Раскол НАТО: о чем свидетельствует инцидент у берегов Ливии?

В Средиземном море корабль ВМС Турции, направлявшийся в Ливию, был перехвачен французским фрегатом, который патрулировал ливийскую прибрежную зону в рамках миссии «Морской страж» (Sea Guardian) по предотвращению поставок оружия в североафриканскую страну. При этом турки не только отказались выполнить требования французских военнослужащих по досмотру груза, но взяли корабль страны-союз-ника по НАТО на прицел с помо-щью систем ракетного наведения.
Французы были вынуждены ретироваться и пропустить турецкий корабль с оружием в Триполи. Сейчас специальная комиссия НАТО занимается расследованием этого громкого происшествия.
Между тем скандальный инцидент стал очередным доказательством краха единства западного военного блока. Страны-участники альянса неумолимо погружаются в политические и идеологические распри: амбициозные лидеры, к числу которых в первую очередь принадлежат президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и глава США Дональд Трамп, рассматривают НАТО не в качестве гаранта безопасности, а как тяжелое бремя, проводя параллели с «клеткой», ограничивающую их в свободе действий.
И США, и Турция давно потеряли веру в своеобразный «западный космополитизм», идеологи которого ставили интересы «коллективного Запада» выше интересов отдельных государств. После распада СССР, ознаменовавшего исчезновение общего врага, политические элиты ведущих стран-членов альянса стали постепенно осознавать, что их интересы зачастую не только не совпадают с интересами партнеров по военному блоку, но иногда прямо им противоречат. По сути, вчерашние союзники стали только мешать друг другу.
Собственно, ситуация у берегов Ливии явное тому подтверждение. Как и сирийский конфликт, в котором страны-участники НАТО пытаются защищать собственные интересы в ущерб своим союзникам. Так, в Сирии Вашингтон и Анкара зачастую вступают в конфронтацию друг с другом, а в отдельных случаях вообще ведут себя словно откровенные враги.
Вряд ли у Турции остались общие интересы и с Францией. Активная поддержка Парижем позиции Афин в конфликте вокруг Северного Кипра, а также признание Францией геноцида армянского населения в Османской империи окончательно разобщили партнеров по альянсу. В Ливии Турция и Франция также по разные стороны баррикад: Париж склоняется к поддержке Халифа Хафтара, тогда как Анкара выступает на стороне Правительства национального согласия в Триполи.
Президент Франции Эммануэль Макрон, недавно заявивший о «смерти мозга» НАТО, охарактеризовал происшествие в Ливии как вызов самому существованию альянса. По словам французского лидера, складывающаяся ситуация на международной арене будет способствовать регулярному возникновению подобных инцидентов.
В условиях наступившего раскола НАТО политические лидеры стран Североатлантического альянса, вероятно, уже скоро должны будут договориться о действиях западного военного блока в случае вооруженного конфликта между его отдельными участниками. Иначе любой инцидент подобному ливийскому может спровоцировать масштабные военно-политические катаклизмы с трудно прогнозируемыми последствиями.

А ДЖИОЕВ