Москва-Цхинвал: приоритеты двусторонней повестки спустя 15 лет после признания

Для российско-югоосетинских отношений 2023-й год является годом знакового юбилея – исполняется 15 лет со дня признания независимости Южной Осетии со стороны Российской Федерации. Столько же лет и установлению дипломатических отношений между странами и подписанию первого рамочного Договора о союзничестве и интеграции.
Поскольку юбилейные даты традиционно становятся поводом для осмысления пройденного пути и подведения итогов, будет нелишним проанализировать наработанный задел в двусторонних отношениях и рассмотреть приоритетные направления сотрудничества на ближайшую перспективу.

Главный итог – союзничество с опорой на исторические традиции
Одним из главных результатов, достигнутых в течение 15 лет в вопросе становления качественно новых отношений между Россией и Южной Осетией, стало создание впечатляющего правового фундамента двустороннего сотрудничества. Подписано около 130 соглашений, отлажен механизм взаимодействия российских федеральных ведомств с югоосетинскими партнерами. Идет интенсивная работа по унификации югоосетинского законодательства с российским, проведена колоссальная работа по восстановлению разрушенного грузинской агрессией народного хозяйства РЮО, реализуются программы социально-экономического развития Южной Осетии. Нельзя не обратить внимания на регулярный характер контактов на высшем уровне, что позволяет успешнее решать многие проблемные вопросы, поддерживая в нужном тонусе взаимодействие по линии отдельных ведомств и отраслей.
Важным дополнением к этому выступает развитие межпарламентских связей, которое после недавних встреч делегации Парламента РЮО с руководством Государственной думы РФ должно получить новый импульс, основой чему послужит новое соглашение между законодательными органами двух стран, подразумевающее более активные рабочие контакты.
Оценивая итоги развития двусторонних отношений, российские дипломаты неоднократно характеризовали российско-югоосетинское межгосударственное сотрудничество как исключительно конструктивное и партнерское, соответствующее духу отношений между двумя странами, складывающихся веками.
В течение полутора десятка лет, прошедших после признания независимости Южной Осетии и установления дипотношений между Москвой и Цхинвалом, Россия вновь наглядно продемонстрировала приоритеты своей политики на Кавказе, да и на всем постсоветском пространстве. Как отмечал еще в 2008 году министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, комментируя решения российского руководства о признании независимости РЮО и Абхазии, для России пространство СНГ – не «шахматная доска» для разыгрывания геополитических партий. «Это – общий для всех живущих здесь народов цивилизационный ареал, хранящий наше историческое и духовное наследие», – подчеркнул российский дипломат.
Он также добавил, что признание независимости Южной Осетии и Абхазии для Российской Федерации было продиктовано в равной мере правовыми, нравственными, а также прагматическими соображениями, прежде всего в плане обеспечения эффективной безопасности их народов.
Именно исторические решения, принятые в августе 2008 года, привели к стабилизации обстановки в регионе на долгие годы. Урок, полученный тогда любителями силового решения конфликтов в Тбилиси, даже спустя 15 лет продолжает удерживать значительную часть грузинского общества и политических элит от желания повторить нечто подобное. Не будь этого, возможно, Грузия не стала бы изо всех сил отказываться от сценария по открытию второго фронта, навязываемого ей из-за рубежа.
Точно так же события последнего года, в который раз подтвердили правильность курса на сближение с Россией, последовательно реализуемого властями Южной Осетии при полной поддержке жителей республики.
Правовое оформление союзнического формата отношений между Москвой и Цхинвалом, произошедшее восемь лет назад 18 марта 2015 года в результате подписания Договора о союзничестве и интеграции, позволило создать единый контур обороны и безопасности, оберегающий Южную Осетию от любых попыток повторения августовского сценария.
Об этом обстоятельстве стоит почаще вспоминать активистам на улицах грузинской столицы, призывающим к силовому возвращению Южной Осетии и Абхазии. Теперь агрессия и посягательство на территориальную целостность Южной Осетии будет расцениваться как агрессия против Российской Федерации.
Россия и Южная Осетия, развивая союзнические отношения, демонстрируют завидную последовательность, отвечающую интересам обеих стран. Такой подход обусловлен многовековым фундаментом, заложенным еще во второй половине 18 века. Подобные идеологические нарративы и исторические традиции устойчивее сиюминутных интересов, вызванных текущей конъюнктурой.
На современном этапе действия Москвы и Цхинвала направлены на укрепление стабильности в регионе, на поддержание мира и развитие диалога по всему спектру спорных моментов, характерных для региональной политики. И в этом состоит их принципиальное отличие от того формата взаимодействия, который сложился между США и их сателлитами на пространстве бывшего СССР. Похоже, участь «пушечного мяса» – это единственное, что уготовано наивным любителям «американской мечты» в Киеве, Тбилиси или в Кишиневе. То есть везде, где вместо следования национальным интересам элиты будут выполнять заказ внешних сил, преследующих цель – ослабление России любой ценой.
Приоритетная задача – от восстановления
к развитию
Помимо военно-политических и внешнеполитических аспектов, требующих от Южной Осетии своевременного реагирования во взаимодействии с РФ, сегодняшний этап развития республики диктует необходимость решения целого ряда задач в русле укрепления государственности и придания большей динамики российско-юго-осетинским отношениям в социально-экономической сфере.
Речь идет о более четком обозначении ориентиров в области экономики и мобилизации имеющихся ресурсов для решения острых проблем, препятствующих возрождению промышленности, сельского хозяйства и других направлений. И в этом вопросе трудно переоценить фактор поддержки со стороны России, готовой выделить значительные средства под обозначенные цели в рамках Программы социально-экономического развития Южной Осетии.
Российская Федерация неоднократно изъявляла готовность предоставить рынки для югоосетинской продукции, поэтому экспортно ориентированным производствам в Южной Осетии уже на старте проекта есть возможность развивать взаимовыгодные связи с партнерами на территории РФ, пользуясь льготами, предусмотренными соответствующими соглашениями. Курс на интеграцию в таможенной сфере в конечном счете должен привести к созданию более комфортных условий для перевозки товаров и оказания услуг. Работа в этом направлении, в том числе в области законодательства, обеими сторонами ведется достаточно активно.
Другой областью наращивания двустороннего взаимодействия, является гуманитарная сфера. За 15 лет был создан внушительный задел, выражающийся в реализации успешных проектов в области культуры, науки и образования, в создании соответствующей нормативно-правовой базы и т.д.
Концепция гуманитарной политики России за рубежом, утвержденная указом Президента Владимира Путина в начале сентября прошлого года, может и должна стать отправной точкой для нового скачка в развитии контактов двух стран в гуманитарной сфере. В тексте документа в качестве одной из приоритетных задач обозначено углубление сотрудничества со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией в области культуры, науки, образования, молодежной политики, спорта, туризма. Отмечается также актуальность совместной борьбы с попытками фальсификации истории.
Следует отметить, что эффективная реализация Концепции при наличии встречных инициатив со стороны Цхинвала и Сухума может привести к заметной интенсификации связей между дружественными странами по всем актуальным направлениям, способствуя формированию и развитию единого гуманитарного пространства с общей ценностной матрицей и культурными кодами. И это также будет соответствовать традициям, которые были заложены нашими предками еще в XVIII веке.
Аслан ТЕДЕЕВ