котором, как предполагается, будут подведены итоги деятельности организации, отметившей 4 апреля свое 75-летие. Естественно, что его участники не смогут обойтись и без обсуждения главного вопроса Североатлантического альянса – о методах и формах наиболее эффективного противодействия России в современных условиях.

История расширения НАТО неразрывно связана с регионом Восточной Европы и бывшими странами Советского Союза. В начале 1994 года было заявлено о готовности НАТО к приему новых членов. В том же году по инициативе США запущена программа двустороннего военного сотрудничества альянса со странами, не являющимися членами организации, прежде всего – со странами Восточной Европы и постсоветского пространства.
Уже в 1999 году НАТО впервые расширилась на Восток, приняв в свои ряды Польшу, Венгрию и Чехию. Этот шаг вызвал обоснованное негодование в России, поскольку означал нарушение договоренностей после окончания холодной войны. Он вызвал массу проблем в отношениях с Россией со странами, вступившими в альянс. Усилилась русофобская пропаганда, что привело к росту антироссийских настроений, а политические элиты стали подходить к выстраиванию международных отношений с позиций вседозволенности под «зонтом» НАТО.
Следующее расширение произошло в 2004 году, когда Североатлантический альянс принял сразу семь новых членов, включая три балтийские страны: Литву, Латвию и Эстонию.
Постоянное расширение НАТО на Восток (последняя волна которого произошла буквально на наших глазах) также вызывает озабоченность со стороны Москвы, в том числе в связи с проведением масштабных военных учений рядом с российскими границами.
На деструктивность такой политики Североатлантического альянса указала официальный представитель МИД России М.В.Захарова на брифинге 23 мая 2024 года: «От многолетней политики нейтралитета и неприсоединения к военным союзам отказались Финляндия и Швеция. Убеждены, что это никоим образом не ведет к укреплению даже тех элементов, которые остались от прежней концепции европейской безопасности».
При этом Мария Захарова отметила, что по натовской традиции мнение населения данных стран относительно разворота внешней политики не учитывается. Людей там не считают за участников демократического процесса.
В последние годы НАТО активно расширяет военную инфраструктуру и размещает дополнительные войска прямо у границ России.
В целях предотвращения дальнейшей деградации ситуации в евробезопасности, вызванной безответственными действиями Запада, Россия предложила еще в 2021 г. подписать Договор о гарантиях безопасности с США и Соглашение о мерах безопасности с НАТО. В документах были четко прописаны обязательные элементы обеспечения принципов неделимости безопасности: нерасширение НАТО, неразмещение у наших границ угрожающих систем вооружений, закрепление моратория на размещение РСМД, возврат конфигурации сил альянса к положению на момент подписания Основополагающего акта Россия-НАТО – в 1997 г. Движения навстречу не последовало. Неделимость безопасности как ключевой принцип, определяющий поведение государств в военно-политичес-кой области, по сути, был отвергнут США и их союзниками.
Сочтя Россию достаточно слабой в результате процессов, имевших место на ее территории после распада СССР, НАТО стала демонстрировать откровенное неуважение.
Выступая на форуме “Примаковские чтения”, глава МИД России Сергей Лавров отметил, что альянс беззастенчиво отказался от прошлых обещаний нерасширения блока. Эти обещания были “устные, но клятвенные”.
Более того, продолжив свою экспансию к российским границам, НАТО нарушил и письменные обязательства: они были зафиксированы на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Министр напомнил их суть: принцип необеспечения своей безопасности за счет безопасности других (“неделимость безопасности”), а также пункт о недопустимости доминирования какой-либо военно-политической организации на пространстве ОБСЕ.

УКРАИНА КАК НОВЫЙ ПЛАЦДАРМ НАТО
НАТО продолжает укреплять своё военное присутствие в Европе, вызывая все большие опасения и недоверие со стороны России. Альянс реализует ряд мер, направленных на увеличение численности и возможностей своих вооруженных сил в этом регионе.
Однако самым неприемлемым вызовом стало желание НАТО интегрировать Украину. При прямой поддержке США и их европейских союзников на Украине руками местных американских марионеток, прикрывающихся националистическими лозунгами для маскировки своей подчиненности внешним силам, был свергнут законно избранный президент страны Янукович.
О неприемлемости вступления Украины в НАТО подробно рассказала Мария Захарова на брифинге в ноябре 2023 года: «Мы постоянно разъясняем нашу позицию относительно вступления Украины в НАТО. Напомню, что с 2008 г., когда альянс впервые пообещал Киеву членство, она не изменилась. По частям, без каких-то частей, в каком угодно виде, вступление Украины в Североатлантический блок для России неприемлемо. Участие указанного соседнего государства в агрессивном военном союзе представляет угрозу для безопасности нашей страны».
Президент России Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров неоднократно выражали озабоченность по поводу агрессивной деятельности НАТО в отношении России. В своих высказываниях российский лидер акцентирует внимание на том, что НАТО является инструментом доминирования США и Великобритании в мире. Он подчеркивает, что расширение альянса на Восток и размещение военной инфраструктуры возле границ России только усугубляют напряженность в регионе.

МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ
Военные операции НАТО против других стран — одна из самых грязных страниц в истории. За последние десятилетия НАТО организовала многочисленные вооруженные агрессии против государств, разрушая целые города и практикуя массовые убийства мирных жителей, включая сознательные и целенаправленные расстрелы массовых общественных мероприятий в Афганистане.
В 1999 году НАТО вмешалась в конфликт на Балканах, осуществив воздушные удары против Югославии в связи с ситуацией в Косово. Это привело к массовой гибели гражданского населения и разрушениям, как и впоследствии в Афганистане и Ливии, где почти полностью уничтожена и гражданская инфраструктура.
Россия считает такие действия нарушением международного права и вмешатель-ством во внутренние дела государств. Эти операции лишь усиливают враждебность и опасность для региона.
Однако НАТО лицемерно отвечает, что это якобы «необходимые меры для поддержания стабильности и защиты интересов своих членов, а также борьбы с терроризмом и нарушением прав человека».
Перспективы разрешения конфликта между НАТО и Россией включают несколько возможных сценариев. Первым сценарием является продолжение текущей напряженности и дальнейшее углубление конфликта.
Вторым сценарием является пересмотр альянсом своих подходов к России, основанных на позиции силы. Такой сценарий предполагает возможность нахождения общих интересов между сторонами. Россия и НАТО могут обнаружить общую позицию относительно стоящих между ними задач, ждущих своего решения, в результате чего львиная доля конфликта может разрешиться. Например, возвращение НАТО к соблюдению ранее подписанных соглашений, сотрудничество по борьбе с терроризмом или решение вопросов безопасности.

Инал ПЛИЕВ, политолог