Южная Осетия должна сама зарабатывать и планировать свое социально-экономическое развитие, – Анатолий Бибилов

Об основных перспективах развития Южной Осетии, разрешении внутриполитического кризиса между правительством и парламентом, о «растаможке» автомобилей с югоосетинскими номерами, развитии туризма, сельского хозяйства и социально – экономической сферы, о возможном включении республики в состав России и дальнейшем признании независимости в беседе с корреспондентом «15-го Региона» рассказал президент Южной Осетии Анатолий Бибилов.

– Анатолий Ильич, какие цели и задачи вы ставите в развитии республики на ближайшую перспективу?
– Цели и задачи любого руководителя государства определены конституцией и волей народа. Самые основные направления – социально-экономическое развитие, от которого зависит качество жизни граждан, а также обеспечение безопасности, военная составляющая. В целом, по безопасности все понятно. Россия является ее гарантом, здесь находится большое количество российских военных и наше оборонное ведомство взаимодействует с ними в полной мере. Что касается социально–экономического развития, мы привлекаем инвесторов, которым интересна Южная Осетия. Например: предприятие по выращиванию яблок «Южный сад», и винодельный завод, экспортирующий большое количество продукции. Важная социальная составляющая – уровень дохода населения: заработная плата, выплаты социально уязвимым слоям населения – пенсионеры, инвалиды, дети из неполных семей. Они должны получать их на уровне СКФО. Над всем этим работаем в ежедневном режиме.
– В 2020 г. была успешно реализована Инвестпрограмма содействия социально-эконо-мическому развитию Южной Осетии. Продолжается ли она в текущем году, какие мероприятия и по каким пунктам реализовываются, и будет ли она продолжена в последующие годы?
-Инвестиционная программа есть. Программа утверждается на три года вперед, с ежегодными корректировками. За последние четыре года выполнение Инвестпрограммы у нас составило 100%. Мы этим гордимся потому, что Инвестпрограмма, в первую очередь, включает объекты социального характера: детские сады и школы, инженерная инфраструктура, дороги. Она реализовывается по направлениям, которые существенно влияют на качество жизни людей. Целые десятилетия в Цхинвале были проблемы с обеспечением водой, и в этом году, благодаря программе и построенному новому водоводу, проблему удалось устранить. Дебит воды увеличился на 15 тысяч тонн. Сегодня, если есть где-то подобные проблемы, то они минимизированы. По программе построена и школа №3 в Цхинвале, которая начала функционировать с сентября. Красивый объект, просторные классы, обеспечен всем необходимым. Что касается дорог, то последние годы мы ежедневно ремонтируем от 10 до 15 улиц. Ремонт включает полную замену подземных коммуникаций. Это огромный объем работ и, конечно, без Инвестпрограммы было бы тяжело говорить о каких-то серьезных успехах, которые, несомненно, в республике есть. Сейчас программа заканчивается, но на следующие три года план уже готов. На межправкомиссии будем обсуждать, утверждать и реализовывать его на объектах, внесенных в проект.
– В этом году должны были начаться работы по газификации районов. На какой стадии вопрос, и к какому сроку планируется завершить?
– Вопрос о газификации Южной Осетии ставился давно. К сожалению, определенная накладка была, но работа в этом направлении идет, понимание необходимости газифицировать республику и ее районы есть. Сформирован весь пакет документов, все договоренности и обязательства, которые были с нашей стороны – выполнены. Мы с коллегами из Газпрома схематично все рассмотрели, утвердили, и вопрос должен быть решен в ближайшее время.
– В какие сроки завершатся работы по строительству резервной ЛЭП?
– Бесперебойная подача электроэнергии – еще один вопрос, который не решался на протяжении долгого времени. В Южной Осетии практически каждый год в зимний период, из-за природных условий, в частности, сильных снегопадов, бывают аварии по основной линии электропередачи, которая проходит через Кавказский хребет. Нельзя не поблагодарить российских коллег, которые прониклись проблемой и поддержали строительство резервной ЛЭП. Это серьезный шаг по обеспечению энергетической безопасности Южной Осетии. Работы, которые сегодня ведутся, очень тяжелые, т.к. необходимо проложить тоннель для проведения кабеля. С южной стороны работы уже завершены, строители начинают протягивать кабель. Со стороны северного портала Рукского тоннеля работы тоже находятся на этапе завершения, остался небольшой участок. До конца октября все работы по строительству должны быть завершены, и резервная линия электропередачи будет подключена. Проблемы с перебоями электроэнергии останутся в прошлом.
– Насколько активно развивается туризм в Южной Осетии, какие мероприятия по увеличению туристического потока запланированы?
– Развитие туризма требует больших вложений. Туризм – это не просто приезд туриста, а обеспечение его всем необходимым, в т.ч. инфраструктурой с разработанными маршрутами. У нас пока туризм не развивается так, как хотелось бы, но туристов все равно становится с каждым годом больше. Этому способствуют и новые дороги внутри республики, и новая современная гостиница в центре Цхинвала. Разработан и передан туристическим агентствам путеводитель по Южной Осетии, который знакомит жителей зарубежья с тем, что имеет наша республика. Конечно, посещению нашей республики способствует и программа кешбэка, которая действует по России, она здорово помогает Южной Осетии. Люди, приезжая в Северную Осетию, начинают интересоваться и Южной, знакомятся с республикой, что не может нас не радовать. К сожалению, мы пока не можем утверждать, что у нас есть мобилизованные финансовые средства на развитие туризма, но есть желание, стремление и видение, и все это мы будем воплощать в жизнь. И у нас есть люди, работающие на энтузиазме в туризме, и нельзя не отметить одного из них – Гурама Карсанова, который является лицом Южной Осетии в этом направлении.
– Одно из приоритетных направлений – сельское хозяйство. Экспортируете ли вы сельхозпродукцию, куда и в каком объеме?
– Главная задача, которая стоит перед нами – обеспечение внутреннего рынка собственной сельхозпродукцией. В этом направлении идет серьезная работа. Мы приняли закон, по которому не менее 2% от собственных доходов мы направляем на развитие малого и среднего предпринимательства и выделено в этом году на эту сферу 50 млн рублей, а за годы работы закона – более 100 млн, что является серьезным импульсом для развития. Люди начали пополнять рынок. Активную работу ведет предприятие по выращиванию яблок «Южный сад». Его площади увеличиваются с каждым годом и в планах довести сады до 500 гектаров. За пределы республики вывезено около 300 тонн продукции. Винодельный завод поставил в прошлом году в торговые сети России около 400 тыс. бутылок. Сейчас мы прорабатываем вопрос, чтобы экспортировать товары и в другие страны, в частности, в Беларусь. Мы на экспорт отправляем воду, вино, фрукты. Через определенное время планируется экспортировать и грецкий орех.
– В рамках ПМЭФ прозвучала информация, что власти Южной Осетии совместно с Россией разрабатывают программу экономического развития республики, где акцент будет сделан на аграрном секторе. Что включает в себя проект и как будет реализовываться?
– Программа уже готова, сегодня она на стадии обсуждения между нашими специалистами и их российскими коллегами. Она включает в себя все вышеуказанные мероприятия, направленные на улучшение экономической сферы. В октябре мы уже будем видеть, какое приоритетное направление развивать в рамках этой программы. Мы понимаем, республика должна сама зарабатывать деньги и планировать свое социально-экономическое развитие.
– Дело о смерти Джабиева, да и в принципе произошедшие за последнее время события, спровоцировали внутриполитический кризис и в работе правительства, и парламента. По сей день проходит информация, что «парламент не смог рассмотреть вопрос…», «парламент перенес сессию». Какое видение этой ситуации у вас, как проблема будет разрешаться, и в целом, чего ждать от законодательной и исполнительной органов власти.
– Нельзя говорить, что парламент полностью не работает или все депутаты объявляют бойкоты. На самом деле это не так. Но тем не менее, у части депутатов интерес не в том, чтобы наладить какую-то конструктивную работу, а в том, чтобы раскачать ситуацию на ровном месте. В республике действительно случилась трагедия – смерть Джабиева, и этот момент был использован для политических манипуляций, вместо того, чтобы разобраться, что же случилось, как так вышло, кто виноват. Нельзя такие трагические моменты превращать в политические требования. Большинство депутатов – патриоты, они тут живут, и не меньше других переживают, но останавливать работу правительства и парламента – недопустимо. У нас была ситуация, когда мы не могли принять бюджет и даже то, что люди не могли получить зарплату, не остановило некоторых от бойкота. Опять-таки, каждый политик делает шаги, которые считает нужными. Я не раз вспоминаю слова Черчилля: «Государственный деятель думает о будущем страны, политик – о будущих выборах». Выборы будут и люди сделают свой выбор, но делать шаги, которые направлены не на стабилизацию, а на дестабилизацию положения, народ никому не позволит. Проблемы были и будут всегда, они есть в любом государстве, главное – как общество воспринимает эти проблемы, и как руководство решает их. Если совершено преступление – есть следственные органы и суд, которые должны определять степень вины каждого человека, а набирать на этом политические очки, мягко говоря, неправильно. Работа между парламентом и правительством будет вестись без сомнений, достаточно депутатов, которые ответственны перед республикой, перед народом, и в этом плане я проблем не вижу.
– Вы заявили о необходимости конституционной реформы. Как и в какие сроки будет проходить этот процесс, и какие изменения будет включать новая редакция конституции?
– У нас в конституции есть много дополнений, которые не выполняются уже долгое время, это надо пересмотреть. Должен быть Конституционный суд, которого у нас нет, и тема его создания мной поднималась. У многих есть претензии к определенным нормативно-правовым актам, требующим вмешательства Конституционного суда, и все эти вопросы не на площадях надо обсуждать, а в рамках Конституционного суда, только так будут ясны претензии сторон. К сожалению, этого не происходит, но мы будем добиваться создания суда, чтобы правомерно рассматривались вопросы, возникающие между ветвями власти.
– Ожидается ли реформа в системе МВД, и что она будет из себя представлять?
– Самое главное в системе МВД – наведение порядка именно в части борьбы с организованной преступностью и выполнение всеми сотрудниками милиции тех обязанностей, которые у них есть. Необходимо категорически пересмотреть направления деятельности, чтобы у нас не происходило ситуаций, как с Джабиевым. На самом деле, в МВД подавляющее большинство являются профессионалами своего дела, и говорить о глобальных реформах, которые призваны перевернуть все «с ног на голову», не стоит. А вот точечно подходить к проблемам, которые видны, и на которые надо реагировать – это нужно, без сомнения.

– Южная Осетия сейчас активно проявляет себя и во внешней политике. Намерены ли в дальнейшем добиваться признания? Какие основные направления вы для себя видите?
– Вопрос дальнейшего признания Южной Осетии стоит на повестке каждый день. У нас много контактов с разными странами, где-то есть продвижение и перспективы. Вообще представители большинства государств, с которыми мы общаемся, полностью признают, что было нападение на Южную Осетию, что республика должна быть независимым от Грузии государством. В то же время мы сталкиваемся с серьезным противодействием со стороны коллективного Запада и Грузии по блокированию вопроса признания РЮО, но, несмотря на это, мы можем сказать, что идет плотная работа. Уверен, признание Южной Осетии – необратимый процесс. Сегодня или завтра, но нас будут признавать.
– Территория границ Южной Осетии находится под максимальной охраной. Как вы в целом оцениваете уровень безопасности?
– Нам необходимо обеспечение полной безопасности, исходя из того, что у нас случалось в республике несколько раз, с какой стороны была агрессия. В принципе по этому вопросу все понятно, Россия является гарантом безопасности Южной Осетии, здесь находится пограничное управление ФСБ РФ, 4-военная база Министерства Обороны РФ. Мы в полном спокойствии.
– Одним из актуальных вопросов является пересечение российской границы владельцев автомобилей с югоосетинскими номерами. Насколько известно сроки ввоза продлены до 30 сентября 2021 года. В перспективе, планируется ли упростить данную процедуру?
– Этот вопрос стоит на повестке дня. Более того, разработана дорожная карта, по которой мы должны прийти к тому, что у граждан Южной Осетии не будет необходимости оформления ввоза, но есть и требования со стороны российских коллег, это в том числе и по таможенным пошлинам. У нас, «растаможка» машин стоит гораздо дешевле, чем в России. Чтобы мы это устранили, необходимо повысить уровень жизни жителей Южной Осетии, довести зарплаты до уровня России, и потом говорить об увеличении таможенных пошлин, ведь российские коллеги правы, говоря о «растаможке». Какая разница между гражданином РФ, проживающим во Владикавказе, с тем, кто проживает в Цхинвале? Мы прекрасно знаем, сколько машин затерялось на просторах России, что накладывает на таможенные органы серьезные издержки и создает проблемы, потому что они не видят куда делись машины и штрафные санкции, которые применяются к ним, перевалили за сотни миллионов рублей. У нас будут повышены пошлины настолько, насколько повышается зарплата и тогда проблем не будет. Для граждан Южной Осетии, проживающих постоянно на территории республики, этой проблемы нет. В большей части это проблема для граждан РЮО, проживающих за пределами, но мы не можем отказаться от этих граждан, они наши тоже, и их права мы обязаны защищать. Исходя из этого, мы выстраиваем переговорные процессы, рассматриваем разные пути, в том числе и возможность переходного периода.
– Только вступив в должность президента в 2017 году, в одном из своих интервью вы говорили, что есть большая доля вероятности, что Южная Осетия войдет в состав России. На сегодня, какая у вас точка зрения относительно данного вопроса, будет ли Южная Осетия включена в состав РФ, и видите ли вы это в ближайшей перспективе.
– Считаю недоразумением, что один народ разделен. Нельзя делить народ, у которого один общий язык, традиции, обычаи, и исходя из стратегических моментов, которые будут в будущем, Южная Осетия должна быть в составе России. Есть несколько способов – прямое вхождение и вхождение путем интеграции. У нас подписано соглашение о сотрудничестве и интеграции, сегодня, как раз, занимаемся интеграционными процессами фактически по всем направлениям, и все эти шаги говорят о том, что мы будем в составе России. К этому процессу мы идем, это не желание президента, это желание народа и стремление народа жить в одной семье.
– Анатолий Ильич, уже через полгода, весной 2022 года, у вас истекает срок полномочий. Будете ли вы баллотироваться на повторный срок?
– Скажу так, я не вижу никаких субъективных и объективных причин, которые не позволили бы мне баллотироваться на должность президента Республики Южная Осетия.
Беседовала  Алина 15-Баззаева
https://region15.ru/