Католикос как опиум для грузинского народа

Парафирование договора об ассоциации с ЕС породило в Грузии настоящий «приступ» евроинтеграции, сопровождающийся заклинаниями и мантрами о европейской сущности грузин как таковых, об идентичности их менталитета с европейским. Но как это регулярно происходит, очередное театральное шоу было испорчено неприглядной грузинской реальностью, которая, несмотря на деспотические методы Саакашвили по модернизации Грузии, все еще далека от европейской. Попытка насильственной европеизации грузинского общества провалилась, остались лишь фасады современных зданий и европеизированный скелет госаппарата, зато глубинный агрессивный шовинизм, замешанный на религиозной нетерпимости вкупе с перманентной тотальной пропагандой национального превосходства, по-прежнему остается доминирующей идеологией Грузии, впитываемой с детских лет.

Недавний инцидент в Тбилиси во время празднования еврейского религиозного праздника Хануки лишь одна из многочисленных иллюстраций общего состояния общества. Как известно, несколько активистов грузинской православной церкви, считая, что праздник Хануки оскорбляет православие, сорвали плакаты и повредили установленную трибуну. Позже их задержали сотрудники правоохранительных органов, а суд Тбилиси обязал выплатить их штраф в размере 100 лари (около 70 долларов). При этом на празднике присутствовали проживающие в Грузии евреи, посол Израиля Юваль Фукс, раввин Бенцион Исраелашвили, раввин Мэр Козловский. Посетил церемонию и президент Грузии Георгий Маргвелашвили.

Произошедшее вызвало бурную реакцию представителей еврейской общественности. Резкими заявлениями отреагировал известный израильский политолог и публицист Авигдор Эскин, который за последние годы отличился антиабхазскими и антиосетинскими высказываниями, поддерживая позицию Грузии по ряду важных вопросов. Как назло, инцидент совпал по времени с попыткой улучшить грузино-израильские отношения, порядком испорченные при Саакашвили арестами израильских бизнесменов. Более того, стороны даже возобновили переговоры о сотрудничестве в военной сфере. Теперь этот инцидент должен послужить поводом для новых размышлений израильским властям и тому же Авигдору Эскину, стоит ли рассматривать Грузию, где царит ксенофобия и агрессивный шовинизм, как надежного партнера.

Грузинская церковь сразу же выступила с заявлением, в котором отмежевалась от выходок своей паствы. Однако один из вдохновителей религиозных фанатиков священик ГПЦ Давид в своем интервью указал на главного виновника произошедшего. «В проповеди от 4 декабря наш патриарх сказал: грузинский народ не примет то, что противоречит православию. Для православных праздник Хануки неприемлем по той причине, что он связан с победой Маккавеев. Как и другие большие еврейские праздники, он связан с ожиданием Мессии. То есть изначально отрицает Иисуса Христа. Закон Божий строго осуждает сотрудничество с евреями. Что особенно отмечено в правилах святых апостолов», – заявил воинствующий грузинский поп. Более того, возмущение таких, как отец Давид, вызвал и факт участия президента Маргвелашвили в церемонии, это они расценили как измену вере. Свои действия православные фанатики объясняют необходимостью защиты прав и ценностей грузинского народа.

Стычка с евреями стала лишь очередным звеном в участившихся случаях межрелигиозных столкновений. Еще осенью в аджарском селе Чела был снесен минарет, что повлекло за собой столкновение аджарцев с полицией, регулярные столкновения происходят и в других регионах Грузии, где проживают мусульмане, в том числе азербайджанцы.

Обеспокоенные этими процессами, в ситуацию вмешались западные менторы Грузии. Правительственная делегация США, которую возглавлял заместитель помощника госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Томас Мелиа, провела переговоры с католикосом Илией II, очевидно прочитав ему нотации по поводу поведения его паствы. Как гласило официальное сообщение посольства США, американская делегация и католикос Илия II пришли к согласию, что вопросы свободы религии должны быть свободны от насилия. «Патриарх и члены делегации договорились, что в процессе проходящего в Грузии гражданского диалога по вопросам прав меньшинств и свободы религии нет места насилию», – указывается в заявлении.

Мотивы Вашингтона понятны, американцам нет дела до средневековых воззрений грузин, особенно если из-за них в Грузии, которая является опорным пунктом США на Кавказе, может вспыхнуть межрелигиозная война параллельно с межнациональной. Продвижение интересов Белого дома на Кавказе в такой ситуации станет занятием проблематичным. Под давлением Запада ГПЦ пришлось скрепя зубы согласиться на восстановление минарета.

Но проблема с гегемонией идеологии фашизма в Грузии и, в частности, в ГПЦ на этом не решилась.

Католикос, видимо, поставивший целью не допустить избавления грузинского общества от дурмана пропаганды национальной исключительности, все активнее вмешивается в дела государственные. Не так давно бурные протесты Илии II вызвала Хартия региональных языков, подписанная в свое время Грузией под давлением ЕС и предусматривавшая расширение использования языков нацменьшинств в местах их компактного проживания. Теперь же хрупкую душу католикоса возмутила первоначальная редакция кодекса местного самоуправления, который должен был быть принят парламентом Грузии. В адрес заигравшихся в демократию «мечтателей» последовало грозное заявления Илии II, основная мысль патриаршего мессиджа заключалась в том, что кодекс местного самоуправления «может привести к возникновению сепаратизма и окончательному распаду страны».

Спикер парламента Грузии Давид Усупашвили и другие высокопоставленные «мечтатели» всячески отрицали, что кодекс самоуправления местного самоуправления будет угрожать единству Грузии.

Согласно официальной информации, реформу самоуправления в Грузии планируется провести поэтапно в ближайшие несколько лет. Первый этап должен быть внедрен еще до выборов в органы местного самоуправления, которые пройдут в конце мая – начале июня 2014 года. Главной целью реформы обозначена децентрализация и внедрение эффективной системы органов самоуправления, которые обеспечат решение вопросов местного значения. В частности, единицей самоуправления предлагалось считать населенный пункт, население которого превышает 15 тысяч человек. Статус города самоуправления должны получить 18 городов Грузии, включая Тбилиси, Зугдиди, Гори, Озургети и в их числе столица армянского Джавахка – Ахалкалак. По первоначальной редакции кодекса предполагалось, что жители этих городов будут избирать мэров и глав районных администраций путем прямого голосования.

Вмешательство католикоса заставило грузинских парламентариев – радетелей «европейских ценностей» внести изменения в кодекс, согласно которым армянский Ахалкалак выпал из списка городов, где должно было быть введено выборное местное самоуправление, то есть армяне лишились права избирать собственного мэра. Население Джавакха расценило это решение грузинского парламента как очередное доказательство ущемления своих прав. Джавакхские армяне задавались вопросом: «Почему жители города Мцхета с населением в 7 тысяч 423 человека смогут избирать мэра, а Ахалкалак, в котором проживают более 15 тысяч армян, этого права не получит? Чем же Ахалкалак хуже Мцхета? Неужели только тем, что там в отличие от Ахалкалак, живут грузины?».

Илия II настоял на полной централизации и вертикальном подчинении всех муниципальных структур, руководители которых, по его убеждению, должны назначаться из Тбилиси и всецело подчиняться правительству.

Между тем, децентрализация и расширение полномочий органов местного самоуправления было одним из главных предвыборных обещаний ныне правящей коалиции.

Это лишь немногие эпизоды, показывающие ведущую роль Илии II в разжигании неофашистских настроений в грузинском обществе. Его «подвиги» в деле эскалации конфликтов с осетинами и абхазами давно известны широкой публике, видимо, теперь католикос решил расширить список межнациональных войн, спровоцированных с его участием, всячески препятствуя соблюдению хотя бы части элементарных прав армян и мусульман Грузии.

Впрочем, для Илии II, уроженца Северной Осетии, по фамилии Шиолашвили, подобные мелочи недостойны его «пастырского» внимания. Ценность человеческих отношений и человеческой жизни вообще для главного грузинского жреца – понятия относительные. Достаточно привести в пример тот факт, что он свою юность провел в Осетии, вплоть до окончания средней школы проживая во Владикавказе (тогда еще Орджоникидзе), а духовным наставником его семьи был осетинский священник отец Михаил Дзацоев. Затем, продвигаясь по карьерной лестнице, Илия II 11 лет был Абхазским митрополитом. Спустя некоторое время он с легкостью благословил «соколов» Гамсахурдия на убийство осетин и абхазов, среди которых жил долгие годы. Уже одного этого достаточно, чтобы составить представление о значимости общечеловеческих ценностей в моральной шкале католикоса.

За лицемерными словами о добром отношении к абхазскому и осетинскому народам на деле кроется плохо скрываемая ненависть ко всему негрузинскому. Чего стоят его слова, сказанные в одном из интервью российским СМИ во время визита в России в текущем 2013 году: «Грузия – это удел Божьей Матери. Грузию нельзя разделять. Этого не допустит Божия Матерь. Это великий грех перед Богом. Абхазия и Цхинвали – это исконные территории Грузии. Я хочу сказать, что это долго не может продолжаться – и в России, и в Грузии есть добрые силы, которые выправят эти какие-то непонятные отношения, и я думаю, что Абхазия и Цхинвали будут опять в составе Грузии».

Подобных же воззрений о «богоизбранности» грузинской «расы» придерживается и основная масса паствы Шиолашвили. Кстати, апологеты Илии II не раз отрицали известный указ начала 90-х, насылавший проклятия на тех, кто убьет грузина, утверждая, что католикоса неправильно истолковали или перевели. Но приведенные выше слова являются логическим продолжением его печально знаменитого заявления. Для Илии II любое действие против Грузии является великим грехом, а вот Южную Осетию и Абхазию можно бомбить и уничтожать установками «Град». В данном случае мы имеем дело с классическим фашизмом, насаждающим разделение народов на первосортные и второсортные.

В 2008 году, когда грузинские войска расстреливали мирных жителей и российских миротворцев в Цхинвале, Шиолашвили ни слова не сказал для прекращения этого бесчеловечного преступления. Но стоило России приступить к защите своих граждан, так католикос сразу же начал рассылать петиции к тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой прекратить военные действия против Грузии. Почему же он не делал таких заявлений к своему народу и к правительству Грузии, когда целые сутки шел обстрел Цхинвала? И теперь из его уст ни разу не прозвучало слово сожаления по поводу убитых мирных жителей Южной Осетии, кстати, католикос принципиально не произносит это слово, предпочитая гамсахурдиевское «Самачабло».

Сегодня некоторые грузинские блоггеры утверждают, что Илия II с его 95- процентным рейтингом – в чистом виде продукт самовнушения грузинского народа. «Живая, интересная и своеобразная личность, нормальный пожилой человек со своими минусами и плюсами путем гигантской работы грузиноидов над самими собой вырос до масштабов кафедрального собора, превратившись в объект поклонения, икону. Личность самого патриарха имеет к этому феномену весьма отдаленное отношение, а прямое отношение к нему имеет желание грузиноидов найти себе авторитета и поклоняться ему без всяких рациональных причин. С политиками и общественными деятелями не получается – уж слишком все они продажные, а тут – самое то…», – в частности, пишет известный блогер Тенгиз Аблотия. Но это больше походит на утрирование проблемы, нежели объяснение его сути. Свой рейтинг Илия II заслужил тем, что является наиболее последовательным творцом идеологии, пропагандирующей тезис о национальной исключительности «богоизбранной» грузинской расы и насаждающей ненависть ко всему, что противоречит этому.

Как-то Шиолашвили назвал свое служение «солнечной ночью», мол, время его патриаршества выпало на тяжелые времена для Грузии, «но это ночь солнечная, потому что она всегда была освещена светом веры». В одном католикос прав: его деятельность похожа на ночь, только больше на ночь иезуитства и мракобесия.

А. ТЕДЕЕВ