Завтра, 23 июля, работники средств массовой информации РЮО отмечают профессиональный праздник. Дата праздно-вания Дня работника СМИ приурочена к выходу в свет 23 июля 1906 года во Владикавказе первой газеты на осетинском языке «Ирон газет». Ее тираж составил 500 экземпляров.
О роли СМИ в государственной политике и в формировании общественного мнения, об уровне современной журналистики и истории развития республиканских масс-медиа нам рассказал бывший министр информации и печати, лидер Компартии РЮО Станислав Кочиев.
С. Кочиев работал министром информации и печати более девяти лет и как никто другой знает «цену» информации и грамотно выстроенной информационной политике.
«СМИ реально являются четвертой властью. Роль информационной политики для развития государства нельзя переоценить. У нас традиционно люди верят печатному слову, средствам массовой информации. И в 90-е годы, и сейчас я наблюдаю, какое влияние СМИ оказывают на умы, настроения и чаяния многих людей. Одно дело, когда руководство республики работает, строит, развивает республику, но совсем другое – грамотно это освещать и доносить до народа. Иногда СМИ делают рекламу пустякам, а некоторые важные моменты проходят мимо», – сказал он.
Как отметил наш собеседник, главное условие государственных СМИ – давать проверенную и объективную информацию. У журналистов должна быть самоцензура в хорошем смысле этого слова, они обязаны знать, что нельзя восхвалять, о чем стоит писать. Информация в массы должна идти в доступной для народа форме. Уровень любого издания легко можно опустить до «желтой прессы», а вот поднять его на прежний уровень зачастую бывает невозможно.
Чиновник обязан предоставлять информацию
«СМИ играют огромную роль в формировании общественного мнения. Почему чиновники стремятся избежать общения с журналистами? Потому что они боятся сказать что-то не так и этим показать свою некомпетентность, несостоятельность и несоответствие занимаемой должности. Как чиновник может быть непубличным человеком, когда должность его публичная? Он обязан быть открытым и, согласно конституции и закону о СМИ, предоставлять любую информацию о своей деятельности и о работе возглавляемого им ведомства народу и журналистам», – подчеркнул он.
Закон, регулирующий деятельность СМИ Южной Осетии, был разработан Батрадзом Харебовым и Станиславом Кочиевым. По их инициативе принят Парламентом. В нем оговорено, что любая цензура запрещена законом, и постулат остался там по сей день. В республике на сегодняшний день есть свобода слова как инструмент демократического общества, которая прослеживается и в соцсетях, и в повседневной жизни.
«Но государственные СМИ — это другое дело, здесь должна срабатывать самоцензура. И это правильно. Есть вещи, которые нельзя выносить на всеобщее обсуждение, так как они составляют государственную тайну», – отмечает С. Кочиев.
Зарубежные СМИ узурпировали право на правду
«На примере СМИ можно удостовериться, какое колоссальное значение имеет сегодня информация. В аналитических программах всегда преподносятся новости, делаются ссылки на разные источники, как на электронные СМИ, так и печатные. Но сейчас развелось «писак», неформальных людей, связанных с зарубежными СМИ и разведывательными центрами. Очень много ресурсов, которые формируют искаженное общественное мнение, навязывается свое видение ситуации. При этом потребители информации выбирают определенные СМИ, которым доверяют», – сказал он.
Информационная война может носить различный характер, в зависимости от сложившихся обстоятельств, но она никогда не прекращалась и не прекратится.
«Сегодня информационная война на Западе носит классовый характер. Западные страны ополчились против России, и все действия РФ оцениваются отрицательно. Чтобы создать негативный образ России на Западе умалчивают о положительных процессах в стране, и только российские информационные службы прорывают блокаду. Западные правящие круги скрывают от своего населения новости, даже о забастовках и митингах, организованных в Париже, Лондоне, Германии, Италии, и только через российские СМИ люди получают достоверные сведения. Не говоря уже об освещении СВО и противостоянии России и НАТО.
Правильно говорил Бисмарк: «Больше всего врут до выборов, во время войны и после охоты». Посмотрите, сколько лжи в информационном поле. Зарубежные СМИ узурпировали право на правду. И если сравнивать события в РЮО и на Украине, то война на Украине отличается от войны в Южной Осетии лишь примитивным техническим оснащением», – отметил он.
Карандаш, блокнот и телефон – главное оружие в информационной войне
Кочиев напомнил, что в Юж-ной Осетии во время войны еще не было интернета, только ретро-телефоны, особенно в 90-е гг.
«Когда мы купили ксерокс и факс, радовались как дети. Для информирования наших граждан о ситуации в республике мы использовали доступные средства массовой информации и передавали новости два раза в день. Кроме того, сотрудники Министерства информации и печати (тогда ведомство было министерством) ежедневно три раза собирали сведения о происходящих событиях и факсом передавали российским и зарубежным СМИ. Это способствовало тому, что информационную войну с Грузией мы выиграли. А оценку нашей работе, как это ни странно, дал президент Грузии Э. Шеварднадзе на митинге беженцев из Южной Осетии. Он так и сказал: «К сожалению, информационную войну с Южной Осетией мы проиграли». Благодаря усилиям сотрудников нашего ведомства и общественности, которая нам бескорыстно помогала, удалось тогда прорвать информационную блокаду», – вспоминает он.
Кочиев рассказал, что более 2500 журналистов из 53 стран мира побывали в Южной Осетии в 90-е годы, многие из них приезжали по два и более раз. И всем представителям масс-медиа предоставляли достоверную информацию из первых уст. Ведь одно дело – услышать информацию, и совсем иное – увидеть происходящее своими глазами. Поэтому приглашали представителей СМИ из других стран, которые, естественно, уже подавали информацию в ином, объективном ракурсе.
«Работали сотрудники иногда целыми сутками. Архивариус Министерства Алексей Маргиев собирал информацию о происходящих событиях, из них он составил более 30 объемистых томов. Наши работники дежурили в больнице, принимали раненых и погибших, с места событий писали материалы. В министерстве новости обрабатывали и пересылали в информационные агентства за пределы республики. Мы давали информацию о том, сколько сожженных осетинских сел и разграбленных деревень, сколько людей убито или похищено. Благодаря работникам СМИ все эти и другие вопросы полноценно освещались в республике. Вот таким образом, рутинным путем, не имея никаких технических средств мы выиграли тогда информационную войну, просто карандаш, ручка, блокнот и междугородний телефон…», – поделился он.
Позже по инициативе Батрадза Харебова было образовано ИА «Рес». Агентство под его руководством работало при министерстве и оперативно распространяло информацию. ИА «Рес» на сегодня – одно из ведущих СМИ в республике.
«Правда пробивает путь не сама по себе, поскольку она беззащитна, а посредством людей, которые работают и заинтересованы в этом. Сегодня республиканские СМИ не опускают планку. Я постоянно читаю газеты «Южная Осетия», «Республика» и «Хурзарин». Там есть очень много работников, которым я искренне верю и всегда с интересом читаю новостные заметки, статьи, очерки», – сказал он.
Кочиев выразил уверенность, что печатные СМИ в прошлое не уйдут никогда. В обществе, по его словам, сложился неформальный «круг друзей» печатных газет. Они читают материалы тех корреспондентов, которым верят.
«И это говорит о заинтересованности в СМИ. Иногда говорят, что газеты уходят в прошлое, так говорили и о книгах… Но как газета может уйти в прошлое? Никак. Печатные издания не заменят электронными версиями, это совершенно другое, они превратились в материальный фактор. Когда ты ощущаешь в руках бумагу, получаешь удовольствие. Прочитанное в книге и в газете надолго западает в душу.
Однако отмечу, что уровень журналистов в республиканских СМИ разный. Зависит не только от квалификации и опыта работы, но и от заинтересованности журналиста. Когда человек верит в то, о чем пишет, это увлекает читателей, а если материал заказной или по долгу службы, он никому не интересен. Читатель всегда «считывает» небрежность и незаинтересованность самого автора в материале. В свое время О. Уайльд писал: «В наше время книги писали писатели, а читали – читатели. Сейчас их пишут читатели и не читает никто». Вот и в журналистике так. Есть журналисты, которым ты веришь и их хочется читать, а есть и противоположные им», – констатировал наш собеседник.
Экс-министр отметил, что уровень и содержание информационных ресурсов во многом зависит от руководителей и от ведомств, которые курируют их. Поэтому у каждого СМИ в республике есть свой электорат, свои почитатели, в том числе у местного телевидения и радио.
«В СМИ всегда происходит естественная селекция. Люди, которые попадают в журналистику не по зову сердца, не приживаются, «отсеиваются» сами или становятся нечитабельными, то есть творчески «умирают». Остаются только сотрудники, которые «горят» своей работой. Естественный отбор сильно ощущается в журналистике, и благодаря этому мы читаем глубокие и тонкие мысли журналистов, которые формируют сегодня информационное поле в республике», – подчеркнул он.
Станислав Кочиев поздравил всех ветеранов и представителей СМИ с профессиональным праздником.
«Держитесь за правду. И пусть у вас всегда хватает сил отстаивать и доказывать свою точку зрения, и не важно, перед кем, перед представителями власти или перед читателями. Главный ваш судья – это народ, и важно, чтобы он вас любил и читал», – заключил он.
Мадина БЯЗРОВА