КУРС НА СТРОИТЕЛЬСТВО НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА НЕ ИМЕЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ

ЭТОТ КУРС РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ НА ФОНЕ ВСЕСТОРОННЕЙ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ И НЕ ИЗМЕНИТСЯ НИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ СИЛЫ БУДУТ У ВЛАСТИ В ГРУЗИИ, НИ В РЕЗУЛЬТАТЕ УГОВОРОВ ДРУЗЕЙ И УГРОЗ ВРАГОВ, НИ ВСЛЕДСТВИЕ КАКОГО-ТО ВНЕШНЕГО ДАВЛЕНИЯ

Победа «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили на парламентских выборах в Грузии вызвала определенную эйфорию у части российской политической элиты и ряда политологов. Многие из них декларации «мечтателей», касающиеся урегулирования отношений Грузии с Россией, Южной Осетией и Абхазией, расценили как свидетельство кардинальных перемен в политике официального Тбилиси, углядев в этом чуть ли не признаки «пророссийской ориентации» правительства Бидзины Иванишвили. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что в основном все же преобладают гораздо более трезвые оценки данного события. Тем не менее, хотел бы напомнить о некоторых фактах. 

 ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

В принципе, модель поведения команды Иванишвили по вопросу урегулирования взаимоотношений с Россией, Южной Осетией и Абхазией отнюдь не нова и вполне характерна для современной Грузии. Практически с такими же идеями шли во власть в свое время Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили. Первый вообще встал во главе Грузии не без деятельного участия России. Второму – в плане «пророссийской ориентации» – Иванишвили и в подметки не годится. Саакашвили в качестве президента Грузии первый свой визит, в отличие от лидера «Грузинской мечты», совершил не в Вашингтон или Брюссель, а именно в Москву, да и в тогдашних обещаниях улучшить отношения с Россией далеко обошел своего нынешнего оппонента.

То же самое касается взаимоотношений с Южной Осетией и Абхазией. Логика предвыборной гонки допускает самые радикальные заявления, но это отнюдь не означает, что именно они будут положены в основу реальных действий пришедших во власть вчерашних оппозиционеров. Именно с деклараций о «восстановлении доверия», «о необходимости сделать Грузию привлекательной для осетин и абхазов», о «решении проблем мирным путем» и т.д. и т.п. начинали свое правление и Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили. Последний, объясняясь в большой любви к осетинам и абхазам, даже заговорил как-то по телевидению на осетинском и абхазском языках.

Но есть декларации, а есть реалии. В реальности стратегических противоречий у «Грузинской мечты» и «Единого национального движения» в вопросе Южной Осетии и Абхазии нет. В частности, и те, и другие занимают абсолютно идентичные позиции по проблеме «восстановления территориальной целостности Грузии».

Так что на определенные тактические изменения во взаимоотношениях с Россией, Южной Осетией и Абхазией новое правительство Грузии, конечно, пойдет, особенно на первом этапе. Но насколько они будут длительными и чем закончатся? Думаю, оснований для иллюзий по этому вопросу не так уж много. Особенно зная, с чего начинали и к чему пришли в свое время Эдуард Шеварднадзе и Михаил Саакашвили. Не факт, что «Грузинской мечте» удастся преломить данную тенденцию.

Не стоит также забывать, что предвыборные обещания политиков, находящихся в оппозиции, и реальные действия политиков, пришедших к власти – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Уже сейчас становится все более очевидным, что позиции «Грузинской мечты» и «Единого национального движения» по вопросам взаимоотношений с Москвой, Цхинвалом и Сухумом, еще вчера серьезно отличавшиеся друг от друга, обнаруживают явную тенденцию к сближению. «Мечтатели» заметно изменили свою риторику по вопросу улучшения отношений с Россией, не собираются подвергать ревизии идею об «оккупированных территориях», пытаясь ограничиться косметическим «ремонтом» соответствующего закона, выдвигают порой явно неприемлемые предварительные условия для начала прямых переговоров с Южной Осетией и Абхазией и т.д.

К тому же выборы, прошедшие в Грузии, были всего лишь парламентскими выборами в пока еще президентской республике. У Саакашвили и его команды сохраняется достаточно рычагов для того, чтобы серьезно влиять на проходящие процессы. Поэтому совсем не факт, что «Грузинской мечте» при всем желании удастся выполнить свои предвыборные обещания. Очевидно, Саакашвили будет ждать проколов «Грузинской мечты» и даже способствовать им, а с другой стороны, новое правительство тоже будет объяснять все свои возможные провалы противодействием «Единого национального движения». К чему приведет этот симбиоз президента Саакашвили и правительства Иванишвили, в какую сторону качнется грузинское общество и кому оно поверит на будущих президентских выборах, сейчас предугадать сложно.

«СДАЧИ» НЕ БУДЕТ

Лидеры «Грузинской мечты» – так же, как и предыдущие правители этой страны – склонны напрямую увязывать улучшение отношений с Россией с ее помощью в возвращении Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии.

Надежды на такой вариант развития событий питают, кстати, не только в Грузии и на Западе, но даже некоторые российские политологи, политики, журналисты и другие общественные деятели, которые проблемы Южной Осетии используют для обоснования тезиса о том, что РЮО якобы является нежизнеспособным государственным образованием. Подчеркивается, что она политически и экономически несостоятельна, что «Южную Осетию точно никто никогда и не признает из более-менее серьезных государств».

Адептов этих, с позволения сказать, «теорий» не смущает даже тот факт, что «нежизнеспособная», по их мнению, Республика Южная Осетия отметила недавно свое 22-летие. И это в тяжелейших условиях войны, блокады, постоянных провокаций: практически 18 из 22 лет с момента провозглашения Республики Южная Осетия (20 сентября 1990 года) были годами непрерывного конфликта.

Впрочем, такого рода сомнительные выводы столь настойчиво пытаются внедрить в общественное сознание, что трудно поверить в то, что речь идет о добросовестном заблуждении людей, попросту не знающих специфических особенностей развития Южной Осетии. Скорее, это напоминает целенаправленную пропагандистскую кампанию по дискредитации решения России о признании независимости Республики Южной Осетии.

Очевидно также, что эта кампания напрямую связана с достаточно многочисленными спекуляциями на тему возможной «сдачи» Россией Южной Осетии, если в Грузии к власти придет приемлемое для Москвы руководство. Такого рода разговоры, то утихая, то вспыхивая с новой силой, сопровождают РЮО весь период, начиная с момента признания Россией независимости Республики Южная Осетия, и вносят довольно серьезную нервозность в югоосетинское общество.

Между тем, это – очень опасные иллюзии.

Во-первых, потому, что решение России о признании Южной Осетии и Абхазии является окончательным и бесповоротным. Все спекуляции на тему «отзыва признания» не стоят и ломаного гроша, хотя бы потому, что в таком случае репутационные потери России как великой державы будут настолько колоссальны, что их не компенсируешь никакими, самыми идеальными отношениями с Грузией. И руководство РФ прекрасно понимает это. Недаром первый официальный визит президента РЮО Леонида Тибилова в Российскую Федерацию состоялся именно после победы «Грузинской мечты», причем в день, когда было утверждено новое правительство Грузии. Тем самым Москва на самом высоком уровне еще раз дает четко понять всем, что никакого пересмотра взаимоотношений с Южной Осетией и Абхазией не будет.

Во-вторых, «отзыв признания» никак не будет способствовать решению вопроса о «восстановлении территориальной целостности Грузии» в грузинском понимании. «Развод» Грузии и Южной Осетии был исторически неизбежен. Грузино-югоосетинское «общежитие», как со всей наглядностью свидетельствует многовековой опыт, было возможно только в рамках тоталитарной системы и только при условии широкого применения репрессивного аппарата, понятное дело, против Южной Осетии. В любой другой ситуации столь противоестественный союз не имел никакого будущего.

Естественно, ни о каком вхождении Южной Осетии в состав Грузии ни под каким видом (федерация, конфедерация и т.д.) речи быть не может ни сегодня, ни когда-либо в будущем. То есть «грузинским мечтателям», предлагающим сегодня Южной Осетии «все, кроме признания», очень скоро придется понять, что Южной Осетии от Грузии как раз кроме признания, ничего и не нужно. У Южной Осетии и Грузии есть только одна возможная модель взаимоотношений в будущем – как двух равноправных государств. Будут эти межгосударственные отношения добрососедскими или враждебными – зависит только от официального Тбилиси.

ОСЕТИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Примечательно, что с изменениями во властной элите Грузии совпала и внезапно вспыхнувшая в РЮО дискуссия о том, строить ли Южной Осетии независимое государство, или добиваться вхождения в состав России. Впрочем, более глубокая оценка этого факта (в том числе и того, является данное совпадение случайным или нет), а также всесторонний анализ вопроса о возможности и необходимости вхождения РЮО в состав РФ (объединения Осетии в составе России) – тема для отдельного исследования, которая выходит за рамки настоящего материала. Отметим лишь, что упомянутая дискуссия достаточно неожиданно получила широкий резонанс за пределами республики, волей-неволей создавая ложную предпосылку о том, что в Южной Осетии до сих пор не разобрались в своих стратегических целях.

Между тем, никакой серьезной основы для нее на сегодняшний день нет. Очевидно, что в сложившихся политических реалиях возможное присоединение Южной Осетии к России мировое сообщество однозначно воспримет как аннексию, как беспрецедентное нарушение принципов нерушимости границ и территориальной целостности, и не признает никогда. В отличие от факта существования независимой Республики Южная Осетия, провозглашенной в соответствии с правом наций на самоопределение, которая, уверен, рано или поздно будет признана и другими странами. Принятие РЮО в состав РФ потенциально чревато также тем, что в будущем уже сама Россия рискует стать объектом территориальных претензий, а желающих предъявить их Москве не так уж и мало. Наконец, постоянное муссирование данной темы серьезно осложняет решение вопроса признания Южной Осетии мировым сообществом. Действительно, зачем признавать независимость государства, которое только и мечтает с этой независимостью распрощаться?

Учитывая это, а также ряд других факторов, нельзя не согласиться с президентом Южной Осетии Леонидом Тибиловым в том, что «неожиданно вызвавшая споры… неприоритетная на сегодняшний день тема была привнесена извне». «Видимо, кому-то за пределами РЮО выгодно расколоть югоосетинское общество… Известно также, что определенные силы заинтересованы в использовании идеи объединения Осетии в деле отрыва Кавказа от России. Возможно также, что кто-то далеко за пределами Южной Осетии решил, что именно эта идея привлечет большинство населения на их сторону в предвыборной борьбе за власть», – такую жесткую и предельно четкую оценку дал данной дискуссии президент Южной Осетии в интервью ИА «Регнум», тем самым фактически поставив в ней точку.

Подытоживая вышеизложенное, можно со всей очевидностью утверждать, что признание независимости РЮО Россией состоялось отнюдь не на пустом месте и имеет безупречное историческое и политико-правовое обоснование. Провозглашение Республики Южная Осетия полностью соответствовало действующим в те годы правовым нормам (как национальным – Конституции и законодательству СССР, так и международным). Решение это единогласно принял абсолютно легитимный орган – Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области на основе ст. 3 Закона СССР “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР” от 3 апреля 1990 г. и права народов на самоопределение. Становление и правовое оформление Республики Южная Осетия произошло до международного признания нынешнего грузинского государства, до принятия его в состав ООН в июле 1992 г. и до вступления Грузии в СНГ в 1993 г. Следовательно, существование Республики Южная Осетия, как независимого государства, никак не могло нарушить территориальную целостность Грузии.

В августе 2008 года Южная Осетия вышла на качественно новый этап национально-государственного строительства. На этом этапе именно от политической элиты Южной Осетии во многом зависит, сможет ли нация воспользоваться представившимся шансом и построить полноценное демократическое государство. Первостепенной задачей осетинской политической элиты в данных условиях является проведение объективного и системного анализа прошлого и сложившейся сейчас ситуации, чтобы на основе этого анализа разработать эффективную программу действий, обеспечить внутреннее согласие и планировать свои дальнейшие шаги в кардинально изменившихся условиях.

Поэтому на передний план выходят не только и не столько проблемы внешнеполитического характера, включая урегулирование отношений с Грузией, сколько вопросы строительства и развития Южной Осетии как государства, способного эффективно и максимально быстро решать стоящие перед ним проблемы. Серьезные структурные перемены нужны практически во всех сферах. И в первую очередь необходимы кардинальные реформы в политико-правовой системе республики, а также создание полноценной социально-экономической системы с учетом специфики РЮО.

Курс Республики Южная Осетия на независимость и строительство своего государства не имеет альтернативы. Этот курс не изменится ни в зависимости от того, какие силы будут у власти в Грузии, ни в результате уговоров друзей и угроз врагов, ни вследствие какого угодно внешнего давления. Этот курс, безусловно, будет и далее реализовываться на фоне всесторонней интеграции с Российской Федерацией, стратегическим союзником и другом Южной Осетии.

Построение независимого жизнеспособного, демократического государства – грандиозная историческая задача осетинского народа, осетинская национальная идея. И решение этой задачи народу Республики Южная Осетия, осетинскому народу вполне по плечу.

Вячеслав ГОБОЗОВ, председатель Социалистической партии «Фыдыбаста» Республики Южная Осетия

Статья написана на основе доклада «Республика Южная Осетия: пути развития. Иллюзии и реальность», сделанного на конференции «Южный Кавказ: перспективы безопасности и сотрудничества в регионе» 24 октября 2012 года, Москва