Грузинский криминал как главный тормоз на пути к евроинтеграции

Власти Грузии, не считаясь с издержками, продолжают реализацию курса на дальнейшее сближение с евроатлантическими структурами. Немного отойдя от первоначального шока после брекзит и пессимистических прогнозов относительно дальнейшей судьбы Евросоюза в связи с усилением позиций евроскептиков во многих странах ЕС и победой Трампа в США, правительство «Грузинской мечты» удвоило усилия на европейском направлении с тем, чтобы получить долгожданный безвизовый режим. Дабы, так сказать, успеть получить хоть что-то от трещащего по швам Европейского Союза. Собственно, о перспективах вступления в ЕС грузинские политики заявляют все меньше, не в последнюю очередь потому, что, по мнению ряда западных аналитиков о возможности присоединения Грузии к Евросоюзу можно будет говорить не ранее 2035 года. Что станется к тому времени с детищем плана Маршалла, сказать трудно. Слишком много неопределенности появилось за последнее время в разговорах о дальнейшей судьбе единой Европы, так и не сумевшей определиться со своим местом в современной международной системе координат и сформулировать собственные приоритеты в сфере внешней политики в условиях продолжающегося крушения однополярного миропорядка.

В этой связи понятно желание «мечтателей», склонных к прагматизму торговцев восточного базара, получить синицу вместо чучела журавля после 2035 года. Вместе с тем, оценивая возможные плюсы и минусы от безвизового режима с Евросоюзом для Грузии, нельзя не отметить, что власти этой страны избрали весьма своеобразный способ евроинтеграции – если не получается войти в ЕС как государство, тогда можно вступить в него поодиночке. Так сказать, больше Европы в Грузии и больше грузин в Европе.

Решение Европарламента, принятое в начале февраля о введении безвизового режима для граждан Грузии в странах Шенгенской зоны, вызвало привычный всплеск эйфории в этой республике. Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили назвал это событие историческим и поздравил жителей страны.

Ожидается, что Совет ЕС примет решение об отмене визового режима для граждан Грузии 27 февраля, в этот же день должен быть утвержден механизм приостановления безвизовых режимов. 2 марта между Европарламентом и Советом Евросоюза будет оформлено окончательное соглашение, после чего будут утрясены оставшиеся бюрократические процедуры. По прогнозам экспертов, безвизовый режим для Грузии окончательно вступит в действие с начала апреля 2017 года, после чего граждане Грузии смогут находиться без виз в странах Шенгенской зоны 90 дней.

Не успело это решение пройти до конца все процедуры, как в Тбилиси в манере, свойственной азиатским торгашам, принялись рекламировать преимущества безвизового режима для граждан Южной Осетии и Абхазии.

Грузинский эксперт Сосо Цискаришвили, как и многие представители экспертного сообщества Грузии, уверен, что возможностью безвизового посещения стран Шенгенской зоны воспользуются и жители Абхазии и Южной Осетии. В интервью грузинскому изданию «Квирис палитра» он предположил, что абхазы и осетины теперь будут стремиться получить грузинский паспорт и принять грузинское гражданство.

Получение грузинского гражданства является обязательным условием со стороны Грузии. Госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили в своем интервью грузинским СМИ сделала особый акцент на этом. С целью ускорения этого процесса грузинские власти намерены разместить офисы соответствующих служб вблизи границ с РЮО и Абхазией и упростить процедуры. Ну а что будет потом, долго гадать не нужно – грузинские политики и эксперты начнут считать по дням количество осетин и абхазов, получивших грузинские паспорта и выступать с оптимистическими комментариями после того, как это число перевалит за десяток – другой. Так в свое время происходило с «нейтральными» документами, которые предназначались для граждан Южной Осетии и Абхазии, в том числе для выезда в страны Европы. Грузинские дипломаты челноками сновали по столицам европейских стран, пытаясь добиться признания «нейтральных» бумажек с их стороны. Количество признавших стран достигло 12, и на этом пыл грузинской дипломатии угас, чему в немалой степени поспособствовали и неутешительные цифры желающих получить странное изобретение грузинской административной мысли. Впрочем, оптимизм «мечтателей» подогревает опыт Молдавии, где после введения безвизового режима с ЕС часть жителей Приднестровья изъявили желание получить молдавское гражданство. Но это, как говорится, слова из другой песни, при всей схожести ситуации с Южной Осетией и Абхазией, там есть серьезные отличия, обусловленные отсутствием прямой связи ПМР с Россией и блокадой Приднестровья со стороны Украины. К тому же тот факт, что приднестровцы вынужденно пользуются для поездок в другие страны молдавскими паспортами, отнюдь не побуждает их к отказу от независимости своего государства.

Дипломаты и общественность в Абхазии и Южной Осетии дежурно отмахнулись от призывных мантр, в который раз звучащих по ту сторону южной границы, не видя причин обращать серьезное внимание на торчащий оттуда заплесневелый пряник.

Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин, комментируя информацию о решении Европарламента относительно Грузии, выразил надежду, что вслед за Грузией Евросоюз снимет ограничения и в отношении граждан Абхазии и Южной Осетии. «Европа вообще не предоставляет им виз, мотивируя тем, что они не являются гражданами Грузии, но такой подход нельзя назвать гуманным», – сказал российский дипломат. По его словам, российская сторона поставит вопрос перед Евросоюзом о снятии ограничений для граждан Абхазии и Южной Осетии при получении европейских виз.

Но, вероятнее всего, призывы российской дипломатии останутся гласом вопиющего в пустыне. Политика ЕС в отношении Южной Осетии и Абхазии, да и самой России, пока не демонстрирует склонности к такой радикальной переоценке приоритетов.

Какие бы плюсы ни пытались извлечь «мечтатели» от безвизового режима с ЕС, вероятные издержки могут оказаться куда большими. В первую очередь они связаны с возможным массовым оттоком нищего населения Грузии в страны ЕС. Как считает грузинский эксперт, доктор политических наук Вахтанг Маисая, после вступления в силу безвизового режима для граждан Грузии со странами ЕС и Шенгеской зоны на фоне острого социального кризиса в Грузии возможен отток граждан страны, как это было в Молдавии. Другие эксперты и блогеры открыто опасаются сценария, по которому в Европу может хлынуть поток грузинской преступности. В частности, как считает тот же Сосо Цискаришвили, в реальности лишь небольшой процент граждан Грузии сможет воспользоваться открывающейся возможностью, поскольку у большинства населения нет финансовой возможности выехать в страны ЕС даже без виз. По словам эксперта, ему понятно отношение многих европейских депутатов к вопросу предоставления безвизового режима Грузии. «Честно говоря, я не увидел клеветы в заявлениях евродепутатов. Вполне естественно, когда ты не хочешь впускать без виз такую группу лиц, которые несколько дней назад невиданным путем устроили подкоп под здание банка в Германии и украли оттуда драгоценности», – отмечает С.Цискаришвили.

И действительно, полиция Германии, Италии, Испании и других государств ЕС регулярно проводит аресты, причем десятками, представителей грузинского криминала, причастных к совершению громких преступлений. Именно этот фактор послужил причиной затягивания решения о предоставлении Грузии безвизового режима. Как признает грузинский журналист и блогер Тенгиз Аблотия, главными противниками введения безвизового режима с Грузией явились Германия и Франция. «Грузинской преступности в Германии посвящено немало статей в немецких СМИ. Надо ли удивляться тому, что немцы не горят желанием приглашать к себе преступников. Европа не хочет видеть этот бандитский люмпен-пролетариат у себя, и это вполне объяснимо», – пишет Т.Аблотия.

Он не исключает, что ограничения, введенные для иммигрантов президентом США Дональдом Трампом, могут коснуться и преступных группировок, состоящих из иммигрантов из бывшего СССР, включая Грузию. «Убийства, ограбления, квартирные кражи – зачастую дело рук грузинских иммигрантов в США и в Европе. Люмпены, бездельники, неудачники и откровенные бандиты – вот значительная часть грузинской миграции на Запад. Германия, Греция, Франция, Италия, Испания – страны, в которых о грузинской преступности уже знают не только специалисты, но и рядовые граждане», – говорит грузинский журналист.

Впрочем, наивное обожание европейскими обывателями и политиками образа постмодернистской Грузии, судя по всему, начинает проходить, по крайней мере, согласившись на введение безвизового режима, европейцы предварительно приписали условия, при которых этот самый режим может быть приостановлен. В частности, механизм приостановления безвизового режима заработает в случае значительного роста количества лиц из третьих стран, незаконно находящихся на территории стран Шенгенской зоны, и увеличения случаев отказа на въезд в ЕС. Приостановление безвизового режима возможно также в случае угроз, созданных в странах Евросоюза с точки зрения общественной и внутренней безопасности, гражданами третьей страны. В правительстве Грузии выразили осторожную надежду, что в условиях введения безвизового режима каждый гражданин Грузии с особой ответственностью отнесется к своим обязанностям, предельно точно соблюдая соответствующие требования и законодательство принимающей страны, дабы не поставить под угрозу как самого себя, так и возможность безвизового передвижения в ЕС для граждан Грузии вообще. Напомним, что этой возможности власти Грузии добивались примерно пять лет и, судя по всему, даже получения долгожданного «безвиза» над Грузией еще долго будет висеть дамоклов меч реальной угрозы потерять полученное. На этом фоне грузинским властям стоит позаботиться не об открытии офисов для выдачи паспортов гражданам Южной Осетии и Абхазии, а о борьбе с собственным криминалом, который в данном случае выступает главной угрозой на пути евроинтеграции. В противном случае столь долго прорубаемая «форточка» в Европу может захлопнуться для грузинских «домушников», особенно если к власти в Германии и Франции придут евроскептики.

А. Тедеев