«Абрамсы» на пути транзита, или новая дилемма для Тбилиси

Экспансия США на Южном Кавказе, несколько замедлившаяся после поражения Грузии в августовской войне против Южной Осетии, вновь набирает обороты. 2015 год в этом аспекте обозначил новые угрозы для сложившегося в регионе баланса сил. Речь в данном случае идет о начале функционирования учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии, превратившегося в масштабный проект и проведение первых учений с использованием американской бронетехники. В мае прошлого года на военной базе Вазиани близ Тбилиси прошли грузино-американские военные учения «Достойный партнер»-2015, целью которых являлось укрепление сотрудничества между военными Грузии и США. В них приняло участие 400 грузинских и более 200 американских военных, специально для прошлогодних учений в Грузию была доставлена американская тяжелая военная техника – 14 боевых машин пехоты «Брэдли», машины по обеспечению логистики, а также предназначенное для учений снаряжение.

В этом году американцы решили пойти дальше – в учениях 2016 года, которые также запланированы на май, примут участие уже американские танки «Aбрамс», морская пехота и военнослужащие американских механизированных подразделений. Масштабы намеченных учений, судя по заявлениям министра обороны Грузии Тинатин Хидашели, будут заметно больше прошлогодних. По данным грузинских СМИ, грузинская сторона уже получила 70 тонн военного груза из США.

Как заявила Хидашели, танки «Aбрамс» появятся в Грузии не для демонстрации силы, а для доказательства того, что страна не одинока. «Нашей задачей является довести ситуацию в стране до той кондиции, чтобы, будь это человек или любое государство, прежде чем принять какое-либо неправильное решение, задумался бы дважды…», – заявила Хидашели.

Одним из элементов учений будет решение задачи оперативной доставки в случае необходимости в Грузию американских военных и техники. Техника снова придет морем через Болгарию, вопрос логистики военных будет отрабатываться, чтобы определить, как это сделать оперативно в случае «агрессии» против Грузии, пояснила Тинатин Хидашели. Однако, несмотря на декларируемые оборонительные цели учений, простое сопоставление фактов указывает на иные намерения их организаторов. Танки и боевые машины пехоты представляют собой, прежде всего наступательные вооружения и акцент на их использование раскрывает истинную подоплеку проводимых второй год учений.

Беспрецедентность подобных учений отмечают и другие грузинские политики. Так, по словам председателя комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Ираклия Сесиашвили, «факт доставки в Грузию американской военной техники очень важен. В Грузии состоятся беспрецедентные учения. Это и политически важно, и хорошая практика для наших военных – овладеть навыками работы с американской, натовской техникой», – заявил он. При этом глава комитета воздержался отвечать на вопрос, оставят ли после учений американцы эти танки в Грузии и в каком количестве будут доставлены в страну «Абрамсы». И это не случайно, по данным ряда грузинских СМИ, не исключено, что после учений США передадут «Абрамсы» грузинской армии.

Для грузинской армии такие учения важны еще и тем, что помогают преодолеть откровенные провалы в ходе предыдущих программ подготовки вооруженных сил. Тогда по сути, грузинских военнослужащих больше готовили как колониальных стрелков для выполнения охранно-патрульных функций в Афганистане и Ираке, что исключает развития навыков управления войсками при крупномасштабных военных действиях, когда в реальных боевых условиях необходимо организовывать взаимодействие больших масс войск и техники. Именно это обстоятельство не в последнюю очередь привело к дезорганизации и нарушению управления грузинских войск в августе 2008 года.

Между тем, стимулирование нового витка милитаризации Грузии является неприкрытой попыткой спровоцировать рост напряженности и гонку вооружений в Кавказском регионе. На фоне подобных провокаций, призывы нового грузинского премьера Георгия Квирикашвили к России «уважать территориальную целостность и суверенитет Грузии», выглядят, по меньшей мере, неуместно. Лучшим залогом сохранения суверенитета Грузии и территориальной целостности в реально существующих границах, может стать проведение взвешенной, сбалансированной политики, исключающей спекулирование на противоречиях геополитических игроков. Однозначный переход Грузии в антироссийский лагерь под внешним управлением западных «ястребов», всегда сопровождался ускорением процессов фрагментации этой республики с откровенно слабой государственностью.

Совершенно ясно, что появление «Абрамсов» в 50 километрах от российской военной базы в Южной Осетии не может быть воспринято Россией как акт дружественной политики со стороны официального Тбилиси. При этом, речь разумеется, не идет о реальном боевом потенциале американской бронетехники. Слава «Абрамсов» была развенчана еще в Ираке, а нынешняя кампания против повстанцев-хуситов в Йемене со стороны коалиции арабских стран во главе с Саудовской Аравией, окончательно добила репутацию американских танков. Многочисленные видеоролики наглядно демонстрируют, как с помощью далеко не новых, еще советских противотанковых средств хуситы сносят башни «Абрамсов», поставляемых саудитам Соединенными Штатами.

Параллельно с наращиванием взаимодействия американских и грузинских военных, активные контакты поддерживаются между политическими кругами Грузии и НАТО. В ходе пребывания на полях форума в Давосе, свежеиспеченный грузинский премьер Квирикашвили провел встречу с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, с которым обсудил вопросы, касающиеся предстоящего в Варшаве саммита НАТО, а также намеченной на февраль министерской встрече глав оборонных ведомств и заседания комиссии НАТО – Грузия.

Другой составляющей антироссийской экспансии на Южном Кавказе со стороны США и их союзников, стала усиленная поддержка транзитных транспортных и энергетических коридоров в обход России.

Режим Эрдогана, окончательно рассорившийся с Россией после сбитого российского бомбардировщика, особое внимание стал уделять функционированию действующих и вводу в строй строящихся транзитных коммуникаций, призванных нивелировать влияние России в мировой энергетической политике.

Стратегическое значение трубопроводных и других транспортных коридоров в обход России, обсуждалось и в ходе последнего заседания глав МИД стран ГУАМ, включающей Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову.

Главное внимание в транзитной войне против России уделяется Южному газовому коридору. Этот проект является расширением Южнокавказского газопровода по линии Баку – Тбилиси – Эрзурум, включая постройку Трансанатолийского газопровода (TANAP) через Азербайджан, Грузию и Турцию с выходом на Европу.

Проект поддерживается Евросоюзом, в последнее время ведутся переговоры между Брюсселем и Ашхабадом о присоединении к Южному газовому коридору Туркменистана. Ввод в действие Южного газового коридора запланирован на 2018-2019 годы.

Помимо Южного газового коридора, создание которого подчинено цели уменьшения доли российского газа на рынках Турции и Европы, планируется открытие железнодорожно-автомобильного коридора Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс с паромными выходами через Грузию на Молдову и Украину, а также через Турцию на Балканы.

Особое значение в Грузии придают началу функционирования большого транзитного проекта, получившему название нового «Шелкового пути». Первый поезд по данному транспортному коридору прошел через территорию Грузии в декабре 2015 года, доставив груз из Китая в Турцию. Это событие по грузинской традиции, было отмечено с большой помпой. Сама идея восстановления исторического «Великого Шелкового пути» – маршрута, когда-то связывающего Азию с Европой, принадлежит Китаю. Транспортировка грузов по новому «Шелковому пути» из Китая в Турцию через территорию Казахстана, Азербайджана и Грузии требует значительно меньше времени – около 10-15 дней, тогда как при использовании альтернативного чисто морского маршрута затрачивается втрое больше времени.

Эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили считает, что Грузия стремится сформироваться в качестве одного из значительных компонентов коридора, соединяющего Запад и Восток, что в свою очередь, будет способствовать росту интереса к Грузии со стороны глобальных игроков. «Компонентами этой функции были газопровод и нефтепровод, проходящие через Грузию, а теперь если к ним добавится и сухопутная перевозка контейнеров, то это повлияет на рост интереса к Грузии, что, бесспорно, будет положительным результатом», – полагает Хухашвили.

Антироссийский акцент этому транспортному коридору придало присоединение Украины. 14 января Украина, Азербайджан, Казахстан и Грузия подписали в Баку протокол об установлении льготных тарифов на грузоперевозки по этому пути. 15-го января из Ильичевского морского порта в Одесской области по маршруту: Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай был запущен первый экспериментальный рейс, который включает как железнодорожные участки, так и паромные переправы Черного и Каспийского морей. 20 января первые транзитные грузы из Украины уже прибыли в порт Поти.

В церемонии запуска первого грузового поезда, состоящего из двадцати вагонов, приняли участие высокопоставленные украинские чиновники, и кто бы сомневался – новый Одесский губернатор Михаил Саакашвили, который не упустил такую возможность произнести очередной антироссийский спич.

Самое интересное, что по признанию премьера Украины Арсения Яценюка стоимость транзита украинских товаров в Казахстан в обход России будет выше той, которая была при прохождении территории РФ. Но, похоже, назло российскому кондуктору, украинцы вместе с Саакашвили решили пойти, что называется паромом. Говоря в интервью о перспективах, которые открываются перед Одесским портом, Саакашвили забыл упомянуть о своих личных выгодах и дивидендах кураторов очередного пиар-проекта с его участием, которые появятся в результате контроля над Одесским портом. Примечательно, что в данном случае экс-президент Грузии действует по испытанной схеме. Точно так же как и сейчас в Одессе, при начале своего правления в Грузии «розовый» Миша объявил войну контрабанде, вылившуюся в начало возобновления боевых действий в Южной Осетии в 2004 году. Однако на практике борьба с контрабандой представляла собой вытеснение мелких участников этого процесса и тотальную монополизацию контрабандных потоков. Теперь полученные навыки ускоренной концентрации контрабанды в отдельно взятые руки, Саакашвили пытается применить в Одесской области, правда, здесь он столкнулся с сопротивлением куда более серьезных игроков, нежели в Грузии в 2004 году, где он без труда оттеснил «смотрящих», назначенных при Шеварднадзе. На Украине же ему противостоят люди Коломойского с вооруженными до зубов националистическими батальонами и метатель стаканов Аваков. Если при помощи вашингтонских кураторов Саакашвили все же удастся справиться со своими противниками, тогда все потоки контрабанды через Одесский порт будут сконцентрированы в его руках. С учетом нового маршрута украинских грузов в обход России, под контролем прыткого одесского губернатора и его американских патронов, включая посла США на Украине, окажутся действительно огромные потоки, это тебе не грузовики с ширпотребом и продуктами, следующие из Одессы в Тирасполь. Другое дело, что для самой Украины это действительно станет кошмаром.

Для Грузии же запуск новых транзитных коридоров, наряду с новыми возможностями, ставит сложную дилемму. Общеизвестно, что функционирование подобных коридоров требует поддержания внешнеполитической и внутриполитической стабильности. Между тем, развитие натовской инфраструктуры вкупе с наращиванием американского военного присутствия на территории этой республики могут привести к дестабилизации региона и поставить крест на радужных планах нынешних грузинских властей.

А. ТЕДЕЕВ