32 года назад благодаря Смешанным силам по поддержанию мира (ССПМ) в Южной Осетии воцарился хрупкий мир. С тех пор 14 июля чествуются участники миротворческой операции в Южной Осетии и отдается дань памяти погибшим в 2008 году миротворцам.
К РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ
В последнее время эксперты и СМИ активно обсуждают возможное «потепление отношений» между РФ и Грузией, что не может не настораживать народ Южной Осетии.
В конце июня на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, отвечая на вопросы журналистов: «Как МИД оценивает призыв грузинской партии «Солидарность во имя мира» о восстановлении дипломатических отношений Грузии и России? Готова ли Россия пойти на этот шаг, если Грузия выступит с такой инициативой?», напомнила, что инициатором разрыва дипотношений была не Россия, произошло это по инициативе режима Саакашвили. С тех пор восстановление двусторонних отношений обставлялось условиями, которые вступали в противоречие с существующими в регионе реалиями. Ещё в 2012 г. грузинские власти выступили с предложением о запуске процесса нормализации двусторонних отношений, Россия его тогда сразу поддержала.
«Продолжаем считать, что это отвечает интересам наших народов, связанных общими историей, культурой, тесными экономическими связями и миллионами нитей человеческих судеб. Поддерживаем любые начинания, которые идут в поддержку российско-грузинской нормализации. В этом контексте приветствуем инициативу «Солидарности во имя мира». Мы готовы идти по этому пути», – сказала она. (Видео и текст брифинга опубликованы на ТГ-канале Захаровой).
Однако ранее, 12 июня, на сообщение телеканала Mtavari Arkhi о том, что Правительства Грузии и России активно работают по вопросу о восстановлении дипломатических отношений, в МИД РФ заявили, что это не соответствует истине. «Не видим смысла комментировать разного рода «утки», тиражируемые грузинскими оппозиционными ресурсами», — цитирует сообщение ведомства «РИА Новости».
ДАГОМЫССКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
14 июля 1992 года Смешанные силы по поддержанию мира приступили к выполнению задач миротворческой миссии. Ввод миротворцев в Южную Осетию стал возможен лишь вследствие подписания Дагомысских соглашений.
24 июня 1992 года президенты России и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе при участии лидеров Южной и Северной Осетии Тореза Кулумбегова и Ахсар-бека Галазова подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетин-ского конфликта. В рамках соглашения была учреждена Смешанная контрольная комиссия (СКК) в составе сторон, вовлеченных в конфликт. Сопредседателями СКК стали С. Хетагуров, С. Шойгу и Т. Китовани.
Стороны провели ряд встреч и приняли документы, регулирующие деятельность миротворцев. В соответствии с достигнутыми договоренностями, в состав Смешанных сил по поддержанию мира вошли три батальона миротворческих сил, они были введены в зону конфликта под общим руководством российского генерала Филатова. Он же руководил российским батальоном, осетинский батальон возглавлял генерал Суанов, а грузинский – генерал Гиоргадзе. Осетинский и российский мотострелковые батальоны дислоцировались в Цхинвале, грузинский — в с. Никоз Горийского района Грузии.
Примечательно, что на встречах СКК стороны поднимали вопросы возмещения ущерба, нанесенного Южной Осетии в ходе грузино-осетин-ского конфликта, но договоренности в этом направлении до сих пор не реализованы.
МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ
Экс-президент РЮО Леонид Тибилов отметил, что ввод миротворческих сил оказался одним из основных рычагов урегулирования острого конфликта. ССПМ были введены в Южную Осетию и прилегающие районы Грузии, вошедшие в зону грузино-осетинского конфликта.
Эти события положили начало мирной передышке для жителей республики, продолжавшейся вплоть до 2004 года, когда началась новая фаза грузинской агрессии. Смешанные силы по поддержанию мира в течение 16 лет выполняли миротворческую миссию, чтобы сохранить хрупкий мир, который появился в Южной Осетии с их приходом.
«Успешный опыт миротворческой операции, которой руководил Сергей Шойгу, был в дальнейшем использован в урегулировании других конфликтов. Эта операция по своей эффективности считается одной из самых успешных миротворческих миссий в мире, в результате которой десятки тысяч семей вернулись к мирной жизни», — писало оборонное ведомство РФ в 2017 г.
ОГОНЬ ПО МИРОТВОРЦАМ
Помимо нападения на спящий город Цхинвал в августе 2008 года Грузия смогла нарушить и другие общечеловеческие законы – развязывание войны во время Олимпийских игр и целенаправленное уничтожение миротворческого контингента, дислоцировавшегося в РЮО.
Грузинский миротворческий батальон ССПМ вышел из подчинения общего командования и принял участие в нападении на сослуживцев, с которыми многие из них не раз преломляли хлеб на посту. Первыми под удар грузинской армии в пятидневной войне 08.08.08 попали российские миротворцы.
В результате артиллерийской атаки Грузии на базу российских миротворцев, по сведениям российских информагентств, погибло 15 человек, а в течение пятидневной войны – 64 военнослужащих, количество раненых составило 283.
Однако на сайте информагентства Регнум по ссылке https://regnum.ru/news/1040494 список погибших миротворцев составляет более 70 человек.
В Южной Осетии установлены памятники погибшим миротворцам.
В сентябре 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией после признания Кремлем независимости Южной Осетии и Абха-зии.
ФУТБОЛА В ОДНИ ВОРОТА НЕ БЫВАЕТ
Как писал Бенджамин Франклин: «Не бывает хорошей войны и плохого мира».
Любая война, наверное, должна закончиться миром. Но в случае грузино-осетинского конфликта процесс мирного сосуществования двух народов более сложный – все процессы в этом направлении должны быть двусторонними, обоюдными, а не похожими на футбол в одни ворота. Исходя из отдельных инцидентов и высказываний представителей грузинского народа разных социальных слоев, можно с уверенностью сказать, что грузинское общество не готово признать независимость Южной Осетии.
К мирному сосуществованию и каким-либо «соседским» отношениям с Тбилиси пока не готово и югоосетинское общество – сердечные раны матерей, вдов и дочерей, потерявших родных от рук грузинских фашистов, слишком свежи и все еще кровоточат.
Чтобы не быть голословными насчет грузинского общества, напомним лишь о том, как в марте текущего года грузинские футболисты праздновали победу на площади в Тбилиси вместе с болельщиками. Игроки сборной скандировали в микрофон фразы «Абхазия – это Грузия» и «Самачабло – это Грузия», после чего предлагали болельщикам повторить.
Хотелось бы также привести цитату одного из популярных бойцов «Грузинского легиона», признанного в РФ террористической организацией, с позывным «Викинг», который объясняет журналистам большое количество грузин, воюющих с Россией на Украине, тем, что это единственная возможность дать ответ на отделение Абха-зии и Южной Осетии: «Для нас, грузин, нет выбора. Я не могу воевать с русскими в Грузии, она меньше Киевской области. Они могут взять Тбилиси за три часа. У нас нет таких территорий, у нас нет военной мощи, и рядом с нами нет Польши, чтобы снабжать нас…».
Целесообразно напомнить и о недавнем заявлении премьер-министра Грузии.
«Грузинская мечта – к 40-летию восстановления независимости Грузии – в 2030 году жить в единой и сильной Грузии вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами. Единая и сильная Грузия должна стать полноправным членом европейской семьи в 2030 году», – заявил Кобахидзе.
Подобного рода шаблонные высказывания нередко озвучивают представители политической элиты Грузии. Ранее грузинское руководство также не раз заявляло, что якобы политика Тбилиси по вопросам так называемой «территориальной целостности» и «деоккупации» будет «ответственной и прагматичной». А путь к восстановлению «территориальной целостности» Грузии лежит через мирное развитие и укрепление институтов.
Известный «метод кнута и пряника» Грузия продолжает использовать в отношении Южной Осетии начиная с 90-х годов.
Более того, к сведению грузинского истеблишмента, словосочетание «осетинские братья и сестры» из уст грузинских политиков для каждого осетина, который слушал выступление М. Саакашвили 7 августа 2008 г., является триггером, и вызывает лишь чувство отторжения и недоверия.
М. СОЛОЕВА