В Южной Осетии продолжается масштабная работа по улучшению и развитию автодорожной инфраструктуры. Преображаются городские улицы, прокладываются дороги в отдаленные районы республики.
В воскресенье, 15 октября, люди, которые создают условия для комфортного и безопасного передвижения по дорогам, отметят свой профессиональный праздник. О том, с какими результатами встречают очередной праздник и как дорожники выполняют поставленные перед ними задачи, в интервью газете «ЮО» рассказал председатель Комитета по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Алан Габараев.
– Алан Георгиевич, расскажите о проделанной в этом году работе. Какие мероприятия проводятся в настоящее время?
– Наше ведомство занимается содержанием дорог республиканского значения и южной части Транскама. Также в рамках Инвестпрограммы содей-ствия социально-экономичес-кому развитию РЮО выполняем капремонт и строительство дорог.
Почти все запланированные на год мероприятия вошли в завершающую стадию. Начнем со строительства нового автомобильного моста на трассе Цхинвал-Дзау, который позволит минимизировать риск аварий. Всем известно, что участок Транскама с подъемом и изгибом возле микрорайона «Северный» являлся аварийным. Здесь не раз происходили дорожно-тран-спортные происшествия. По поручению Президента Алана Гаглоева РГУП «ЮгОсетИнвест-Строй» проложили дорогу по прямой линии и построили новый мост рядом с существующим с целью обеспечения безопасности. Осталось уложить асфальт и установить барьерные ограждения. Вместо прежних 7 метров ширина моста будет 12. Видимость на этом участке была нулевая, встречные автомобили могли видеть друг друга только въезжая на мост. Теперь же водители смогут замечать друг друга за 200-300 метров.
Также по поручению Президента Алана Гаглоева укладываем асфальт протяженностью 1,5 километра к горнолыжному курорту в с. Цон.
На стадии завершения благоустройство девяти городских улиц (Мичурина, Кавказская, переулок Сталина, Медведева, Путина, Гагарина, Козаева, Буша и Икаева), которая осуществляется в рамках Инвестпрограммы. На ул. Козаева есть технические сложности, они немного затянули процесс. Но и эта улица в скором времени будет благоустроена.
Ремонт улиц идет с опережением графика.
В микрорайоне «Московский» за счет средств подрядчика – «ЮгоСетИнвестСтрой» – выполнены отдельные работы по поручению главы государства Алана Гаглоева. В частности, сделана парковочная зона перед школой и детсадом, расширена проезжая часть на четыре метра. Также по заданию президента планируется асфальтирование ул. Защитников Отечества, она не попала в Инвест-программу.
Подходит к концу реконст-рукция противолавинной галереи в с. Рук. Она выполняется в осетинском национальном стиле. Заканчивается возведение второй башни у входа. Галерею украсит надпись «Государство Алания – Ирыстон».
– Как ведется ремонт дороги Ерцо – Синагур?
– Работы по реконструкции этого участка дороги проходят в три этапа и будут завершены в следующем году. Сейчас идет реконструкция и строительство мостов. Продолжили возведение бетонных подпорных стен. Ширина дороги увеличена, теперь составляет 12 метров. Участок дороги от с. Ерцо до с. Цон полностью заасфальтировали, на этом отрезке осталось закончить мелкие работы. Уложено 4,5 километра асфальта, еще 6 километров готовятся под асфальт. Уже в этом году жители сел Теделет, Синагур и Карзман будут ездить по хорошей дороге.
– А что скажете о Транскавказской автомагистрали? Дорога жизни преобразилась, это отмечают жители республики, ведь каждому человеку приятно ездить по чистой и ровной трассе.
– Состояние дороги, соединяющей Южную Осетию с Россией, улучшилось. В этом году по заданию главы государства дорожники выполнили большой объем работ по ремонту Транскама. Изношенные участки покрыли асфальтом. Выполнены работы по укреплению обочин и замене парапетов. Нанесена трехсторонняя дорожная разметка, она хорошо видна в темное время суток. За последние 8-10 лет на Транскаме не было сделано столько, сколько за текущий год. Полностью новый асфальт уложили на 22 км трассы. Отремонтирован проблемный участок в с. Хвце, там провалился асфальт.
– Подведомственное Комитету предприятие «ЮгоСет-ИнвестСтрой» занимается строительством моста в Цхинвале. На объекте возникали проблемы, удастся ли к концу года выполнить запланированный объем работ?
– Темпы работ по строительству мостового перехода повысились благодаря буровой установке, которую недавно доставили в Цхинвал. С помощью этой спецтехники устройство свайных фундаментов опор моста завершится в срок.
Новая установка активно работает. Недавно произошел сбой, но сейчас оборудование в исправном состоянии. Главное – завершить строительство несущего каркаса моста. Для верхней части моста материал готов, он находится на месте, в том числе 22-метровые плиты. Можем спокойно работать и при минусовой температуре благодаря специальным добавкам к бетону. Постараемся, чтобы уже через несколько месяцев мост начал функционировать для пешеходов.
– В прошлом году состав Комитета пополнил завод строительных материалов. Каково его состояние, как работает?
– Сегодня на заводе трудятся 20 человек. В прошлом году назначили нового директора, который сделал немало для того, чтобы выправить плачевное состояние предприятия. Завод выпускает качественную продукцию: бордюр, два вида брусчатки – «старый город» и обычную, строительный и фундаментный блок, железобетонные опоры для ЛЭП.
– Какова материально-техническая оснащенность дорожной службы, хватает ли специалистов?
– Когда меня назначили руководителем Комавтодора, я застал хороший, трудоспособный коллектив. Специалистов у нас хватает. Все они квалифицированные профессионалы. Знают и любят свою работу. А вот с техникой есть определенные сложности. Не хватает катков, асфальтоукладчиков. Мы смогли приобрести тракторы и камазы, карьерные экскаваторы, но асфальтоукладчик стоит гораздо дороже, около 30 млн. рублей. Ощущаем острую нехватку в КДМ для зимнего содержания дорог. Без них сложно работать, у нас таких машин всего единицы, это очень мало, что зачастую усложняет работу. Российские коллеги пообещали помочь с приобретением техники.
В сезон дорожная служба привлекает к ремонтно-строи-тельным работам в общей сложности около 400 человек – сотрудников ГУП «ЮгоСетИнвестСтрой» и Комитета, и приблизительно 80-90 человек наемных рабочих.
– Как идет подготовка к зиме?
– К зимнему содержанию автодорог подойдем в полной готовности. В год нам необходимо 4-5 тысяч кубов песка и 400 тонн соли. Особое внимание уделяется жизненно важной Транскавказской автомагистрали, которая на сегодня является единственной транспортной артерией, связывающей республику с Россией. В с. Рук расположена одна из наших баз, где работники несут круглосуточное дежурство, чтобы оперативно реагировать на снегопады, оползни.
– Какие планы наметили на следующий год?
– Завершить реконструкцию дороги Ерцо-Синагур, благоустроить еще 9-10 столичных улиц, довести до конца строительство проблемных участков на Транскаме (от с. Хвце), продолжить асфальтирование районных дорог, выполнить другие мероприятия. Дорожники ежедневно проводят «невидимую» работу: косят траву, расчищают обочины и кюветы, а также трассу во время камнепадов, оползней, следят за чистотой на дорогах.
– Что хотели бы пожелать своим сотрудникам и ветеранам дорожного хозяйства накануне профессионального праздника?
– Прежде всего хочу пожелать коллегам удачи, чтобы беда обходила их стороной. Профессия дорожника сопряжена с высокой ответственностью и риском. Желаю всем крепкого здоровья, мира и благополучия, чтобы мы все жили в спокойной и процветающей республике! Со своей стороны будем стараться и дальше улучшать состояние дорог, качественно выполнять свою работу во благо Южной Осетии.
Зарина КАЧМАЗОВА