Год президентства Алана Гаглоева: что думают эксперты?

Политические деятели и эксперты рассказали о том, каким был год руководства Президента Алана Гаглоева, чем он ознаменовался

Положительно оценивается стилистика работы Президента

Коста Дзугаев, кандидат философских наук:

– Первый год работы любого президента всегда в значительной мере определяется предвыборными обязательствами перед группами поддержки: этим объясняются многие кадровые назначения. Основной контур власти очевиден; нормальным порядком идёт работа по Инвестпрограмме.

Состоялись встречи с В. Путиным, руководителями Северной Осетии и других северокавказских республик.

Поддерживаются бойцы из Южной Осетии, сражающиеся на полях СВО. Насколько я вижу, положительно оценивается народом то, что принято называть стилистикой работы ответственного лица – в данном случае Президента.

Одним из наиболее положительных моментов я бы отметил смену руководства Парламента: прежний Председатель Парламента политическую работу провалил. Наоборот, думаю, что Дмитрия Медоева надо было оставить в «команде» – не столько даже потому, что он эффективно работал, сколько в силу того, что он располагает существенным электоральным ресурсом. Аналогично обстоит дело с Гено Каджаевым.

Часто приходится слышать и читать, что Президент «отменил референдум о вхождении в состав России». Здесь, во-первых, надо сказать о том, что если бы прежний Президент не проигнорировал «Обращение 50-ти», то процесс в тех условиях, на то время пошёл бы естественным политическим путём с логичным завершением; но безымянные и безответственные политтехнологи за неделю до выборов решили использовать референдум непосредственно для голосования, совершенно не понимая народ, с которым работали. Во-вторых, избранный Президент политически вынужден был отказаться от проведения референдума, не согласованного с высшим руководством России – и, заметьте, он его не отменил, а приостановил.

Но есть одна внутриполитическая позиция, по которой действующий Президент повторяет ошибку своих предшественников: не ведётся борьба с клеветниками и очернителями, в первую очередь в интернете. Безнаказанно оскорбляли предыдущих президентов, теперь под предлогом борьбы якобы за интересы Анатолия Бибилова поливают грязью нынешнюю власть люди, чьи презренные ники не заслуживают здесь упоминания. Считаю, что назрела острая необходимость покончить с этим злом, разъедающим общественную мораль. К этому нас обязывает и общий процесс нравственного очищения, начавшийся со Специальной военной операции, это и наш долг перед нашими героями, сражающимися сейчас на Украине.

Таковы вкратце размышления о прошедшем президентском годе. Ожидаю, что коллеги-политологи представят более полный, развёрнутый анализ достижений и упущений.

Укрепляются дружественные связи

Амиран Дьяконов, председатель Комитета по национальной культуре, религии и СМИ Парламента РЮО:

– Год – небольшой срок, чтобы говорить о кардинальных изменениях и делать выводы о конкретных результатах. Однако можно сказать, что нет той политической турбулентности, в которую ранее погрузилась наша республика. Все тихо, спокойно. Проблемы, конечно, есть, но они решаются по мере актуальности, без всякой нервотрёпки.

В целом год президентства А. Гаглоева можно оценить как весьма позитивный.

В сфере внешней политики, как известно, налаживаются взаимоотношения с руководством Российской Федерации. Надо отметить, что Парламент Южной Осетии также тесно сотрудничает с Госдумой и Советом Федерации.

Мы видим, что идет работа в направлении укрепления дружественных связей с северокавказскими регионами России, тому свидетельством являются встречи с главами республик.

Оценивая же взаимодействие ветвей власти за этот период, повторюсь, что нет политической турбулентности, которая периодически существовала во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей. Все вопросы, которые возникают между ветвями власти, решаются в духе нахождения компромиссов и в позитивном ключе.

Роберт Остаев, депутат Парламента РЮО:

– Исполнился год со дня вступления в должность Президента Алана Гаглоева. Один год для достижения высокого результата в должности Президента – это очень мало, особенно для такой небольшой страны, как Южная Осетия. В целом в должности Президента Алан Эдуардович справляется с работой положительно.

Хочу отметить, возобновление налаживания и укрепления отношений с субъектами Российской Федерации, в частности, северокавказскими, ближайшими соседями, которые помогали, поддерживали в трудные времена молодую, непризнанную тогда ещё Республику Южная Осетия. Об этом не надо забывать, я считаю, это хорошие шаги для республики на будущую перспективу.

Всегда обсуждаемый в обществе вопрос – кадровый, но и здесь я тоже повторяюсь, результат посмотрим позже, сейчас рано об этом говорить. Всё впереди. Желаю высоких результатов Алану Эдуардовичу.

Год был сложным не только для Южной Осетии, но и для всего мира

Заза Дриаев, председатель Комитета по внешней политике и межпарламентским связям Парламента РЮО:

– Год был сложным не только для Южной Осетии, но и для всего мира, в котором происходят глобальные перемены. Нашему стратегическому союзнику – России коллективным Западом по сути объявлена война, и не только на поле боя, но и экономическая, информационная. Сложившаяся ситуация не могла не отразиться и на Южной Осетии, несмотря на то, что Россия, сама находящаяся в сложнейшей ситуации, старается выполнять свои обязательства по всесторонней поддержке республики.

Год был сложным психологически, что понятно, – у людей тревога за будущее, наши ребята сегодня на поле боя отстаивают будущее, многих семей коснулось горе. Сама республика к моменту вступления Президентом Гаглоевым в должность находилась в глубоком кризисе – политическом, экономическом, идеологическом.

Этот год был переходным периодом, поэтому все главные результаты – еще впереды.

Я могу судить прежде всего как парламентарий. Парламент вернулся к нормальному для законодательного органа формату работы после длящегося почти два года кризиса, когда его деятельность была фактически парализована. Сегодня можно говорить о том, что кризис преодолен. Это не значит, что в законодательном органе не бывает острых споров, дискуссий. Это нормальное явление. Но компромиссные решения находятся, законотворческая и контролирующая работа ведется. Президенту удалось наладить нормальный диалог с парламентариями, в основе которого отсутствуют давление на парламент и вмешательство в его работу.

Положено начало передачи части полномочий президента парламенту и непростой процесс возвращения республики в рамки законности, преодоления стагнации во всех отраслях жизнедеятельности.

Что касается внешней политики, хочу отметить неизменную последовательность курса на стратегическое партнерство с Россией, что подтверждено встречей лидеров двух государств и достигнутыми на ней договоренностями. Расширяются контакты с нашими ближайшими соседями – северокавказскими республиками. По линии парламента удалось добиться решения парламентов обеих Осетий о подписании двустороннего соглашения, которое не удавалось подписать в течение десяти лет. Разработано новое соглашение с Госдумой России, которое включает и создание высокой межпарламентской комиссии, с деятельностью которой мы связываем надежды на оперативное решение многих проблем.

Что касается недочетов, они были неизбежны с учетом объективных сложных обстоятельств переходного периода, прежде всего речь идет о недостаточной динамике происходящих преобразований и о кадровой политике. Хотелось бы большей открытости и прозрачности в работе всех ветвей власти, четкого определения стратегии и тактики развития государства в этот непростой период.

Мадина БЯЗРОВА