Признание независимости – это оценка пути, который прошли Южная Осетия и Абхазия

Признание независимости Южной Осетии и Абхазии Российской Федерацией обсудили в рамках видеомоста Цхинвал – Сухум на площадке Спутник – Южная Осетия представители власти и защитники Отечества. В диалоге с югоосетинской стороны приняли участие первый заместитель руководителя администрации президента Южной Осетии Алан Джуссоев, полпред президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев и кавалер ордена «Уацамонгæ» Тамаз Бестаев. Абхазскую сторону представлял помощник президента Абхазии по международным делам Максим Гвинджия.

Взгляд в историю
О предпосылках становления государственности Южной Осетии, о тяжелом пути обретения независимости и войне 08.08.08 рассказывали герои видеомоста. Каждый из них принимал непосредственное участие в этих процессах, был свидетелем трагических событий своего народа.
Тамаз Бестаев подробно остановился на том, где его настигла августовская война, как югоосетинские парни защищали свою республику и народ. «Нельзя сказать, что война была для нас неожиданностью, так как уже до 7 августа шли бои в приграничных селах. После начался массированный обстрел залповыми комплексами «Град», город на глазах разрушался, было много раненых и убитых…», – рассказал Бестаев.
Он добавил, что сегодня надо больше внимания уделять событиям новейшей истории Южной Осетии, подрастающее поколение должно глубже и подробнее знать о трагических страницах нашей истории и героических поступках своего народа, которые и привели к обретению независимости Южной Осетии. «Победа и независимость не даются просто так, она завоевывается ценой жизни многих граждан, это долгий и тяжелый путь. Я бы предложил документально увековечить воспоминания представителей моего поколения, тех, кто принимал участие в отстаивании территориальной целостности и суверенитета нашего государства», – считает Бестаев.
По мнению Мурата Джиоева, без трепета в душе нельзя говорить о тех трагических днях, где есть и радость, и огорчение. Полпред назвал День признания независимости очень важным праздником в жизни народов Южной Осетии и Абхазии. Дипломат напомнил, что ситуация начала обост-рятся в начале августа. «1 августа республика подверглась сильному обстрелу. 7-го мы ушли с работы в 9 часов вечера, до 11 часов работали с Борисом Чочиевым, готовили проект протокола встречи сопредседателей СКК, и домой приехал только в 23.20. Через 10 минут началась война…», – поделился воспоминаниями Джиоев.
По словам полпреда, 25 августа «мы уже были в счастливом ожидании, так как Госдума и Совет Федерации России одобрили заявление о признании Южной Осетии и Абхазии».
«26 августа ждали оглашения указа президентом России. И после выступления Медведева в республике началось ликование. На тот момент руководство республики было в Москве, и вместе с Элеонорой Бедоевой мы организовали митинг на Театральной площади. Сам факт признания – это оценка того пути, который прошли наши республики. В течение долгих лет мы строили свое государство и добивались признания. Самое главное, что на пути становления наших государств мы не допустили ни единой ошибки, прошли все этапы становления государств в полном соответствии с международным правом, что дало России возможность признать реально существующие государства», – рассказал политик.
Джиоев добавил, что после развала СССР большинство югоосетинских и абхазских граждан приняло российское гражданство, и этот факт давал право России обеспечить безопасность своих граждан. «За 13 лет после признания мы прошли большой путь для установления дружеских, партнерских, взаимовыгодных отношений с РФ, базирующихся на прочной договорной основе, и сотрудничество будет продолжаться в дальнейщем», – отметил дипломат.
Заслуженное признание
Мурат Джиоев особо тепло приветствовал абхазского коллегу (Максим Гвинджия долгие годы работал в МИД Абхазии), с которым ему довелось сотрудничать многие годы. Сегодня они продолжают работу по отстаиванию интересов своих республик, но уже на других должностях. Максим Гвинджия тоже тепло отозвался о коллегах из Южной Осетии, вспомнил и о Борисе Чочиеве, с сожалением отметил его кончину и выразил соболезнования родным и близким.
«Нельзя говорить о признании, не вспоминая события предыдущих лет. Независимости порядка тридцати лет. И признание независимости в 2008 году – абсолютно заслуженный акт. Наши народы долго к этому шли, и, к сожалению, нашим осетинским братьям пришлось заплатить за признание очень высокую цену. Весь мир наблюдал, как грузинский агрессор пытается уничтожить целый народ. Я иногда с ужасом представляю, что было бы, если бы Грузия смогла захватить Южную Осетию и разрушить Рукский тоннель… Никто кроме России не смог защитить права и свободу Южной Осетии и Абхазии. Только благодаря России, которая заступилась и понесла человеческие жертвы и серьезные политические издержки на международной арене, справедливость была восстановлена. Благодарность всегда останется в наших сердцах», – отметил Гвинджия.
Абхазский политик напомнил, что в истории много примеров, когда Россия приходила на помощь другим народам, но, к сожалению, эти народы забывают об этом и становятся центром русофобии. В нашем случае дружба проверена многочисленными трудностями, через которые пришлось пройти, и со временем дружба между Россией – Южной Осетией – Абхазией становится все крепче. Сегодня самая главная задача для наших стран – сделать республики такими, какими мечтали увидеть их ребята, погибшие за свободу наших стран, сделать все для стабильности и процветания», – добавил помощник президента Абхазии.
Не стоит реагировать
Не осталось без внимания участников видеомоста недавнее заявление отдельных западных стран, в котором они призывают Россию отозвать независимость Южной Осетии и Абхазии.
Максим Гвинджия считает, что реагировать на подобные заявления не стоит. В продолжение этой темы Алан Джуссоев отметил, что целесообразнее заниматься своими делами и развивать свою страну – экономически и социально. А Мурат Джиоев, поддержавший мнение участников диалога, пояснил, что обращение было к России и она дала западным странам четкий ответ. «Достаточно ясное заявление нашей позиции сделало и МИД РЮО. А западные страны озвучивают свое мнение, им необходимо укрепление своих позиций в Грузии. Мы на площадке Женевских дискуссий всегда заявляем, что Южная Осетия к территориальной целостности Грузии никакого отношения не имеет. Южная Осетия и Абхазия – независимые государства и строят суверенные отношения с Россией», – уточнил югоосетинский дипломат.
Кто одиннадцатый?
Касаясь работы по дальнейшему признанию независимости Южной Осетии и Абхазии, Максим Гвинджия сообщил, что совместно с югоосетинскими коллегами продолжают координировать совместные действия по процессу признания. «Уже в копилке несколько государств, которые пока не называем, но они практически готовы признать независимость Абхазии и Южной Осетии. В процессе международного признания есть один фактор – многие страны боятся сделать первый шаг, поскольку незамедлительно на них будет оказано жесткое давление со стороны Запада, в частности, США. Хотя Россия не оказывала жесткого давления на те страны, которые признали Косово и не устанавливала против них санкции. А США использует любые методы, чтобы оказать давление на страны, которые планируют признать независимости Абхазии и Южной Осетии. Я на личном опыте убедился в этом», – пояснил Максим Гвинджия.
По его словам, процесс дальнейшего признания – перспективный, и широкое признание наших государств не за горами. «Несмотря на процесс запугивания, у Юж-ной Осетии и Абхазии много друзей и союзников, которые пока что по определенным причинам не могут признать независимость, но с ними можно вести коммерческую, взаимовыгодную деятельность, и эти страны готовы нас признавать экономически, что тоже важно. Мы можем работать в этом направлении очень успешно», – считает абхазский дипломат.
Полпред президента РЮО согласился с Максимом Гвинджия, что есть страны, которые хотели бы признать Южную Осетию и Аб-хазию, но из-за оказываемого давления со стороны не могут этого сделать. «Помню, были в одной стране, где нам сказали – «если вас признает 10 государств, мы сразу будем одиннадцатыми». К счастью, осталось немного, и будем надеяться, что дойдем и до числа одиннадцать. Нужно работать, в этом направлении МИД работает ежедневно. Но, на мой взгляд, и Южная Осетия, и Абхазия главное признание получили 13 лет назад со стороны России. А для того, чтобы другие страны видели реальное существование двух государств, необходимо укреплять свою государственность во всех отношениях, презентовать себя как состоявшееся государство. Самое главное – наши государства существуют и рады дружить со всеми, кто нас уважает и признает наши народы и наше право на равноправное существование. Об этом говорим каждый раз и на Женевской площадке», – подчеркнул Мурат Джиоев.
Представитель администрации президента Алан Джуссоев добавил, что на заре становления югоосетинской государственности никогда не ставилась цель создать государство с расчетом на ее дальнейшее признание. «Цель создания государства – абсолютно другая. Все то, что делается внешнеполитическим ведомством – это повседневная работа, которая есть и должна быть в любом государстве… Я считаю, что признание будет, но мы не должны на этом останавливаться. Нам необходимо всесторонне развивать наше государство, все сферы жизнедеятельности. У нас очень перспективные сферы для развития, что бы не говорили наши южные соседи», – отметил Алан Джуссоев.
По его словам, самое главное – есть Россия, признавшая независимость наших республик и помогающая нам обеспечивать безопасность. «Вот уже 13 лет как в списке главных проблем граждан Южной Осетии нет Грузии вообще. У нас другие проблемы и настроены только на их решение», – подчеркнул он.
Участники видеомоста были настроены оптимистично, нацелены на развитие своих республик и на расширение международного признания.

А. ДЖИОТЫ