Клещи для Евразии

Неусвоенные уроки августа 2008-го

Казалось бы, смена прежних лидеров в Грузии на более вменяемые фигуры, осуществленная под жестким надзором Соединенных Штатов, свидетельствует о желании Вашингтона не входить в прямой клинч с Москвой по вопросам, имеющим региональное значение. В России многие эксперты и политики рассчитывали, что события августа 2008-го года окажут отрезвляющее влияние на западных ястребов, заставив их сделать соответствующие выводы из решительных действий России, повлекших за собой разгром грузинской армии, на подготовку которой страны НАТО потратили долгие годы и миллиарды долларов.

Судя по процессам, которые разворачиваются на постсоветском пространстве и вокруг него, выводы были сделаны, но совсем не те, на которые рассчитывали многие. Сторонники жесткого сдерживания России убедились, что отдельно взятые страны-выскочки, возглавляемые авантюристами, не могут остановить продвижение российского влияния, для этого нужны более серьезные механизмы с привлечением крупных региональных игроков. Еще одной причиной, взаимосвязанной с первой, стали намерения России активизировать интеграционные проекты на территории бывшего СССР в виде Евразийского союза, носящего пока что экономический характер и могущего обрести характер наднациональной, надгосударственной структуры лишь в отдаленной перспективе ввиду неготовности элит бывших советских республик поделиться властью. Однако призрак Советского Союза, до сих пор бродящий в коридорах Вашингтона и Брюсселя, вызывая судорожный страх стал причиной жесткой реакции американских лидеров на интеграционные планы Москвы. Из Капитолийского холма последовало жесткое предупреждение о том, что США не допустят возрождения СССР. Судя по всему, именно для этих целей Штаты выстраивают новую форму «санитарного» кордона вокруг сферы интересов России. Речь идет уже не об установлении марионеточных режимов в отдельных республиках с четкой антироссийской направленностью, а о создании новых региональных военно-политических блоков под эгидой США.

Сделать подобный вывод позволяет анализ событий, происходящих на Кавказе и в ряде других регионов.

Одной из первых ласточек стали намерения Турции и Азербайджана создать единую армию, что станет новым этапом развития их военно-политического союза. Более того, с подачи Пентагона в турецко-азербайджанский военный альянс все теснее вписывается Грузия. В будущем году планируется провести трехсторонние крупномасштабные учения с участием американцев. Военно-политический союз Турции, Азербайджана и Грузии может быть с одинаковым успехом направлен как против Ирана, так и против России. К тому же вопрос милитаризации Грузии станет рабочим моментом во взаимоотношениях трех стран, поскольку Турция успешно производит многие виды вооружения, в том числе бронетехнику и артиллерию по натовским стандартам.

В любом случае при успешном формировании нового регионального альянса, продвижение российских интересов на Кавказе станет занятием затруднительным из-за консолидированного сопротивления трех стран под эгидой Запада. Правда, Грузия в данном случае рискует оказаться под колпаком   тюркского влияния, из-под которого ее в свое время с трудом вытащила Россия. Но кого это волнует в Вашингтоне?

Другой региональный блок формируется с участием Молдавии и Румынии. 28 июня молдавский парламент принял в первом чтении законопроект о ратификации Соглашения о военном сотрудничестве между правительствами Молдавии и Румынии, подписанного в апреле 2011 года.

Документ предполагает создание совместных военных структур, организацию командования на оперативном и территориальном уровнях и соответствующую работу генеральных штабов, использование воздушного пространства стран на время совместных учений, а также консультации, обмен представителями и проведение совместных учений. Теперь в случае войны с Приднестровьем туда войдет румынская армия, а румынские жандармы   подавят любые протесты против объединения двух стран в Кишиневе, Бельцах или Гагаузии. Ранее Кишинев и Бухарест подписали документ о том, что румынская жандармерия может получить доступ на территорию Молдовы на случай «массовых беспорядков».

Поскольку Молдова считает Приднестровье своей частью, «беспорядком» при желании может быть объявлено любое сопротивление Тирасполя и любая попытка дислоцированных в ПМР российских миротворцев остановить кровопролитие. То есть, жандармы из Румынии призваны будут помочь Кишиневу в силовом решении приднестровского вопроса, а также подавить выступления противников поглощения Молдовы Бухарестом в самой Молдове. Таким образом, Румыния может осуществить вооруженное вторжение, как по линии МВД, так и министерства обороны.

В начале июля прошли совместные молдавско-румынские военные учения. Военная интеграция Румынии и Молдовы сопровождается обострением отношений между Кишиневом и Тирасполем с усилением экономической блокады Приднестровья. К этому процессу активно подключается Евросоюз. Как и в Южной Осетии перед началом активных боевых действий, над территорией Приднестровья осуществляют разведывательные полеты молдавские, или, скорее всего румынские беспилотники. Между тем, попытки России усилить и перевооружить миротворческий контингент в регионе, дабы воспрепятствовать переведению конфликта в горячую фазу, наталкиваются на двуличную политику Януковича, для которого характерно непонимание обычных вещей. Ведь в планах Румынии – поглощение Молдовы с Приднестровьем и выход на украинскую границу. В свое время режим Антонеску в награду за помощь нацистской Германии рассчитывал получить часть территорий Украины, в частности Одессу и другие крупные города на черноморском побережье, а румынские войска вели себя на оккупированных украинских землях по отношению к мирному населению гораздо хуже, нежели немцы.

Но видно, румынская мамалыга для ставленника украинских олигархов ближе к сердцу, нежели выгодные экономические связи с Россией.

Третий региональный блок вырисовывается в Прибалтике, где звучат призывы объединить бутафорские вооруженные силы прибалтийских республик с участием гораздо более крупного игрока – Польши, которая развертывает широкомасштабную модернизацию вооруженных сил. Министерство национальной обороны планирует в течение десяти лет приобрести около 2300 новых боевых бронированных машин, а также сотни вертолетов, БПЛА, современные системы управления полем боя, корабли и подводные лодки. Словом, «обновление» вооружения и военной техники польской армии произойдет по прогнозам более чем на 70 процентов. Тем самым, Польша превратится в серьезный военный плацдарм у границ России и Белоруссии. Как налаживание взаимодействия вооруженных сил польско-прибалтийского подблока следует оценивать запланированные на осень учения коллективной обороны НАТО под кодовым названием «Крепкий джаз – 2013», которые пройдут на территории Польши, Литвы, Латвии и Эстонии.

Правда, в случае с польско-прибалтийским альянсом не стоит ожидать непосредственного силового давления на ту же самую Белоруссию, речь скорее идет о создании механизма сдерживания, дабы вынудить Россию учитывать происходящие у западных границ изменения. Не исключено, что повышение роли Польши в регионе повлечет новую активизацию польской политики в той же самой Украине.

Примечательно, что усиление силовой составляющей вокруг зоны интересов России сопровождается дальнейшей экономической экспансией Евросоюза, продолжающего проект Восточного партнерства и тем самым вступающего в интенсивную конкуренцию с Россией за влияние в Восточной Европе, включая Белоруссию и Украину, а также в Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджане. Важной вехой в развитии Восточного партнерства станет Вильнюсский саммит, который пройдет в ноябре текущего года, и где планируется подписать соглашения об ассоциации и свободной торговле с Грузией, Молдавией и рядом других республик.

При этом, в зоне интересов ЕС оказываются Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, к которым со стороны официальных деятелей Евросоюза звучат назойливые предложения принять участие в реализуемых проектах. По сути речь идет об экономической поддержке территориальных притязаний Грузии и Молдовы со стороны европейских структур.

Подытоживая вышеизложенное, можно лишь с сожалением констатировать, что по прошествии пяти лет после августовской агрессии Грузии, США и ЕС вновь создают условия для эскалации напряженности в конфликтных зонах бывшего СССР. Более того, попытки сдерживания России и ее вытеснения с постсоветского пространства переводятся на гораздо более масштабный и системный уровень, что чревато расширением конфликтной географии. Уроки августа 2008-го видно не пошли впрок.

Юрий ВАЗАГОВ