Мечты «Грузинской мечты» о несбыточном

Грузинские власти в политических шахматах ставят себе мат

Депутаты парламента Грузии от партии Иванишвили «Грузинская мечта» внесли в парламент законопроект, согласно которому изготовление, распространение или ввоз в Грузию карт, на которых страна изображена без Абхазии и Южной Осетии станет уголовно наказуемым преступлением. Авторы законопроекта предлагают штраф или же лишение свободы сроком на два года в качестве наказания за намеренное изображение Грузии с нарушением её «территориальной целостности».

Все началось с мечты
Авторы законопроекта считают, что искаженные карты, на которых Южная Осетия и Абхазия изображены вне состава Грузии, являются средством психологического давления России, которое оказывается на граждан Грузии и постоянно усиливается.
Грузинские парламентарии настаивают на уголовном преследовании за т.н. искаженные карты после недавнего инцидента в Батуми, когда во время 43-й шахматной Олимпиады, российская делегация подарила грузинской стороне сувениры. Подарки сделал президент Федерации шахмат Югры Василий Филипенко. К неописуемому ужасу хозяйки Олимпиады – Грузии, на карте мира Абхазия и Южная Осетия отмечены в соответствии с новыми политическими реалиями, как признанные государства.
Уже на закрытии Олимпиады грузинская сторона «отомстила» российской делегации, когда глава правительства Аджарии Торнике Рижвадзе выволок на сцену карту Грузии, где Южная Осетия и Абхазия втиснуты в ее состав. Но российская делегация подарок не приняла.

Уроки как опыт
В Грузии, где недавно прошли выборы президента, этот правовой материализм посчитали предвыборным трюком «Грузинской мечты», обвинив ее в популизме и напускном патриотизме. Пока авторы законопроекта утверждали в обществе мысль о необходимости тем самым противостоять усиливающейся в Грузии российской пропаганде, общество настаивало на обратном, т.е. «Грузинская мечта» пытается завоевать сердца избирателей дешевыми методами. Что в принципе верно.
Директор института политологии Тбилисского государственного университета профессор Малхаз Мацаберидзе считает, что инициатива насчет карт видится шагом в правильном направлении. В Грузии считают, что в случае утверждения закона парламентом, это станет еще одним шагом по усовершенствованию комплексной политики непризнания, которую ведут грузинские власти с 2008 года. Но Южной Осетии никто не мешает печатать карты с новыми политическими реалиями и распространять их по всему миру, подключив к этому процессу диаспоры.
Вне зависимости от оценок внесенного законопроекта в самой Грузии, нашей республике остается поблагодарить авторов этого документа Ираклия Сесиашвили и Отара Чрдилели. Эти депутаты, сами того не подозревая, оказали Южной Осетии большую услугу. Регулярно оказывая давление на Южную Осетию, в Грузии, конечно, осложняют задачи развития, стоящие перед нашей республикой, в плане расширения внешнеполитических контактов. Вместе с тем, Южной Осетии приходится преодолевать или обходить давление грузинских властей. По спортивному принципу, когда слабый играет против сильного, то слабый со временем становится сильнее. Ведь чтобы сдержать натиск сильного соперника, необходимо мобилизовать большой инструментарий. Учатся только у сильных. Конечно, добиться расширения географии признания нашего суверенитета, не ощущая влияния Грузии, предпочтительнее. Но по югоосетинскому пути прошли десятки государств. Мало кто верил в крах всемогущей британской колониальной империи с конца 1940-х годов, который в 1960-х годах приобрел динамизм и завершился 1 октября 1997 года после передачи Гонконга Китаю. В результате десятки государств в Азии и Африке освободились от британского колониализма и стали суверенными государствами.
То есть, Южная Осетия проходит обычный путь, по которому прошли другие государства и важно вовремя реагировать на возникающие угрозы и вызовы, извлекая уроки и получая опыт. Таким образом, давление Грузии зачастую играет на руку Южной Осетии… Другое дело, как этим распоряжаются в Южной Осетии, где иногда царят настроения окончательной победы над Грузией. Выиграна битва, но победа пока не пришла. Победа придет тогда, когда с юга окончательно исчезнет любая военная угроза. Поэтому на проблемы, которые подкидывает Грузия, необходим адекватный или посильный для Южной Осетии ответ. А учитывая глубокий и стратегический характер отношений с Россией, получается, что нам по силам многое.

Югоосетинский ответ
Но главным ответом Южной Осетии может стать комплекс правовых мер, в частности принятие закона об уголовной ответственности за отрицание оккупации Грузией территорий Южной Осетии – Восточной Осетии. Как известно, документальные свидетельства, в том числе и грузинские источники, подтверждают, что территории к востоку от современной Южной Осетии всегда относились к ней. Вся топонимика региона носит осетинский характер. Реки, горы, села, ущелья, памятники, перевалы носят осетинские названия, умело в советское и постсоветское время переименовываемые на грузинский вариант.
В этих условиях реалии диктуют принятие законодательного акта, который бы предусматривал уголовную ответственность за отрицание оккупации Грузией Восточной Осетии.
Второй вопрос из пакета ответных мер – принятие закона об уголовной и иной ответственности за отрицание геноцида осетин со стороны грузинских властей. Помимо России, государственный суверенитет Южной Осетии признали и другие государства – Венесуэла, Никарагуа, Сирия и ряд островных государств. Сразу после вооруженной интервенции Грузии против Южной Осетии, генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по статье «Геноцид». 10 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев дал правовую оценку действиям Грузии против Южной Осетии, назвав происшедшее геноцидом народа Южной Осетии.
Во время встречи с председателем Следственного комитета при генеральной прокуратуре России Александром Бастрыкиным, Медведев потребовал «принять все необходимые усилия для того, чтобы собрать и задокументировать доказательства преступлений, совершенных в Южной Осетии, чтобы впоследствии была необходимая база для уголовного преследования лиц, совершивших преступления».
Эта работа нуждается в динамизме и признании со стороны наших партнеров, государств, признавших суверенитет Южной Осетии. Нелишне отметить, что Южная Осетия вместе с союзниками запретила деятельность таких организаций, как ИГИЛ, «Аль-Каида», «Джебхат ан-Нусра» и «Правый сектор». А спецслужбы Южной Осетии неоднократно задерживали пособников ИГИЛ в республике, тем самым, содействуя минимизации террористической угрозы в регионе, помогая России и Сирии. В этом смысле активная работа с внешнеполитическим ведомством и парламентом Сирии, а также других государств, признавших суверенитет Южной Осетии, может привести к расширению географии уголовной ответственности за отрицание геноцида осетин. И здесь необходимо внимательно изучить армянский опыт признания геноцида армян.
Геноцид армян властями Османской империи признали свыше 30 государств, многочисленные влиятельные международные организации, (Совет Европы, Европарламент, Всемирный совет церквей и др.) штаты, провинции, области, районы и другие формы субъектов государств мира. Геноцид армян признала и Россия.
В Южной Осетии, надо отметить, уже принят закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Республики Южная Осетия». Он предполагает определенные санкции в отношении лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РЮО. Это запрет на въезд в Южную Осетию, арест на территории РЮО финансовых и иных активов граждан Грузии и иных иностранных государств, которым запрещен въезд в РЮО, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.
Законодательную базу, носящую санкционный характер в отношении лиц иностранных государств, совершивших преступления против граждан Южной Осетии и республики в целом, следует обогатить законами об ответственности за отрицание геноцида осетин и об ответственности за отрицание оккупации Грузией территории Восточной Осетии.
Активная работа с нашими союзниками приведет к уточнению позиций по вопросу признания геноцида осетин и оккупации территорий Южной Осетии Грузией, и конвертированию в правовую плоскость, после которой любая позиция, идущая вразрез с принятыми законодательными актами должна караться по закону.
Остается добавить – любая задача, которую нам подбрасывает Грузия, всегда находит свое решение, потому что заставляет Южную Осетию мобилизовать соответствующий потенциал и искать выход из ситуации. Поэтому адекватным правовым ответом на грузинские выходки является принятие упомянутых законов. Вот это будет настоящим шагом в правильном направлении.
Александр КЕЛЕХСАЕВ