Цнелис: продали или прозевали?

Почти два месяца югоосетинские пограничники несут усиленную службу по охране государственной границы вблизи незаконного грузинского блокпоста, выставленного грузинской полицией в районе бывшего завода «Грузтальк» в конце лета.

Участок называли спорным, якобы комиссия по делимитации и демаркации границы в свое время не смогла решить, как в этой местности будет проходить граница. Были и такие версии, что грузины регулярно наведывались в Цнелис, осматривались и, не теряя времени, заняли пустующую высоту. Власти Южной Осетии расценили это как грубое вторжение грузинских силовиков на югоосетинскую землю и незамедлительно обосновали неподалеку свой пограничный пост. Этот инцидент вызвал бурные обсуждения внутри осетинского общества. В адрес руководства республики звучали обвинения в том, что власти республики не в состоянии защитить границы и своих граждан. Всплеск эмоций не оставил места простому анализу. Есть вопросы к определенным лицам и специальной комиссии, на которых лежит прямая ответственность за Цнелис. Можно смело говорить о том, что на время президентства Бибилова пришлись итоги халатной работы комиссии по делимитации и демаркации границы десятилетней давности.
Ведь комиссия, призванная обозначить государственную границу, созданная еще в апреле 2009 г. Эдуардом Кокойты должна была за десять лет исключить любые неточности, связанные с линией прохождения границы. В правительственную комиссию по определению границ республики изначально вошли 34 уполномоченных лица, представлявших абсолютно все органы власти. Для сравнения, парламент республики состоит из 34 депутатов. То есть представьте себе, что целый парламент десять лет заседал по одному и тому же вопросу, вооружившись всеми существующими картами Южной Осетии, с неизменной повесткой по обозначению линии прохождения государственной границы. Здесь просто не может быть права на ошибку. Над чем и как работали члены комиссии, как и где проходит государственная граница, везде ли она оформлена соответствующими заграждениями и обозначена инженерными сооружениями – эти вопросы остаются открытыми по сей день. И уж однозначно, появление грузинского блокпоста в Цнелис – это результат недобросовестной работы комиссии по делимитации и демаркации границы.
Председателем правительственной комиссии по демаркации и делимитации Кокойты назначил Бориса Чочиева, ранее возглавлявшего югоосетинскую часть Смешано-контрольной комиссии, и имевшего длительный опыт диалога с грузинскими властями по вопросам постконфликтного урегулирования. Возглавив после войны комиссию по делимитации и демаркации границы, Чочиев еще три года руководил работой комиссии. Основная деятельность по определению линии прохождения госграницы проводились именно с 2009 по 2012 год. А последующий период был посвящен уже непосредственно инженерному обустройству границы.
Все члены комиссии прекрасно понимали, что граница по Декрету 1921 года имеет сложную конфигурацию, а сама граница неоднократно менялась. Члены комиссии обратились в МИД РФ с просьбой оказать техническое содействие в подготовке карт. Позднее было принято решение обозначить линию прохождения согласно границам бывшей югоосетинской автономной области ГССР. Карты того времени легли в основу работы комиссии по демаркации и делимитации границы Южной Осетии. На одном из заседаний комиссии руководитель пограничной службы Южной Осетии Сергей Колбин сказал, что «предстоит сложная задача – определить для самих себя, как проходит граница на местности, чтобы определять эту линию».
Проследить работу комиссии по протоколам заседаний и принятым решениям, к сожалению, сегодня уже невозможно. В правительственных архивах не сохранились копии протоколов заседаний комиссии. Не зафиксированы документально решения и постановления комиссии.
Вообще с 2009 по 2011 годы существует большой пробел в ведении отчетной, финансовой, проектно-сметной документации. Шло хаотичное восстановление социальных объектов, люди продолжали жить в палатках, разбитых в собственных огородах. Восстановление разрушенной в августе 2008 г. инфраструктуры шло крайне медленно и с большими нарушениями. Город как муравейник был заполнен гастарбайтерами всех разновидностей, а из Москвы текли неконтролируемые потоки миллиардов рублей финансовой помощи, которые плавно оседали в карманах Эдуарда Кокойты и Ко. Поэтому пока народ пытался согреться в палатках, а Кокойты не сбиться со счета денег, вопрос места прохождения границы мало интересовал и тех и других, по понятным в обоих случаях причинам.
Согласно официальным документам с 2009 по 2012 годы Россия выделила Южной Осетии более 15 миллиардов рублей:
2009 год: 6 999 997 293,76 руб.
2010 год: 1 126 621 000,00 руб.
2011 год: 3 809 965 999,97 руб.
2012 год: 3 710 000 000,00 руб.
Для понимания масштабов коррупции, с учетом инфляции, на сегодняшний день это порядка 30 миллиардов рублей.
Эти деньги растаскивались ближайшим окружением экс-президента Эдуарда Кокойты. В Цхинвале пока на слуху имена главных казнокрадов того периода – брат президента Роберт Кокойты, глава строительного ведомства Зураб Кабисов (Гоппи), министр здравоохранения Нугзар Габараев, Генеральный прокурор РЮО Хугаев Таймураз, однофамильцы и кузены Эдуарда Кокойты – владельцы фирм однодневок, подрядчики и субподрядчики, прорабы и разнорабочие, все были одержимы идеей украсть кусок побольше. Такая нагрузка с освоением миллиардов российской помощи не оставляла сил на контроль над исполнением стратегически важных государственных задач. А тем временем проводились собрания комиссии с участием глав сельских администраций, многие из которых имели весьма расплывчатые представления об исторических границах и мало разбирались в картах. Это и не требовалось. Долгое время держались упорные слухи о том, что власти Грузии негласно «купили участок земли около завода Грузтальк» еще в 2010 году. Якобы заинтересованность в нем грузинских бизнесменов объясняется богатыми залежами мрамора и гранита.
На инженерное обустройство границы с государством, которое регулярно нападает на Южную Осетию в период Эдуарда Кокойты финансирование, почему-то, практически не выделялось. Приграничные заборы стали появляться только после 2013 года.
В 2012 г. комиссию по демаркации и делимитации границы возглавил Джиоев Мурат, а состав комиссии сократился вдвое и был заменен полностью. М.Джиоев неоднократно заявлял, что все работы по определению местности линии прохождения госграницы проводятся в соответствии с законодательством Южной Осетии. В 2013 г. вдоль югоосетино-грузинской границы на равнинных частях стали появляться заборы, заграждения, а члены комиссии рапортовали о постепенном внедрении в ближайшем будущем современных технических средств, видеонаблюдения, радиолокационных комплексов, тепловизоров и прожекторов, которые должны были обеспечивать контроль и своевременно фиксировать факты незаконного нарушения границы. Все эти обещания о надежной охране границ естественно требовали финансов. Между тем, росло недовольство жителей приграничных сел, домовладения и земельные участки которых после прокладывания границы порой оставались по ту сторону колючей проволоки. Разделенными оказались села Арцев, Хелчуа и ряд других населенных пунктов. К сожалению, во многих случаях при определении линии границы не был учтен человеческий фактор. В том числе, ответственность несет и экс-заместитель руководителя Пограничной службы РЮО Роберт Газзаев, который вплотную занимался вопросами оформления государственной границы. Слаженная работа членов комиссии должна была своевременно определить каждый сантиметр границы Южной Осетии. Сегодня перенос колючего забора на 5 см вглубь буферной зоны уже тянет на международный скандал и может стать поводом новых нежелательных провокаций.