Это было поистине героическое решение

З1 год прошёл со Дня принятия Акта о провозглашении независимости

В разгар военной агрессии Грузии против Южной Осетии 29 мая 1992 года Верховный Совет РЮО решился на судьбоносный шаг на пути становления государственности и принял Акт независимости. Серьезному историческому шагу законодателей предшествовали перманентные боевые действия, террор, этническая чистка, экономическая и информационная блокада со стороны Грузии.
Мы попросили рассказать об истории этого серьезного политического шага и значимости документа общественно-политического деятеля, депутата парламента I созыва Юрия Дзиццойты, и депутата нынешнего созыва Елену Джиоеву.

Депутаты I созыва все делали поэтапно и в соответствии с законом

«Акт провозглашения независимости РЮО принимался в тяжелейших условиях. Важно, что если бы мы не приняли Акт, а перед этим референдумы, то очевидно, что сегодня бы Южной Осетии не было. Южная Осетия выжила только благодаря тому, что народ консолидировался, а консолидироваться он мог только вокруг идеи независимости. Народ Южной Осетии боролся за свою независимость», – сказал Юрий Дзиццойты.
По словам Юрия Альберто-вича, Советский Союз разваливался и мнение автономных образований в расчет никто не брал. Надо было что-то предпринимать.
«Грузия решила отделиться, а Южная Осетия, которая тогда была автономной областью в составе ГССР, могла остаться в Грузии. И в этих условиях мы сами были вынуждены искать лазейки, и нашли. По законодательству СССР Южная Осетия как автономное формирование в составе союзной республики (ГССР), имело юридическое право решать, в составе какого государства ей остаться. Согласно закону от 4 апреля 1990 года о порядке выхода союзных республик из состава СССР, каждое автономное формирование союзных республик решало этот вопрос самостоятельно. Вторым подпунктом закона было, что и районы республик, в которых компактно проживали представители других национальностей, например, в Грузии это армяне, азербайджанцы и т.д., тоже имели право провести референдум. Армяне хотели провести референдум, но им не позволили.
Когда Южная Осетия решила провести референдум, на нас стали давить с разных сторон – Москва, Владикавказ… Но мы четко давали понять, что референдум состоится. Южная Осетия приняла участие в референдуме по сохранению СССР 17 марта 1991 года. Грузия в этом референдуме не участвовала. Мы провели референдум в строгом соответствии с упомянутым законом», – поделился ученый воспоминаниями.
Дзиццойты считает, что если бы Южная Осетия тогда не успела провести референдумы 17 марта 1991 года и 19 января 1992 года, в политическом плане она оказалась бы банкротом. Верховный Совет действовал строго в рамках принятого перед развалом Советского Союза закона. Нужно было провести два референдума. Но надо было подтвердить решение уже проведенного референдума по сохранению СССР, и мы смогли организовать и провести плебисцит о независимости Южной Осетии и вхождении ее в состав России. А после, на основании референдума от 19 января 1992 года, Южная Осетия должна была принять Акт о государственной независимости до того, как Грузию признали и приняли в состав ООН, иначе референдум бы утратил свою силу. Грузия отказалась проводить референдум по сохранению СССР на своей территории, и спустя пару недель провела референдум по независимости Грузии.
«20 мая случилась Зарская трагедия, после которой отношение к Южной Осетии резко изменилось в Москве, во Владикавказе и даже в самом Тбилиси. Никто из них не ожидал, что формально правящие на тот период грузинские националисты способны на такой варварский акт. После такой трагедии ждать больше не было смысла. Мы созвали Верховный Совет и приняли Акт провозглашения независимости, о чем поставили в известность Россию, Грузию и все страны мира. Так на политической карте мира появилось новое государство. Мы заявили об этом. Депутаты I созыва все делали в соответствии с законом и поэтапно.
Признание 26 августа Россией и рядом других стран – это уже следующий этап. Думаю, что и сейчас Южную Осетию еще признают некоторые страны, учитывая происходящее на Украине. Например, Беларусь», – считает наш собеседник.
31 марта 1991 года Грузия провела референдум по вопросу выхода из состава СССР. В нем Южная Осетия не участвовала. После распада СССР, Южная Осетия высказала свое стремление к воссоединению с Россией. 20 июня 1990 года Верховный Совет Грузии принял постановление о восстановлении государственной независимости и о признании недействительными всех законодательных актов, принятых в ГССР. Декрет №2 от 1922 г. о вхождении Южной Осетии в состав Грузии был признан Верховным Советом Грузии недействительным. Ведь Южная Осетия оказалась в составе ГССР по советскому законодательству.

Путь становления РЮО

Председатель парламентского Комитета по бюджету и налогам Елена Джиоева подчеркнула, что становление нашего государства ознаменовано важнейшим, знаковым событием – провозглашением независимости 29 мая 1992 года.

Это решение, принятое фактически под звуки рвущихся снарядов, явилось поворотным и определило дальнейший путь развития нашей республики, положив ей начало как независимому государству. Депутаты Верховного Совета первого созыва, движимые решимостью и твёрдым намерением спасти свой народ и Республику, пошли на исторически значимый шаг – принятие Акта о независимости.
«Считаю, что это было поистине героическое решение, подвиг. В условиях военного положения и колоссального давления суметь разработать и принять такой фундаментальный документ, заложивший основы нашего суверенитета и однозначно определивший дальнейший путь становления и развития нашей государственности – это, безусловно, выдающееся событие для нашей страны.
Я от всего сердца хочу поздравить всех своих соотечественников, всех граждан Республики Южная Осетия с этим знаменательным днем! Пусть наше молодое государство, движимое незыблемыми ценностями достоинства и доблести, сохраняя стойкость и силу духа, неотступно движется к стабильности и процветанию.
С праздником, дорогие соотечественники! С Днем принятия Акта о независимости Республики Южная Осетия!», – заключила Елена Джиоева.

Мадина БЯЗРОВА